Поиск
Тайна: Хозяин Огня — славим на Коляду!

Костёр — общий и семейный праздник!



Праздничные костры были общесельским делом, то есть все, и стар и млад, принимали обязательное участие. Конечно, в этом была некая общественная магия.

Разводили сообща, и присутствовали все, кто «на ногах». Даже если в каких-то местностях зажигали не костры, а факелы, в любом случае сохранялось общинное участие.

Костры разводили при любой погоде, лишь стихийные бедствия, случившиеся накануне праздника, могли помешать устроить общесельский костер. По свидетельствам, этому могло помешать и какое-то общее горе, к — к примеру, если забривали молодых ребят в рекруты накануне праздника.

Такой костёр имел для всей общины символизм единения, как будто большая семья собралась за праздничным столом.

Раз в году, на один из солнечных праздников, разжигали единственный, но общий костёр. Можем представить себе этот величественный костёр, объединяющих все семьи селения в единое мощное сообщество!




защитный обряд на коляду практикум

Костёр — предмет гордости

К устройству праздничных костров относились очень серьезно, а сами костры были для местных жителей вопросом славы и гордости. Соседи изо всех сил пытались сделать свой костёр «покрасивше»: соседние де­ревни, села, хутора, кварталы, концы и даже улицы одного села обычно соревновались друг с другом в том, чей костер выше, ярче, дальше виден и дольше горит.

Для этого взрослые посылали детей внимательно следить за тем, не зажгут ли соседи костер раньше их; перекрикивались с теми соседями, кто по каким-либо причинам за­держивался с костром; если в костер вставляли высокую жердь, то сначала зажигали ее и, забравшись на крышу, показывали свою жердь соседям, разжигали костры на высоких берегах рек и сравни­вали костры соседних сел.




Игры и озорство

Чтобы дрова, используемый для устройства и разжигания костра, не украли соседи, выставляли около него сторожей, так же стерегли деревце, вставляемое в середину костра и украшенное, иначе соседи могли украсть и сжечь его раньше.

Для того чтобы обмануть соседей, громоздили иногда два костра: один ложный (маленький и невзрачный), а другой настоящий, большой.

Соперничество продолжалось и во время разжигания костра: кое где жители перекрикивались с соседями, понося их (а также их костры) и восхваляя себя.




Семейные костры

Но и при общинных мероприятиях жгли праздничные костры на своих участках, иногда даже в домах. Эти семейные костры, будучи массовыми, но не общинными, делались только для отдельных магических целей: предотвращение градобития, изгнание змей или насе­комых, уничтожение старья, для здоровья.




Как делали большие и малые костры?

Костры разводили обычно на земле или приподнимали огонь на особых помостах, иногда поднимали наверх на столбе; катали зажженные колеса. Часто использовали факелы и зажигали старые метлы, пускали зажжёные стрелы.

Получило распространение и соединение кострища и обрядового деревца. Конечно, часто рядом с костром помещалось специально изготовленное к празднику чучело (кукла): Марена, Купало, ведьма и другие, уничтожаемые по окончании праздника или сжигаемое в костре.

Вспомню и маленькие костры, разжигаемые для здоровья, разводили прямо на полу в доме на металлической заслонке или сковороде, чтобы избежать пожара. Материалом для таких костров служил можжевельник, дыму которого придавался в том числе и защитный и очищающий смысл. Через такие костры переносили детей и перешагивали сами, а также окуривали дымом весь дом.




защитный обряд на коляду практикум

По каким поводам зажигали обрядовые костры?

Конечно, ко всем восьми значимым точкам Кологода: приход Коляды (25 декабря), Громница (2 февраля), встреча Ярило (23-25 марта), встреча Живы-лета (на 1 мая), на Купало (23-25 июня), на приход Макошь (на 2 августа), на Авсеня (19-13 сентября) и на Маренин праздник (1 ноября).

Во время «больших костров» дома и дворы и во дворах, вблизи домов, в садах, около загонов со скотом сжигали мусор (солому, старую одежду и обувь, сухой навоз и прочее), стараясь, чтобы от костров было побольше дыма, который должен был защитить их и скот от змей, домашних насекомых, болезней, сады — от непогоды и гусениц.

Очистительные костры имели поистине массовый характер. Известны и особые, молодёжные костры: молодежь (или отдельно девушки), собравшись перед рассветом где-нибудь на открытом месте (на холмах, в лесу, в поле, на перекрестках), жгла на заре костры, веселилась вокруг них, пела, играла.

Широкое распространение получили костры, разжигаемые в Ярилин (Юрьев) день. Обычно их жгли пастухи или хозяева на земле около загонов со скотом, домов или на дороге (реже — зажигали факелы) и перегоняли через них скот во избежание болезней или для защиты от ведьм.

Эти юрьевские костры открывали сезон обрядовых костров, продолжавшийся вплоть до окончания купальских обрядов. Массовый характер имели и так называемые лиле, машале (серб.-хорв.) — смоляные факелы из черешневой, сосновой или березовой коры, которые зажигали на Купало. Часто их жгли пастухи, подпаски, а также дети и молодежь; они обходили с зажженными факелами загоны со скотом, поля, пастбища и после втыкали факелы в землю.


***

Уже начала рассказывать, что костры были огненным праздником не только восточных славян. Посмотрим в следующей статье пошире.

На благо!