Тайна: Магия старообрядцев

Какими были старообрядцы-знатки и колдуны?

Я уже писала о том, что «отче» и «книжницы», являясь наиболее религиозно и интеллектуально развитой частью общины, поддерживали ритуальные и повседневные основы «древнего благочестия». И, неотъемлемо от благочестия, сохраняли и распространяли архаическое внехристианское сознание и поведение.

Со всей очевидностью это обнаруживается в представлениях о людях добрых и злых, в оценке святости, чистоты и нечистоты. Святость (это слово на древнерусском означает «чистота») понималась достаточно широко как соединение благочестия и народной магии, предельного самоотречения и сознания избранности, бескорыстия и милосердия.



Тайна
Старообрядцы, сохранившие прежние устои!

Читать тайну

Кто носитель тайных знаний?

Носителями идей богоустроенного мiропорядка и религиозно-аскетического поведения выступали «оссе» и «книжницы». Сейчас можно сказать, что это люди, уверенно идущие «путём Прави».

Их прямыми антагонистами предстают колдуны и колдуньи, которых, честно признаюсь, на вепско-карело-финском севере было много.

«Знающие», «Милостяшки», «Ясновидцы» занимали некоторое переходное положение между «Оссе», «Книжницами» и «мирянами». И, как правило, были глубоко верующими людьми. Их знания и навыки были заточены на общение с Иным Мiром и использовались для блага общины и каждого отдельного человека.

Я уже писала о том, что староверы впитали в себя магические знания северных родноверов. В книгах Ольги Бояновой вы, друзья, видите именно эту целостную систему знаний: существуют устойчивые представления северных знатков о духах болезней, причинах их «вхождения» в человека или животное, о пантеоне Духов — Хозяев территорий, о способах поддержания необходимого равновесия между человеком, его семьей, благополучием, здоровьем и всем, что «портит».




старообрядцы знатки


Какими были старообрядцы-знатки?

Пребывание на границе мiров естественного и сверхъестественного наделяет этих людей прозорливостью, определенной посвященностью, осознается как долг, служение людям и Богу.

Мы знаем, что христианская церковь запрещает гадание и магию, и это один из важных, многократно повторяемых запретов. У староверов контакты «знающих» с «чужим», но таким близким мiром, были одобряемы обществом. Именно то, что в старообрядческой общине деятельность знатков, занимающихся магией и гаданием, была почётной, показывает суть старообрядчества как внехристианского образа жизни.

Например, гадание для испрашивания судьбы («хождение на кресты-перекрёсток») считалось опасным — само проведение сопровождалось постановкой обережного круга, а после знаток должен был провести собственное очищение чистой водой.

He менее опасным оно было и для знахарок, узнававших о судьбе (жизни и смерти) людей и скота, которых в силу разных обстоятельств «лес держит или водит». Вот как рассказывает о подобном «пытании» дочь одной из известных знахарок, сама перенявшая многие магические приемы и знания.


«Мама умела лечить, у ней даже гипноз был. Она искала скотину, людей, ходила на кресты с соломой; берет хлеба горбочек, крупы, копейку и в 12 часов ночи идет; на 4 стороны поклонится: копейку и хлеб бросала через левое плечо, а крупу на 4 стороны, и «да будет так» говорила это она плотит, поклонится и зовет каких надо, ожидает ответа; лес будет шуметь, значит скотина жива. Получив такой ответ, она обычно говорила хозяйке потерявшейся коровы, овцы, свиньи не ходи, не ищи, «тебе сообщат».



Что умели старообрядцы-знатки?

О том, как многообразны знания северных знатков, вы, друзья, получаете представление из книг Ольги Бояновой и деятельности нашего Училища. В целом можно говорить о многообразии приемов профилактической, лечебной, любовной, аграрной, промысловой магии.

Оставшиеся (ещё пока) северные знатки — родноверы и староверы, являются хранителями уходящих, но в прошлом общеизвестных коллективных эзотерических званий. Это знание причинно-следственных связей, пространственно-временных границ, этических норм общения между мiром Человека и Природы, мiром «своим домашним» и «чужим лесным» и тому подобное.

Вспоминать все потаённо-предохранительные действия здесь не имеет смысла — о них написаны многие тайны на нашем сайте. Вот, к примеру: зарывать пастушеский «обход» около воды; снимать землю с копыт купленной коровы; втыкать можжевеловую ветку за притолоку двери; сажать куриц внутри круга на Красную Горку; выносить больного ребенка к окну; сливать воду через дверную скобу; не ставить хлев на том месте, где рос тополь; заливать пожар молоком чёрной коровы; не убивать змею возле дома и в доме и многое другое, что исполнялось уже только «знающими».

У некоторых Знатков (а это в основном женщины) своя специализация, свой круг знаний и «заговоров» «стишков». Одни умели «кусать грыжу» различными способами, останавливать и пускать «черную кровь», «пускать килу». Другие «все умели»: «и свести семью», искали людей и скот, попавших на «худой след», лечили от призора, от «полуночницы», знали и давали пастушеские «обходы».

В частности, рассказывают, что «обход», данный пастуху и «всем людям», закапывали в «мурашевник», чтобы «только никто не крикнул (тронул, сдвинул), а то скотину никогда не загонишь в деревню»; учили пастухов «распускать» наговоренный науз-пояс, «чтобы скотина разбредалась» и опоясываться вечером, чтобы собрать стадо.




