Поиск
Тайна: Хозяин Огня — славим на Коляду!

Обрядовый костёр-оберег



Вы, конечно, знаете, что через костры прыгали, и само это действие символически означает очищение, преобразование, наполнение новыми силами.

Приведу примеры того, как костёр использовали в качестве оберега.




защитный обряд на коляду практикум

Форма обережного действия

Календарные костры имели также значение защиты, были формой предупредительного обережного действия.

Вот несколько примеров.

Болгары считали, что там, где виден свет от масленичного костра, летом не будет града.

Болгары, сербы, хорваты, словенцы перепрыгивали через костер, чтобы избавиться от возможного нашествия блох и обезопасить себя на лето от укусов змей.

Поляки Верхней Силезии жгли метлы, полагая, что тем самым они «жгут блох», а парни качали девушек над костром, чтобы «вьггрясти из них блох».

В Болгарии по окончании гуляния парни отбрасывали от себя подальше сгоревшие факелы и говорили:

«Беште, буе, въшк'е и све гадине, от мене» [Бегите, блохи, вши и все гады, от меня!]


Сербы Болевачского среза обходили на масленицу сады с горящими факелами, чтобы гусеницы не ели плодов.

Поляки Галиции бегали на Зеленые святки вокруг своих полей с горящими факелами, стараясь, чтобы искры падали на землю, тем самым предохраняя посевы от сорняков.

Словенцы ворошили ветками угли ку­пальского костра, полагая, что тем самым они отгоняют от домов и себя змей и всю нечисть.

Словаки считали, что чело­век, удачно перепрыгнувший через купальский костер, может в те­чение всего года не бояться смерти.

Объектом особой заботы был скот. У нас на Севере обряды первого выгона были общесельским событием, зажигался общинный костёр и костёр в каждом дворе. Это было повсеместным обычаем.

Хорваты и сербы прогоняли скот через юрьевские костры или окуривали его дымом, чтобы защи­тить от злых сил, укусов насекомых и гадов.

Если в течение года скот много болел, то поляки Подгалья обвиняли в этом пастуха, который не прогнал скот вокруг костра, разжигаемого во время Зеленых святок.

В западной Сербии, у сербов Боснии и в других мес­тах накануне Петрова дня дети и пастухи делали большие факе­лы — лиле и машале, украшали их, зажигали и обходили с ними три раза загон для скота, затем отправлялись к хозяйке загона и требовали у нее молочных продуктов для разговления после поста; если она одаривала их, они трижды крестили факелом загон, чтобы волки не смогли проникнуть в него.




защитный обряд на коляду практикум

Защитный огненный тын

В ряде случаев обрядовый костер был заключительным действом сложного защитного обряда, совершавшегося в один из солнечных праздников. Речь идёт о знаменитом «опахивании».

Один из способов поставить такой «огненный тын» через домашний алтарный обряд описывает Ольга Боянова в книге «Магия свечей».

Посмотрите предметы для такого огненного обряда на Коляду у нас в лавке.

Так, в особые ночи накануне солнечных праздников ход местных жителей шёл через всё село, катя вокруг села колесо или неся на себе борону. По окончании обхода (совершаемого один или три раза), как бы замыкающего село, эти предметы скла­дывали на землю, на них сверху набрасывали дрова, старую троиц­кую зелень и другой хлам и все это сжигали в костре. Это действие должно было защитить от ворогов и нечисти всё село до следующего Солнечного Излома.






Костёр — для здоровья!

Пребывание около костра и соприкосновение с огнем имело профи­лактическое значение и, как считалось, обеспечивало человеку здо­ровье на весь предстоящий год.

Так, македонские дети, пере­прыгивая через ивановские костры, кричали:

«Да съм жив и здрав, догодина пак да скоча огиню» [Пусть я буду живым и здоровым, чтоб в следующем году опять перескакивать через огонь]


Белорусы, перепрыгивая через купальский костер, го­ворили:

«Шчоб здоровы буу, шчоб год був вэсолы».

В разных славянских традициях принято было переносить через костер маленьких детей, чтобы они были здоровы; для них рядом с большим костром раз­жигали совсем маленький.

Ради здоровья также мазали друг друга сажей по лицу.

У хорватов, поляков, белорусов люди перепрыгивали через костер или переходили через головни, угли и пепел, чтобы у них не болели ноги и кости, причем обычно это делали босиком.

У хорватов были популярны короткие приговоры, которыми со­провождались прыжки через костер, содержащие благопожелания в адрес самих себя. В Синьской Крайне старики, переходя по горячим головням, чтобы избавиться от головной боли, говорили:

«Sacuvaj те, Boze, od ove bolesti» [Храни меня, Бог, от этой болезни].


Хорваты острова Брач трижды перепрыгивали через купальский костер, выкрикивая при этом:

«Od Ivana do Ivana da me glava ne boli. Od Ivana do Ivana da me nogi ne bole. Od Ivana do Ivana da me ruke ne bole» [От Ивана до Ивана пусть у меня не болит голова. От Ивана до Ивана пусть у меня не болят ноги. От Ивана до Ивана пусть у меня не болят руки].


На острове Хвар в Далмации парни, разжигая в Ярилин (Юрьев) день дымные костры из зелени и цветов, перепрыгивали через них и кричали:

«furjevisce, Markovisce... da те nikad glova ne zaboli» [Пусть у меня никогда не заболит голова].


***

Очищение, защита, здоровье — как без этого! Костёр тут был лучшим помощником. Но ещё было важное — пламя обрядового костра воспринималось как магическое средство благополучия. Об этом — в следующей статье.

На благо!