Поиск
Тайна: Магические предметы народной магии

Помощь знатков в свадебном обряде

Каждая местность имеет свои свадебные традиции. Однако общая символика прослеживается у всех славян. К примеру, главным местом действия считался Красный угол (или Большой угол). Именовался так передний угол, напротив которого стоит печь (еще один предмет силы). Здесь проходил брачный сговор между родителями жениха и невесты. А в день свадьбы тут размещался стол для трапезы. Так и говорили:

«Тащи стол на кут (от печи в красный угол)».

В свадебной обрядности этот предмет тоже играет немаловажную роль.



магические предметы, предметы магия, свадебный обряд, знатки


Так, подготовка к торжеству называлась «стол набирать», пиршество – «стол справлять» или «гулять столы», обрядовый свадебный стол именовался «красным». В отношении выкупа и подарков говорили: «дать на стол», «стол выкупать», «к столу идти/ездить» и т.д. В одних местах было принято обводить новобрачных вокруг стола для счастья. А у нас на Севере другой обычай был в заключение свадебного стола. Горшок, из которого была съедена каша, кидали в печь с приговором:

«Сколько черепья, столько молодым ребят!»

Но свадебный пир был уже кульминацией торжества. Подготовка к нему занимала много больше времени и усилий. На каждом этапе все могло пойти наперекосяк, а беда могла прийти, откуда не ждали.




От чего оберегали жениха и невесту?

Свадьба без див не бывает. Мало ли завистников у молодых? Кто-то сглазить случайно может, а кто-то сразу с дурным намерением приходит. Более всего на свадебном пиршестве опасались колдунов. То были люди обученные, с нечистью знавшиеся. Им за радость кого-нибудь попортить, даже если выгоды в том никакой не будет. Портеж зачастую делался с помощью заговоренных предметов:

СТРУЧОК ГОРОХА.
О стручке с девятью горошинами упоминается в разных источниках. Чаще всего его подкладывали в свадебную повозку, чтобы остановить коней. На стручок наговаривали что-то вроде:

«Вот тебе, сивый! (или пегий, вороной и проч. — смотря по шерсти лошади) девять четвертей гороху, сват да сваха, жених да невеста, да черту большое место; а ты стой да постой, с места не тронь — отныне и до веку, да будет так».

или
«Девять мер гороху, десятая невеста, кони ни с места».

ВОЛЧЬЕ СЕРДЦЕ.
Улучив момент, колдун бросал на дорогу высушенное сердце волка. Эта чара должна была не просто остановить свадебную повозку, а заставить лошадей взбеситься и встать на дыбы.

БУЛАВКА.
Еще один предмет «на все случаи жизни». С ее помощью колдун мог лишить жениха мужской силы. Для этого булавку втыкали в то место, где парень помочился в первую брачную ночь.

ЩЕПКА С ОТВЕРСТИЕМ ОТ СУЧКА.
Еще одна пагуба для здоровья жениха. Чтобы нанести половое бессилие, колдун подбирал у дома невесты щепку, напоминающую по очертанием фигуру человека. В ней непременно должно было быть отверстие. Такая щепка за заговоров пряталась в поленнице во дворе.



Как Знатки противостояли злым намерениям колдунов?

Раньше ни одна свадьба не обходилась без Знатков. А кто же еще поможет новобрачным избежать беды? В Пермской губернии было заведено одного Знахаря приставлять к жениху, другую Знахарку – к невесте. Они обязательно входили в состав свадебного поезда, чтобы своевременно отводить зловредное колдовство. Отголоски этой традиции остались в народных пословицах и приметах, дошедших до наших дней:

«При встрече молодых у ворот раскладывают огонь (от порчи)».
« Перед молодыми разметают дорогу голиком, идучи задом».
«Жениха под венец опоясывают вязаным кушаком (узлы охраняют от порчи)».
«Жениху и невесте под венец втыкают булавки против сердца, а за пазуху кладут ртути (от порчи)».
«Под венец молодые от уроков опоясываются лыком (или сеткой, вязаным в узлах поясом)».

Знахари и заранее портеж предупреждали и по мере надобности худо отводили. Так, при остановке свадебного поезда Знатка брала блоху и клопа, сажала на соломинку с приговором:

«Как блоха да клоп скачет, так и вы, кони, скачите».

А чтобы возвратить жениху мужскую силу, брали у петуха кровь из гребня. Спаивали ее порченному со словами:

«Как гребешок у петуха стоит, так чтобы и у того-то стоял».

Вообще, жениха портили не реже, чем невесту. Потому на Севере был обычай перед свадьбой «рожать» сына заново. Мать становилась возле двери или печи, одной ногой упираясь в косяк или угол. А парень должен был пролезть в образовавшиеся «ворота». Делалось это перед тем, как отправиться к дому будущей жены.

Замечу еще раз, что оберегов для молодых насчитывалось множество: иголки, упомянутые выше, замок, воск, смола, чеснок, семена растений и прочее. Даже рыболовная сеть в дело шла. Ею обматывали невесту, произнося:

«Как этот узел не развязать, так и того-то не испортили, не изурочили».

