Тайна: Магия славянской свадьбы

1 Предсвадебные обычаи славян

Сегодня «немодно» справлять пышные свадьбы, а о многодневном празднестве и речи не идет. А ведь раньше вступление в брак состояло из множества этапов со своими традициями и обычаями. Что стояло за ними? Несведущий человек определит лишь культурное наследие.

Но наши предки вкладывали во всё больший смысл, чем видится на поверхности. Свадебная обрядность представляла собой сложное сочетание действий, верований и, конечно, магии. Разбирая тему, я постараюсь показать, как народная мудрость передает истинные представления славян о создании ладной семьи.



Предсвадебные обычаи славян


Сватовство

«Свату первая чарка и первая палка».

«Выбирай не невесту, а сваху».

Говорилось так неслучайно, ведь сватовство знаменует начало свадебного сговора. Не всегда оно приводило к свадьбе, потому действовать надлежало соответственно обычаям. Сватовство могло совпадать со смотринами и рукобитием, делиться на предварительное, торжественное, досватки. Зависели порядки от местных традиций.

Сватами были либо сами родители жениха, либо другой человек, представляющий их сторону. Все совершаемые им действия делались для получения согласия на брак. Войдя, сват садился под матицу, брался за печной столб, гремел печной заслонкой и т.д. Напрямую с порога о главном не говорилось:

«Не сидеть пришли, а с добрым словом».

«Пришли с добрым делом».





Дальше начиналось нечто вроде торговли. Несведущие люди усматривают здесь оскорбление в отношении невесты. Но на самом деле иносказательное предложение выдать девушку замуж сформировано было из-за осторожи (по той же причине старались прийти вечером, чтобы ни с кем по пути не встречаться и не разговаривать). Дабы не привлекать внимание злых сил, вели посторонние разговоры и как бы между прочим затрагивали первостепенную тему:

«В нашем жите хорош росток (о женихе)».

«Ваш товар нам люб; люб ли вам наш?»

«У вас товар, а у нас купец».

«Отдай за куницу красну девицу».

В такой же манере отвечали родители невесты:

«И в нашей пшенице нет торицы».

«Был бы купец, а товар есть».

«Для купца, удалого молодца, наша девица хоть куда».

«Молода: хлебом-солью отца-мать не объела».

Конечно, сватам очень хотелось поглядеть на невесту, но явного намерения они не выказывали. Это желание выражали примерно так:

«Сватушко, сваханька! Нашего ясного сокола посмотрите, Вашу лебедушку покажите!».

«Вы видели сокола, покажите ж нам сизу голубку».

«Купец здесь, а чего купить пришли, еще не видали».

Сама девица на выданье чаще всего пряталась в другой комнате или сидела за занавесом. Сегодня почему-то считают, что прежде решение о свадьбе принимали исключительно родители. Но это не так. Намерение девушки выражалось в ее поведении. К непонравившемуся жениху девушка могла просто не выходить, а то и из дому убежать, пока сваты не уйдут. Желая показать согласие, она выходила к сватам с чаем или угощением. А в Тамбовской и Калужской губерниях невесту приглашали надеть поневу (одежду для замужних), на что она отвечала:

«Хочу вскочу, не хочу не вскочу».

Если все стороны приходили к согласию, то давали друг другу условные знаки:

«Быть в надежде».

«Хлеб-соль берем, а вас пировать зовем».

«Посоветуемся с родными, дайте подумать».

Если же договориться не удавалось, то следовал отказ:

«У нас товар не продажный, не поспел».

«Не по купцу товар. Не по товару купец».

«Спасибо на любви, сват; а ныне отдавать девки не хотим».

После уходов сватов хозяева дома связывали вместе кочергу с помелом или ухватом. Делалось это для удачи в деле. На том смотрины невесты заканчивались, и назначалось время самого сговора. Добавиться сюда могли еще смотрины хозяйства жениха, если он был из другого селения.






Свадебный сговор

Свадебный сговор проходил после 2-3 недель после посещения дома невесты. То было гласное сватовство, когда публично оглашали решение о свадьбе. Далее уже шли переговоры о приданом, расходах, времени проведения свадьбы, выборе дружки и прочих тонкостях.

Свадебный сговор предполагал угощение. Сваты приносили с собой хлеб-соль, а хозяева дома накрывали стол, потчевали их простыми кушаньями и закуской:

«Я сват прысланы, каб быу стол засланы».

