Тайна: Магия старообрядцев

Время и заговорная магия старообрядцев



Старообрядцы, следуя традиционным русским магическим представлением о времени, считали события повторяющимися, а будущее — многовариантным.

Собственно, это представление отражено в гадательной системе «Славянские Резы Рода», где просматривается по крайней мере два варианта развития ситуации.


Как воспринималось время?

Могли сказать о времени, что оно «злое, лукавое, черное, безжалостное», имея в виду его быстротечность. Считали, что есть «время жизни человека» и «время жизни рода человеческого». Последнее заставляет призадуматься, друзья. Народ, который хранит память о смене цивилизаций?

В целом, старообрядцы передавали по роду систему религиозных взглядов и представлений о конце истории, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние.

Восприятие времени хорошо видно при рассмотрении старообрядческих духовных стихов. В старообрядческой среде духовный стих переживает свое второе рождение.

Духовные стихи старообрядцев были поэтическим воплощением их истории и учения: осмысление никонианской реформы, разгром и закрытие монастырей, начиная с Соловецкого, «выгонки» в отдаленные места, подвиги и мучения героев и страдальцев — протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, учение об антихристе, указание путей к спасению…

Однако основная роль стиха у старообрядцев оставалась та же — они передавали народные представления и понимание законов человеческого общества.

Вернёмся к восприятию времени. В духовных стихах время движется, изменяется, бежит, летит, мчится:


«Летит безжалостное время, промчались тысячу годов»

«Время мчится вперед, час за часом идет непреложно»


Приходят или приближаются, как правило, какие-то испытания, смертный час или последние времена:


«Боже, приидоша времена до нас!»

«Век мой скончается, смертный час приближается»

«Последний день страшный все к нам приближается, а вера божеская все уничтожается».


В описании течения жизни используются лексемы «проходит», «протекает»:


«Взирай с прилежанием, тленный человече, како век твой проходит»

«Всегда зри, душе моя, протекает жизнь твоя»


В духовных стихах встречаются разные способы описания времени:


  • реалистический («Настало время расставанья, прощальных слез ударил час»)
  • символический («Мире, мире, мирушка, времена черна»)
  • очеловеченный («О, время, время, где ты было, давно б пора тебе прийти)


Духовные стихи

Вы сами можете составить впечатление, друзья, о поэтичности и глубине духовного стиха старообрядцев.




Духовный стих «Житейское море»

Житейское море, играет волнами
В нем радость и горе всегда перед нами
Никто не ручится, никто не узнает
Что может случиться, что завтра с ним станет.
Богатый сегодня пирует роскошно
А воли Господней узнать невозможно
Легко можешь сбиться, сродниться с сумою
Пойдешь ты скитаться с горючей слезою
Коль счастье призрело, но ты не гордися
Нельзя сказать смело: ешь, пей, веселися
Как море житейско, волна за волною
Сменяются резко, одна за одною
Пловцы направляют, корабль по звездам
А ты, мой сладчайший, возведи к небесам ум.




Духовный стих «Суетен будешь…»

Суетен будешь ты, человек,
Если забудешь краткий свой век.
Время проходит, время летит
Время проводим, что нам не льстит
Счастье забавы, светлость корон,
Все только слава, все только сон.
Лишь ударяет колокол час.
Он возвещает звоном сей глас.
Смертен будь ниже ты в жизни своей,
Встань ты поближе к смерти своей.
Суетен будешь ты, человек,
Если забудешь краткий свой век.




Духовный стих «Гимн Славянский»

Гей, Славяне, еще наша речь свободно льется
До тех пор покуда сердце за народ свой бьется.
Жив и крепок дух славянский, будет жить во веки!
Нам не страшно, с нами Бог наш и Его Святые!
Если даже вдруг над нами буря грозно взвьется,
Скала треснет, дуб где сломит, земля распадется.
Если люди всего света станут перед нами,
Нам не страшно с нами Бог наш и Его Святые!






Как использовались обозначения времени в заговорной магии?

Если вы знакомы со славянскими северными заговорами, то представляете, что развитие «сюжета» заговора постепенно подготавливает сознание Знатка к переходу от профанного (бытового) сознания к сакральному.

Собственно, магия слова у старообрядцев точно также связывает реальное и идеальное. В то же время, в заговорах часто назначается время исполнения чаяния, или закрепляется время действия.

Какими словами и выражениями пользовались старообрядцы-знатки? Вы можете использовать эти обозначения в своих заговорах, друзья!

«Минута», как изменение времени, использовалась редко. Это и понятно — не стоит затевать чародейство с таким кратковременным исходом.

