Тайна: Магия старообрядцев

Одежда старообрядцев. Что мы можем использовать для обрядов?

Известно, что одежда староверов и мирских отличалась не сильно. Женщины предпочитали длинные сарафаны темных тонов, темные платки, рубашки с высоким воротом и длинными рукавами, полностью закрывавшими руки и шею.



Изодранная одежда: как это воспринималось у старообрядцев?

Традиционно выражением «человек без одежды» у старообрядцев не только раздетого, но и обессиленного, больного человека, о котором могут так же сказать – что «нет у него тени-оберега». Это означает отсутствие защиты, и даже состояние «полного отсутствия» или «небытия».

Понятие «тень» имеет несколько значений: физическая тень человека, любое изображение человека как символическое воплощение реальной тени, «след» от человека (аура). Наличие явной тени отличает человека живущего от любых других проявлений потусторонних сил в явном мiре. И именно наличие тени оберегает человека от вредоносного воздействия со стороны «нечистых сил» (то есть на ярком солнце человек защищён).

Понятие «тень-оберег» применяется к присутствию Божьей охраняющей силы для «тени» человека, воплощенного в материальных носителях. Целая, чистая, вышитая узорами, одежда считалась сильной «тенью-оберегом». Также, как и крест — оберег (помним, что у старообрядцев другие кресты, дохристианские).

Например, выражением «двигаться, как тень» обозначаются действия со стороны колдунов или нечистой силы, направленные на порчу человека и домашних животных.

Неслучайно в прошлом ношение изодранной одежды воспринималось не только как нарушение норм традиционного этикета, но и как опасное для человека. Согласно поверьям старообрядцев, повреждение или потеря одежды может предвещать несчастье или болезнь для владельца.




Магия головного убора

Существовал прочный обычай закрывания волос замужней женщины — сначала шапочка-шашмура, потом платок. Это связано с верой в их магическую силу.

Считалось, что женский головной убор должен был обеспечить плодородие женщины. Но, так как такой убор продолжали носить и женщины после детородного возраста, то, скорее всего, здесь подчёркивается именно женское начало и магические возможности именно женщины.




«Моленная одежда» для ведовских обрядов

Слово «молитва», которое было в ходу у староверов, применялось в теперь уже почти устаревшем смысле — это религиозно-мистическое обращение, молва (а не «мольба»), с уговорами (а не просьбами) о чём-либо к Богу. У северных родноверов бытует выражение: «Уговаривать Богов на помощь». Это значительно отличается от смысла «униженной мольбы», которую вкладывают в слово «молитва» нынешняя церковь РПЦ.

Потому прошу воспринимать слово «молитва» в отношении старообрядцев, как «молва-уговор Высших Сил».

В «моленной одежде», сохранялась длина, темный цвет, наличие пояса и платка. Наличие платка у женщины обязательно на общественных и домашних молитвах. Староверки не подвязывали платок, а скалывали под подбородком (одним краем платка, обвязывали лицо, закрывая лоб), а концы распускали по спине.

Поскольку сейчас на общественные моления ходят, как правило, только женщины, то выяснить, как был одет мужчина-старообрядец, довольно сложно.


«Мама всегда длинные сарафаны и рубашки носила, с длинными рукавами, короткие недопустимы, нельзя с короткими рукавами молиться. Закон такой, без пояса нельзя молиться, фартук иногда одевают, мама без фартука молилась. Шея закрыта. Темный платок. Сарафан тоже темный».

«На карезни (поминки) ходим в черном, рукава длинные. Нельзя ходить с открытыми руками и ногами, нельзя, чтобы тело было видно».



Погребальная одежда

Строгое соблюдение определенных канонов и запретов, связанных с одеждой, характерно для погребально-поминальной обрядности староверов, поскольку выполнение всех ритуальных действий, важных для посмертного бытия души, является долгом и моральной обязанностью живых по отношению к умершему.

Одним из важных обычаев является подготовка-изготовление погребальной одежды, причём эта подготовка начиналась у женщины ещё до замужества. После образования семьи, женщина готовила погребальную одежду и своему мужу.

Подробнее об этом во встрече «От венценья до конценья».



От венценья до конценья
Безоплатный вебинар. Поговорим о традиции свадьбы, семейной жизни, подготовке к уходу в Навь, некоторых традициях почитания Предков

Подробнее


До настоящего времени сохраняются представления об определенном каноне при выборе материала, покроя, цвета погребальной одежды у старообрядцев.

Вот некоторые рассказы.