Во многих местностях, в том числе на Русском Севере, сговор включал одаривание гостей подарками (полотенца, пояса, рубашки). Вручала их сама невеста:

«Батюшка (такой-то), малый мой дар прими, а большого подожди».

Рушники тут же находили применение: ими утирались во время трапезы, повязывали на себя, объединялись с их помощью со сватами и т.д. Самой невесте принято было оставлять символическую сумму денег.

Завершался сговор рукобитием (на Севере его еще называли «запоручение» или «запоруки»). Сват и отец невесты, надев рукавицы, ударяли по рукам. В Ярославской губернии действие дополнял пирог. Его трижды проносили над руками отцов жениха и невесты, после чего ломали и отдавали обеим сторонам. Об установленной договоренности там так и говорили: переломать пирог.






Прощание с девичеством и добрачной жизнью

Накануне свадьбы в доме девушки проходило обязательное прощание с девичеством, которое позже начали именовать «девичником». Сегодня о нем говорится как о развлечении, а прежде он представлял собой многоступенчатый обряд. В кругу подруг невеста должны была попрощаться с добрачной жизнью. Происходило это путем совершения определенных обрядовых действий:

1. Вытие или свадебный плач. Даже если невеста была очень рада предстоящей свадьбе, она должна была на время это скрыть. Иначе говорили: «Не плачет за столом, наплачется за столбом». Заканчивалась ее беззаботная жизнь в родительском дома, а что впереди – неведомо. Согласно поверью, чтобы не лить слез после брака, девушки выли, ревели и причитали на самом девичнике:

«Зачем, мамонька, родила?
Зачем имячко дала,
Лучше б в речке утопила
А не замуж отдала»

«Не давай мое бело рукодсльице чужим людям на поруганьице».

«Аль я сосновый пол протоптала, дубовы лавки просидела?»

2. Расплетание косы. Коса – это символ девичества, потому расплетание ее накануне свадьбы было своего рода ритуалом прощания с добрачной жизнью. Сопровождалось оно песнями подруг и близких родственниц. Тут уже слышались причитания, напоминающие плач по покойнику:

«Уходишь во большу семью,
Во чужу семью, да незнакомую.
За другу реку, да за широкую».

«Родимая ты моя, доченька,
И вылетаешь ты
Из свово-то гнездышка».

3. Мытье в бане. Пошла смывать девьи гульбы, прохладушки. Так говорили о предсвадебной бане, которая тоже была неотъемлемой частью девичника. Да и трудно назвать это обычным мытьем. Тут угадывается сакральный обряд, призванный помочь девице в будущем. Каждое действие призвано было наладить семейную жизнь. К примеру, нарочно брали четное количество поленьев для бани, чтобы было благополучие. Дрова в печке неспешно ворочали, чтобы муж не был суров. Эти и другие поверья отразились в песнях:

«Ты топись-ка, топись, баенка,
Да разгорися, нова каменка,
Да разгоритесь, сыры дрова,
Да что сыры дрова берёзовые!
Мы носили серы камешки,
Что со трёх полев со чистыих.
Мы носили студену воду,
Что со трёх ключей кипучиих.
Мы ломали шёлков веничек,
Что со трёх берёз кудрявыих».

Саму невесту подруги и родственницы покрывали платком и снова причитали:

«Разодвинтесь вы да добры молодцы.
Разодвинтесь вы да красны девицы.
Уж вы дайте нам пути-дороженьки.
Истопили мы да парну баенку,
Заготовили да сини щёлоки,
Заготовили мыла заморские».

Уже после вытирали девице слезы и приступали к омовению. В завершении обряда невеста угощала подружек, а одной дарила ленту из своей косы как знак еще одной скорой свадьбы. Выход из бани был уже иным: от печали не оставалось и следа. Тут же баню обязательно благодарили:

«Тебе спасибо, баня-парушка,
Меня помыла, попарила,
Ой, с малых лет и до возрасту!»

В доме жениха тоже без дела не сидели. Только его прощание с холостой жизнью куда веселее проходило: собирались парни и устраивали пирушку с играми, песнями и плясками. Здесь обрядовая часть совсем небольшая. Пожалуй, стоит отметить только «пропивание» жениха да предсвадебную баню.

***


После такой старательной подготовки наступал черед самой свадьбы. Длилась она не один день и была насыщена обычаями, приметами и обрядами. Посмотрим это в следующей статье.
На благо!