Отдельно делался для молодых свадебный оберег-заговор:

«Есть въ западной стороны море Черное; въ томъ же мори есть островъ; на томъ же острову выросло древо, на томъ же древѣ корень и вѣтвіе. На томъ же древѣ сидитъ желѣзенъ мужъ, осматриваетъ желѣзенъ мужъ всякаго вѣдуна, колдуна, кудесника, чтобы видѣти мнѣ сторожу колдуна и вѣдуна, мужика и женку, и дѣвку. Окажи мнѣ на всѣхъ четырехъ сторонахъ, окажи мнѣ сторожу въ избѣ или на улицы, въ пиру или на сварбы, или у заплота или за плахами или за рѣкою, вездѣ, кто гдѣ не стоитъ, какъ бы сторожа не тронуть. Тотъ же желѣзенъ мужъ, кабы на колдуна и вѣдуна тенетъ онъ лукъ, отворачиваетъ недобрыя словеса и рѣчи колдунове и вѣдунове, яже онъ врагъ ими на меня вражитъ, онъ отворачиваетъ, тотъ же желѣзенъ мужъ. Или баба еси сътьми же, тотъ же врагъ ее же, кабы она легонько въ зубы подолъ знела и подругу бы оказала, руки бы зняла, своего дьявола звеселила, да тотъ же желѣзенъ мужъ въ избу привяжи ея къ печному столбу, а на улицы къ огороду. А мужикъ тотъ же колдунъ надо мною пытаетця; ты же желѣзенъ мужъ, кабы насъ не няла ево ни молитва, а ему колдуну не чѣмъ бы ему отъ меня не онятця; сведи его тотъ же желѣзенъ мужъ, сведи ево въ баню и поставь его въ каменицу головою, иже ево врага, кой вражитъ, и повесь ево же вверхъ ногами у стропилъ ко одному углу, и броси ево же о сыру землю, да тотъ же желѣзенъ мужъ не отпущай меня (имярекъ); его врага о землю порази, ево стречника. Или у князя молодова лошадь подтыкаетця отъ подтычки, или у свахи, у тысечково, у дружекъ, у сторожа, у всево княжева поѣзду прибору отъ воженія, которая врагъ повалить захочетъ о крѣпостѣ, тотъ же желѣзенъ мужъ обороняетъ меня, имярекъ, сторожа и князя и княгину, тысецкаго, дружекъ и весь княжей приборъ, бросаетъ ево того же врага, какъ бы на насъ не думалъ, броси ево о сыру землю; во вѣкъ вѣковъ, да будет так».

Не забываем и о предметах, имеющих сакральное значение для жениха, невесты и их будущих детей.





Магические предметы в свадебной обрядности

СВАДЕБНЫЙ ВЕНОК.
Важнейшая часть свадебного наряда невесты, символизирующая окончание одного периода жизни и начало другого (как наденут венец, так всему конец). Наряду с другими круглыми предметами (каравай, кольцо) он символизировал брак. Переход к головному убору замужней женщины (назывался он «кика») считался ответственным обрядовым моментом.

Выглядело это примерно так:
Сваха снимала с невесты покрывало, потом венок. Другая женщина подносила миску с кикой и гребнем. Сваха омочала гребень в чарку с медом и расчесывала невесту. Потом свивала или скручивала ей волосы и надевала волосник, кику и подзатыльник. В конце невесту закрывали тем же покровом, который разделял ее от жениха. Венок отдавался на сохранение, на память о девичестве.

В некоторых местностях у невесты имелось до трех венков на голове. В них вплетались травы, красные ленты, монеты и т.д. После свадьбы венок обязательно сохранялся, поскольку он не утрачивал магическую силу. Его хранили в доме для счастья, а позже использовали как детский оберег.

СВАДЕБНЫЙ ПОЯС.
Знаковая часть одежды, участвующая в свадебной обрядности. Сватовство нередко завершалось обменом поясами. Так между семьей жениха и семьей невесты снимались незримые барьеры. Перед брачной ночью сваха связывала новобрачных пояском, чтобы они ладили и дружнее жили. Поясами могли украшать свадебную повозку, дарить их присутствующим на торжестве.

СВАДЕБНОЕ ПОЛОТЕНЦЕ.
Эти предметы всегда готовили загодя. Рушники были частью приданого, поэтому их насчитывалось достаточно (10-50 штук в зависимости от достатка семьи). Их девушки украшали самыми разными узорами, глядя на вышивку своих старших родственниц. Когда новобрачная являлась в дом мужа, то приносила полотенца с собой и развешивала их там, где до этого весели полотенца свекрови.

Такой обычай был и у восточных славян, и в Сибири, и в Поволжье. Но ритуальное использование полотенец начиналось еще раньше. Их вывешивали на всеобщее обозрение с момента сговора или на второй день свадьбы. Ими повязывали руки дружек и участников свадебного поезда, обвивали конскую упряжь, перевязывали приданое. Полотенцем скрепляли руки жениха и невесты, показывая, что теперь их будут связывать брачные узы. На рушник ставили каравай или хлеб, которым родители благословляли молодых.

В некоторых местностях полотенца использовались для обустройства ложа, а еще их развешивали на стены в доме жениха после первой совместно проведенной ночи.

СОРОЧКА.
Наговоренную сорочку невесты брали, когда нужно было излечить ребенка.

СВАДЕБНЫЕ СВЕЧИ.
Использовались с той же целью, что и сорочка.

***

Сегодня мало кто помнит о свадебных традициях, да и Знаток на торжестве уже не увидеть. Но свадьба была и по-прежнему несет в себе сакральный смысл, являясь пробуждением женского начала.
На благо!