— Родителей хоронили в белом, а теперь и не разбираются, в чем хоронить. Одежда должна быть белой и у мужчин, и у женщин. Теперь хоронят, в какой есть: мужиков в костюмах, женщин в платьях. Из полотна шили белые подштанники, рубашку, а штаны не одевали. На ноги тапочки, раньше упаки специально шили, русские чулки (льняные), кожаная обувь.

— Мужчинам обязательно надо пояс поверх рубахи. Шапку белую, теперь любую кладут. Саван. Говорят, на том свете без савана не пускают.

— Белые штаны из льняного холста, чуки или упаки шерстяные, делали специально для умершего. Для женщин надо рубаха, сарафан, платок, все белое, сарафан, какой есть.

— Всегда готовили одежду, для женщин – чулки, платье, халат, два платка; для мужчин – штаны, рубашка, носки, обязательно и для тех, и для других – тапочки тканевые, саван (домотканый), свечи, ладан, лестовку, венчик. Женская одежда должна быть длинной – платье до щиколоток, с длинными рукавами. Если лестовки нет, то завязывают 40 узлов на бинте. По лестовке на том свете молитвы будешь читать. Женщине одевают 2 платка: один узлом завязывают на затылке, второй – под подбородком.

— Смертную одежду готовят заранее, раньше всегда хоронили в домотканой одежде: женщине – рубашка, мужику – штаны и рубашка, делали шапку из того же материала. На ноги – кöмкот, чулки. Трусы не одевали, да и не было их раньше, не носили. Теперь-то что лучшее, то и оденут. Сверху саван.

— И маму, и бабушку хоронили в белом, делали саван, сейчас тоже саван делают, сошьют материал и все. Саван надо по закону. Лестовку обязательно кладут, кто-то делает. Лестовку делают из ткани, из бисера-то нет, просто из материала. Старушки делают.

— Обязательно надо пояс. Для всех делают пояс, можно хоть из чего сделать.


Как правило, в гроб кладут ногти и волосы умершего, которые он сам собирал в последние годы жизни. Обязательным атрибутом являлся нательный крест, который должен находиться поверх одежды.

Староверы считали недопустимым захоронение человека с серебряным или медным крестом. Специально для умершего изготавливали деревянный нательный крест. Такие кресты носили на теле иноки и инокини, принявшие пострижение в великую схиму, то есть при жизни совершенно отрешившиеся от внешнего мира. То есть именно деревянный крест символизировал переход в Иной Мiр и отрешение от Яви.




Как надевать и снимать одежду

До сих пор у старообрядцев соблюдается последовательность надевания одежды. Считается, что нарушение этого порядка чревато различными неприятностями для человека в течение всего дня. Не менее строго соблюдался и порядок снятия одежды перед сном.

Сарафан предписывалось снимать с себя обязательно наизнанку и через голову, а через ноги снимать нельзя: «так только у покойника снимают».

Для хранения сарафан складывали особенно аккуратно («лист да пласт»), также предварительно вывернув наизнанку, и прятали в недоступное для посторонних взглядов место.

Хранить сарафан, вывернутый наизнанку, можно только в сундуке:


«Если оставишь такой сарафан на ночь не укрытым – его потом бесы будут носить.»


По этой причине повседневно носимую одежду, снятую на ночь, всегда оставляли не вывернутой наизнанку.

О человеке, не снимающем на ночь одежду, у старообрядцев неодобрительно говорят:


«так спят только покойники».


Тканые пояса, которые не носили, полагалось хранить, завязав предварительно узлом или петлей: не надетый и развязанный пояс воспринимался как знак пожелания кому-либо болезни или смерти.

Любое переодевание в течение суток у мирян порицалось, поскольку воспринималось как приготовление к ворожбе. Помним о разделении общества на мирян и тех, кто занимался магической практикой. Переодевание мирянами воспринималась как «незаконное» присоединение к «избранным».

Женщины, надевая с утра сарафан, старались не снимать его в течение дня, а при необходимости надевали другую одежду поверх него.

Если охотник, собираясь на промысел, забывал что-либо надеть на себя сразу, то не переодевался дома, а брал забытую одежду с собой и надевал ее только дойдя до лесной избушки – иначе не будет удачи в промысле.

Лишь в период праздников не возбранялось многократно переодеваться в течение дня в разную одежду, хотя многие женщины и в этом случае надевали сразу по 2–3 сарафана, один под другой, и таким же образом – несколько юбок для пышности наряда.




Одежда — только для владельца, во избежание порчи!

У староверов категорически запрещалось отдавать посторонним свою одежду, даже во временное пользование. По этой же причине обветшавшая одежда никогда не выбрасывалась, а вывешивалась на чердаке или в сарае дома до полного истления. Лишь в случаях болезни человека его одежду (или часть) могли оставить по завету в качестве приклада на обетном кресте.