Как становились знатками?

Приобщение знатков к таинствам происходило в детстве. Так, одна из современных знахарок рассказывала, что «стишкам» (заговорам) ее научила одна пожилая женщина, посадив при этом на подол своей ферязи (сарафан).

Большинство были родом из семей «знающих», преемственность осуществлялась путем передачи от старших к младшим; ряд современных «знающих» отказывались говорить тексты заговоров на том основании, что в этом случае «силы не будет у стишков»; «ничего у нее (самой знающей) не будет получаться», а ей еще хочется «людей счастливыми сделать».

Об этом подробнее написано в нашей тайне Посвящение. Как испить из сосуда мудрости?




Отличие от колдунов



Богоугодность

Старообрядцы абсолютно убеждены в богоугодности знахарского дела.


«Это ведь ни худому, не завораживаю, а помогаю людям»; «это ни к плохому, а хорошему»; «добро делать»; «людей счастливыми делать».


Именно так оценивают свою деятельность сами «знающие», уверенные в том, что их способности получены от Бога. Вот почему во время своих «попыток» они никогда не снимают крестов. Мы помним, что, фактически, это оберег Бога-Покровителя. Старообрядческие кресты вовсе не похожи на кресты «нововеров», оставаясь по сути символами Кологода и солнечных Коловратов.

Об этих крестах Вы можете прочитать в тайне Нательный оберег.

И сейчас, передавая знания северных знатков, мы в Училище говорим о важности проведения чародейных обрядов с защитой оберегов (снимаем только металл во время гадания).

Колдуны, как не носят знаков Божественного Покровительства в обыденной жизни, так и не надевают их во время своих обрядов. Если используются символы – то только «антибожественные», «дьявольские», соотносимые с вечным противником Рода-Творца — с Хаосом-Утгардом.




Передача знаний

У Знатков не обязательным был и акт передачи знаний перед смертью:


«Это ведь не биси, что обязательно перед смертью передавать».



Основополагающая разница

Об этом много написано, мы собираем эти материалы здесь: Тайна «Колдуны и Знатки»

Тайна: Посвящение. Как испить из сосуда мудрости?

Если коротко, то контакты колдунов и колдуний с нечистой силой были обязательны, и если уклонение приводило к наказанию увечью, гибели, то выполнение, напротив, к вознаграждению.

Источником магических знаний колдуна является нерушимый сговор с бесами, достигаемый путем обмена его (колдуна) души на владение и подчинение нечистой силе на дар заклятия и «словознание». Колдуны как носители иного начала были отделены от всех остальных членов общества как в жизни, так и в смерти.

Колдун, отдавая или завещая свою душу бесу, не лишался своей души, тем самым бессмертия не был лишен и он. Душа колдуна (как и любого другого человека) уходит «наверх». Смерть его всегда мучительна, в том случае, если он не осуществил передачу не «сдал бисей» другому, чаще всего кому-то из родственников.

В современной быличке об одном из местных колдунов сын по его просьбе поднимается на чердак дома и выбрасывает из окна сковородник с подвязанными к его концам «коробушкой» с бесами и веником, произнося особые слова, сказанные ему умирающим отцом. Поднявшийся вихрь подхватывает эти предметы, и колдун умирает.




Важность «божественного поведения»

В рассказе о своей «бессчастной (несчастливой) судьбе» одна Знатуха поведала, как будучи в девушках, забеременела от парня, которого «отделал» колдун, но она, «грех на душу брать не буду», не стала искать другого колдуна, чтобы снять порчу.

Сочетание «тайного знания» с «божественным» поведением своего рода очень важно для людей со статусом «знающий» в старообрядческой общине.

Многие из них были известны своим высоконравственным образом жизни, религиозной грамотностью; среди современных преобладают знатоки местной истории, фольклора, обрядовой культуры, есть среди них «княжницы», «часовницы» (женщины, убирающие в часовне и хранящие ключи).

Об известных знатках говорят с явным уважением, что свидетельствует об их высоком нравственном статусе. Магические знания позволяют глубже проникать в суть размышлений о душе, судьбе, долге. По сути, роль «знающих», их место в общине приближены к роли «богомолок», они очень похожи.

У знатков существовали ограничения и запреты, например: лечить грыжу натощак, заговаривать воду, соль в полном одиночестве.

Колдун, будучи вне правил и норм поведения старообрядческой общины религиозных понятий «чистоты», души, праведности, был служителем бесов. Но удивительное было отношение — жизнь колдунов не порицалась, так как у них была своя судьба, не ими избранная и определенная. Думаю, именно поэтому сейчас не вполне понимают основополагающую разницу между знатками и колдунами и колдуньями.

Люди же всегда старались избегать колдунов, кроме того, страх, как и чувство «неизвестного» и как боязнь наказуемости (страха Божьего), присутствует у рядового члена общины при обращении к посредничеству колдуна. Но у колдуна проблемы страха и совести лежат в ином измерении. И если владелец чертей и подвергался осуждению и наказанию, то не за преступление служения нечистой силе, а за реальный вред, ущерб т.е. преступление.

Так мы видим, что люди, которые общались с Иным Мiром, признавались обществом как высокостатусные. Думая о том, какую магию оставили нам староверы, можно смело предполагать, что магия-то была та самая, народная, дохристианская.


***

Расскажу в следующей статье о знахарке и колдуне уже поближе, в лицах.
На благо!