Поиск
Тайна: Магические предметы народной магии

Здоровье молодой девушки

Кого сегодня считают «завидной невестой»? Девушку красивую и с хорошим приданым. Некоторые еще добавят пару слов об образовании, воспитании и хозяйственности. И почти никто не скажет о здоровье, хотя издавна говорят:

«Деньги — медь, одежа — тлен, а здоровье — всего дороже».

Это сейчас есть возможность быстро выявить начинающуюся болезнь, а прежде смотрели на внешний вид. Считалось, коли подступает хворь, то и облик меняется:

«Высох, как лист, как спичка. Кости да кожа, одни ребра».
«Больному в еде не верь! Не больной привередлив, боль».
«Не спрашивай здоровья, а глянь в лицо. Суди не по годам, а по зубам».





Более всего настораживала худоба (даже само это слово является производным от слова «худо»), потому излишне хрупким девицам сложнее было выйти замуж.

Другое дело – девушки, про которых говорят «кровь с молоком». Что их отличало? Прежде всего, отмечали румянец, дородность и крепость. Конечно, речь идет не о нездоровой полноте, а о физической развитости. Ведь девушка после замужества должна была и с хозяйством уметь управляться, и дом в чистоте содержать, и детей родить. Последнему уделялось особое внимание:

«Дал бы бог дородство, а красоту сама добуду (румяна)».

«Не ростом взял, так дородством».

Предрасположенность к деторождению тоже определяли по внешнему виду. Точнее, смотрели на размер бедер. Считалось, что чем они шире, тем проще будет младенцу пройти по родовым путям. А значит, дети появятся на свет жизнеспособными и здоровыми.

Вот и старались девушки соответствовать, чтобы не остаться без жениха. Порой не обходилось без ворожбы.




Зачем девицы обращались к Знахаркам?

К Знахаркам шли с самыми разными просьбами: кому сглаз снять, а кому болезнь заговорить. Во многих вопросах они были сведущи, потому могли помочь девочке вырасти в женщину, способную рожать. Известно, к примеру, о магических приемах для налаживания регулов. Цикл устанавливается не сразу, однако именно по нему судили о возможности забеременеть и выносить ребенка.






Чем же помогали Знахарки?

Способов было множество. Так, при первом появлении кровей давали пить заговоренный настой травы калган. При обильном кровотечении тоже произносили особые слова, сопровождая их различными простыми действиями:

«На море Океане, на острове на Буяне, девица красным шелком шила; шить не стала, руда (кровь) перестала» (эти слова говорятся три раза, не переводя духа, а иначе кровотечение может усилиться)

«Чур, моя душа, чур, моя плоть, чур, моя кровь. Душу заедаю, кровь закусаю» (при этом нужно прикусить язык).

«На Великом океане, на острове Буяне стоит камень Алатырь. На нем сидят две девицы, они родные сестрицы. Они прядут пряжу. Пряжа – оторвися, а кровь оттолися» (так сказать три раза).

«Ехала баба по рики, дёржала палку в руки, палкой помахивала, крофь заговаривала. Веки пувеки, отныни ду веки».

«У (имя) кровь заговариваю, кровь заговариваю. Стань, крофь и руда, поджыльнящипота! Век пувеку, отыни ду веки».

Дошли до нас и некоторые обряды, помогающие девочкам в становлении и половом созревании. Один из них носит название «Рубашка одного дня».

В нем принимали участие 7 женщин, которые поочередно выполняли следующие действия: мяли сырье для рубахи (лен, конопля), подготавливали волокна, расчесывали кудель, пряли, стирали и сушили нити, ткали, кроили и шили вручную (но без отделки). Всю работу надлежало закончить до захода солнца. Готовую рубашку на девочку надевала знахарка, мать или старшая в семье женщина с приговором:

«Пусть рубашка износится (истлеет), а девочка вырастет».

Так вещь, созданная за один световой день, превращалась в предмет силы.

Очень любопытным здесь представляется перекликание с воззрением восточных славян о существовании семи прях, которые «ткут» жизнь каждого человека. Когда наступает конец физического существования, из полученного холста Богини делают посмертную рубаху усопшему. В ней заключена вся история земной жизни, все беды, радости, успехи и неудачи.

Почему именно рубашка наделена таким символизмом? Так ведь она издавна имеет сакральное значение и наделена особой магией. Не просто так ведь про удачливого человека говорят, что он родился в рубашке.




Поверья о женской рубашке

Исподница.
Так в старину называлась женская рубашка, поверх которой надевалась другая одежда. Традиционно она была белого цвета, а по праздникам ее заменяли на красную. Украшением для рубахи служила вышивка. А какие узоры создавали мастерицы! Это и солярные знаки, и птицы, и животные, и растения.

Но располагали их не просто так, а по правилам:


  • подол связывался с земелей, потому тут шел орнамент, связанный с плодородием
  • середина – это жизнь и здоровье, потому здесь помещали божественную символику
  • горловину и рукава (особенно запястья) покрывали обережными узорами

На детских рубашках было немного украшений. Зато одежда молодых замужних и незамужних девушек была очень красочной. По мере взросления вышивки вновь становилось меньше.

Рубашка ближе всего находится к телу, потому при постоянной носке образуется незримая связь между ней и человеком. Этим пользовались как Знахари, так и колдуны:

1. В Воронежской губернии хворых людей водили к родникам. С больного снимали рубашку и вешали на одном из растущих подле деревьев. Потом его окачивали холодной водою и надевали чистое белье. Считалось, что когда истлеет рубаха, тогда произойдет выздоровление.

2. Для любовной ворожбы ворожея сжигала ворот рубашки, принесенный женщиной, с приговором: «Какова была рубашка на теле, таковъ бы мужъ къ жене былъ».

3. Чтобы забрать здоровье человека, крали его исподнюю рубаху и вешали на горячем воздухе. По мере истлевания ткани порченному становилось все хуже.

Отдельные поверья связаны были с женской рубашкой:


  • вдевают нитку, держа иглу вниз ушком, втыкают в рубашку и ложатся спать: сон скажет, быть ли замужем
  • при первых регулах девушка надевала рубашку матери, чтобы в будущем у нее водились дети
  • в период регулярных кровотечений исподнее нельзя стирать в проточной воде, сжигать или закапывать в землю

***

В другой раз расскажу еще о наборе качеств, помогающих удачно выйти замуж.
На благо!