Заглянем в глубь веков!
Хотела бы сейчас, помня о том, что читают эти тайны люди со всего мира, рассказать не только о нашей северной традиции обрядовых костров, но и об общеславянской традиции в целом. Пишите в обсуждении, вспомнилось ли что-то давнее, родное о больших общинных кострах!
Западные славяне
На большей части территории Польши общесельские костры назывались sobótku swiçtojanki (а их разжигание — palié sobótki), мазовец, Купалочка.
Такое название костров связано с их приурочением. На большей части Польши костры жгли в канун летнего Купальского дня; в южной Польше, а также кое-где на востоке те же костры-sobótki жгли на второй день Зеленых святок.
У словаков, чехов и мораван основным был также Купальский костер, получивший название по имени Божества, которому был посвящен праздник. На западе Словакии костры были кое-где приурочены к Ярилину (Юрьеву) дню.
На юго-западе Польши, на западе Чехии и у лужичан костры разжигали в ночь с 30 апреля на 1 мая (прихож Живы), с целью избавления от нечистой силы.
Восточные славяне
На большей части Украины и Белоруссии, а также в западно- и отчасти западно-южнорусских областей (Псковская, Новгородская, Тверская, Смоленская, юго-запад Калужской, юго-запад Брянщины, часть Курской области) костры жгли чаще всего на Купалу.
Костры назывались купала, купайло, купайлычко, реже — огонь, купайловски огонь, а их устройство и разжигание — купайлу палыть (жечь), класци купайло, купала делать. К слову, так же обычно назывались и костры, зажигаемые и в другие праздники — на Зелёные Русалии, в Ярилин (Юрьев) день и даже на свадьбе.
На юго-востоке Белоруссии и северо-востоке Украины преобладают костры, разжигаемые в составе обряда «проводов русалки» и называемые «русалку палить».
На русско-белорусском пограничье, в восточной и центральной Белоруссии, а также на некоторых западнорусских территориях костры жгут не на Купалу, а на Первые Русалии (с 16 по 22 апреля), в Ярилин (Юрьев день) (23 апреля (6 мая) или на Зеленые Русалии (с 26 мая) — их тоже обычно называют «купайло». На юго-западе Белоруссии костры жгли в составе обряда «проводов зимы». На юго-западе Калужской области костры в составе обряда «греть весну».
У русских костры разжигали на масленицу, обычно в масленичное заговенье. Сам костер, как правило, не имел особого названия (костер), а говорили «сожигать, жечь масленицу», остатков масленичных блюд (жечь пышки).
На Русском Севере костры разжигали в ночь на 1/14 мая в лесу или на поле, а все гуляние вокруг костра называлось лето «встречать». Это, конечно, древние традиции встречать Богиню Лета Живу. У восточных славян костры жгли и на Коляду, конечно.
Южные славяне
На востоке Балкан основным календарным костром был масленичный. Его раскладывали иногда прямо на земле, иногда вокруг столба; пускали огненные стрелы. Однако любимой забавой были факелы. Для этого парни привязывали или как-нибудь иначе прикрепляли солому или кору к длинным прутьям и веткам, поджигали солому и бегали по селу, вертя над головой этими горящими факелами-оратниками.
***
Как видите, друзья, костёр — непременный спутник при народных обрядах. Посмотрим костёрные ритуалы в следующей статье.
На благо!