«Год или лето» как отрезки времени, использовались чаще. Но именно с точки зрения скоротечности времени:


«Прошу цебе — пусть не пройдёт и лета, как азъ… (к примеру, стану тяжела ребёночком.»

«Верю, надеюсь и жду — лето счастливое настанет для мене!» (лето счастливое означает наступление счастливого времени)


В большинстве случаев события разворачиваются в пределах часового, дневного и векового промежутков.

«Час» используется в нескольких значениях:


  • «всяк час», то есть всегда и постоянно, обычно она употребляется в тех случаях, когда нужно подчеркнуть постоянную помощь и заботу небесных сил: «А кто Николу любит, а кто ему верно служит, тому святитель Николае на всяк час помогает!». Помним, что культ Святого Николая — почти открытое почитание Бога Велеса. подробнее об этом на встрече «Легенды о Боге Велесе»;
  • «смертный/последний час» как обозначение конца земного пути: «Смертный час злодею помышляю, и судище страшное, и мучение безконечное»;
  • «час за часом» — выражение, подчеркивающее быстротечность жизни, приближение к смерти: «Время мчится вперед, час за часом идет непреложно, так же и у мене счастья прибавляется».



«День» также используется в нескольких смыслах:


  • как синоним понятию «сутки»: «Каждым днём у меня урожая прибавляется!»
  • как обозначение конца света: «Последний день страшный все к нам приближается!»
  • как указание приуроченности к определенному событию: «Настанет тот светлый день, спускается к нам по золотой лествице сам Никола Волхатый!»
  • во множественном числе как обозначение определенного жизненного этапа: «Обет даю — помнить род свой всегда во дни зрелости и старости своей»
  • «Век» чаще всего используется в значении срока человеческой жизни («человеческий век»): «Вики пу вики, отыне ду вики» («с века по век, отныне и на век»)


Тяготение старообрядцев к более длинным временным промежуткам свидетельствует об их устремленности к временным масштабам, превышающими человеческую жизнь.

«Утро, день / полдень, вечер, ночь / полночь» используется как привязка исполнения чаяния к обыденному времени:


«Как пришли церно́, так же и пойдите церно, как пришли бело, так же и пойдите бело́ – к старому хозяину, к старому атаману! На утренней зори, и на вецернёй, и на полуноцьней – и во всяк день, и во всяк час!»


«Вечность», «безконечность» как понятия, встречаются не в заговорах, а в свадебных и смертных песнопениях:


«Во огнь вечный, бесконечный на вечное мучение»

«Века маловременная прелесть для наслаждения в бесконечную осуждаюся муку»



Восприятие времени человеческой жизни и времени жизни человечества

Основными вехами жизни человека являются рождение, деяния, смерть, посмертное бытие души. По словам старообрядческого оссе Евагрия:


«Человек еще не родился, а книга его жизни уже написана. Он сам ею управляет. Сейчас он ее так листает — добре, потом повернул себя — по-другому пошло. Книга жизни тебе дана, а ты выбирай»


Потому, по мнению старообрядцев, о переходе человеческой Души в вечность надо заботиться уже в настоящем.


«Взирай с прилежанием, тленный человече, како век твой проходит»

«Приближается душе конец и присвояется, и небрежении ни готовишися, время сокращается»


Распространенной идеей старообрядческих стихов является мысль о кратковременности земной жизни, о ее суетности, тленности:


«Житие временное, слава суетная, красота тленная»;

«Суетное наше житие, братие, яко вода на борзе тече»;

«О, мой брат дорогой, в жизни краткой земной».


Земная жизнь кратковременна, в противовес жизни вечной, надвременной. Живущие на земле — «странники здесь скоротечны».

В духовных стихах старообрядцев отражено и представление о том, с чего началось «время». По этим представлениям, Вселенная имеет божественное происхождение: слияние частей природного мира с частями «тела» Бога привело к появлению всего, что есть на «белом свете»:


А и белый свет — от лица Божия,
Солнце праведно — от очей его,
Светел месяц — от темечка,
Темная ночь — от затылечка,
Заря утрення и вечерняя — от бровей Божьих,
Часты звезды — от кудрей Божьих!


Как видите, эти представления далеки от тех, которых придерживается новая христианская церковь (там считается, что Бог творил из существующей материи). А считать, что всё, что есть в Природе — божественно, часть Бога-Творца — это совсем не «по-христиански».


***

Ещё одной убедительной деталью, которая показывает дохристианские воззрения староверов — их отношение к святым местам. Расскажу об этом в следующей статье.
На благо!