Человека, проявившего чрезмерное упорство в стремлении получить чью-либо одежду, как правило, подозревали в желании навести порчу на владельца наряда.

Для предупреждения возможной порчи или сглаза через одежду предписывалось ее сжечь.

Считается, что лишь женщина может отдать на время некоторые элементы своего свадебного наряда для невесты, которая приходится ей близкой родственницей.

Человека, не соблюдавшего этот запрет, с упреком спрашивали: «Умереть, что ли собрался?»







Магическая одежда

У староверов особенно бережно сохранялась одежда, связанная с рубежными этапами в жизни человека:


  • подарок ребенку во время прорезания первых зубов
  • рубашка, которую дарили при совершении обряда имянаречения
  • девичья нижняя рубаха со следами от первой менструации
  • нижняя женская рубаха, в которой она была в первую брачную ночь
  • свадебный наряд, который, по поверьям, обладал особой магической силой (считалось, что изгнать из дома нечистую силу может только хозяйка, переодевшаяся в свой свадебный наряд)
  • одежда, полученная в качестве ритуальных подарков (например,в ходе похорон родственники умершего передавали мастерам, изготовлявшим гроб, связанные вместе поясок-подвязку красного цвета и пучок необработанных льняных нитей; поясок синего цвета, но без пучка льняных нитей, дарила мать новорожденного гостям, пришедшим на родины)



Стирка и замена одежды

В отличие от повседневной одежды, праздничную и обрядовую запрещалось стирать. Раз в год, летом, ее выветривали на солнце, либо выпаривали над каменкой в бане. Помним о том, что ведовская одежда накапливает в себе магическую силу, которая может быть смыта водой при стирке.

Соблюдались определенные запреты и при стирке повседневной одежды: нельзя стирать вместе с мужской и детской одеждой женские наряды (мужчинам не будет удачи в охотничьем промысле, а дети могут заболеть).

В повседневной одежде женщин важна чистота: считалось, что одежда любой взрослой женщины пропитана «пежем» (жиром), воздействие которого лишает одежду свойства оберега.

О супругах, не меняющих нижнее белье после совместной ночи, у староверов говорят:


«Они остались совсем без тени-оберега».



Магическая сила нижнего белья

Вместе с тем в поверьях старообрядцев мужское нижнее белье наделялось магической силой: для женщины хорошим оберегом считались мужские кальсоны, а также подвязка от них. В прошлом женщины носили мужское нижнее белье в качестве ритуальной защиты в период месячных.

Известны случаи, когда мужские кальсоны применялись как магическое средство для повышения плодовитости скота (хлестали корову, чтобы та принесла приплод).

По поверьям, одежда, нажитая супругами совместно, является оберегом не только для каждого из них в отдельности, но и их взаимной привязанности. Считается, что можно легко разрушить эту связь, если повредить одежду жены или незаметно встряхнуть рубаху мужа, пока он моется в бане.




Магия одежды и смерть

У староверов после смерти одного из супругов платок разрывается пополам: одну часть кладут в гроб усопшего, а другая хранится у вдовы (или вдовца) до ухода ее в Мiр иной.

Показательны и запреты, связанные с погребальной одеждой: нельзя примерять или показывать на себе погребальный наряд – это к скорой смерти; об этом действии говорят так:


«Дразнить смерть».


Представления о непосредственной связи исхода Души усопшего с его одеждой нашли отражение в целом ряде поверий:


  • одежду и белье, в которых умирал человек, обязательно выстирывали и хранили до полного истления на чердаке дома, а если этого не сделать, то душа покойного будет страдать
  • запрет на обряжение покойного в цветную, узорчатую одежду мотивируется следующим образом: «иначе его душа не сможет обрести покой и будет ходить по воде и ждать пока платье вылиняет, а значит полегчает»
  • нельзя оставлять завязанными узлы на одежде погребаемого (на поясе, головном платке, на обуви и на гайтане) в момент опускания гроба в могилу – в противном случае покойник будет часто тревожить живых в их снах
  • одежда не только живого, но и умершего человека может выступать его символическим двойником — нательный пояс умершего укладывается на дно гроба вдоль тела покойного
  • вместо тела без вести пропавшего человека хоронят его символического двойника, изготовленного из одежды пропавшего


***

Когда думаешь об отношении этих людей к одежде, то начинаешь оценивать свои привычки. Кое-что из этого и нам не помешает вернуть в свою современную жизнь!
На благо!