Тайна: Борьба христианской церкви со славянским народом. Победили?
На смену прежним мифологическим Героям и Богам, в большинстве своем олицетворявшим силы природы, пришли библейские и евангельские герои, которые в народном сознании ассоциировались с прежними божествами и получили их роли как
помощников в крестьянском хозяйстве.
В частности, персонажи Георгия, Николая, Варвары, Параскевы и других святых ассоциировались с прежними Богами и Богинями природы и плодородия. Считалось, что теперь эти святые могут принести дождь, защитить урожай и принести удачу. Также считалось, что они способны защитить людей от всевозможных опасностей, в том числе от сил зла. Словом, церковь «перетянула одеяло», на святых, которые теперь должны были замещать доброе покровительство Древних Богов.
Сначала были созданы святцы: посмотрите, как это было!
Даты, отмечаемые в народном календаре, отражают наблюдения над повторяющимся из года в год, приблизительно в одно и то же время, состоянием природы, над солнцем, снегом, дождем — всем, что играет значительную роль в проведении сельскохозяйственных работ.
Земледельческий календарь слагается из следующих одна за другой дат работы в поле или дома и связанных с этой работой обрядов.
И это значительное культурное обоснование веры в Высшие Сила Природы. Потому христианские святцы (месяцеслов) — православный календарь, церковно-богослужебная книга с указанием дней памяти святых, годового круга церковных праздников, стал удивительно удачным инструментом, вытеснявшим веру в старых Богов на самом простом и прочном уровне.
Канвой для народного календаря теперь явились святцы. Однако бытовые приурочения имен святых, обозначенных в церковных святцах, только в редких случаях связаны с христианской легендой.
Дни, отмечаемые именами святых или церковными событиями, сами по себе почти не имели смысла. А вот когда они соединились с сельскохозяйственным календарём, дело пошло!
Теперь церковные святцы привели к созданию «бытовых святцев», имевших общее с церковными только в датах и именах «покровителей» работ (и то имена их нередко имели особую, народную редакцию, отличающуюся от церковной).
Святым, соответственно их бытовому осмыслению, давались соответствующие прозвища, о них складывались пословичные приметы, которыми мог руководствоваться простой человек в своём труде и быту.
Какая подмена происходила для земледельцев?
Людям, которых «кормит» земля, теперь, по уверениям церкви, покровительствует Святой Пророк Илия. Молитвы перед иконой с его изображением способствуют богатым урожаям и плодородию почвы. Во все времена крестьяне молились Святому Илье, что приносило удачный исход любого начатого дела, особенно это касалось земледелия. Считается, что Илья Пророк может управлять стихиями, особенно дождем. Во всем известный Ильин день (2 августа) верующие просили у Святого хорошего урожая, а девушки молили о встрече с суженым.
Этим образом был частично подменён Бог Перун — Защитник Яви. Но, заметьте, как размыт теперь образ сильного и справедливого Бога — теперь он защищает посевы и спокойную семейную жизнь, а не Родину.
Какая подмена происходила для моряков?
Николай Чудотворец, по жизнеописаниям в святцах, не один раз спасал затонувших моряков, поэтому к нему часто обращаются представители этой профессии с просьбой избежать потопления или кораблекрушения во время путешествия. Надо сказать, образ Святого Николая считается одним из самых значимых в православии, одно время его даже ставили третьим по значимости после Иисуса и Богородицы. И это оказалось одной из самых удачных замен того места, которое занимал в душе каждого язычника Бог Велес.
Какая подмена происходила для семейного благополучия?
Богоматерь — теперь выступает как заступница на небесах, защитница от нечистой силы, помощница в трудных ситуациях. И народ перестаёт обращаться к Богине Ладе — Матери Богов, хотя и на родовом уровне сохраняя память о ней; «всё ладно», «ладно в семье», «наладить».
Святой Николай Чудотворец, которого верующие знают также как Николая Угодника, считается покровителем практически всех слоёв общества, но в особенности — несовершеннолетних, его чтут как покровителя сирот, путешествующих и заключённых. Это — слабая, но почти убедительная замена веры в помощь Бога Велеса.
Появляются «новые святые», которые выступают уже сами за себя
О выздоровлении велено молиться Архангелу Рафаилу и великим святым и чудотворцам: Иоанну Предтече, Николаю Мирликийскому, Спиридону Тримифунтскому, Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому.
Сюда даже попадают исторические личности
Христианский святой, великомученик Георгий Победоносец со времён Дмитрия Донского считается покровителем Москвы и изображён на гербе города. Святой Георгий — небесный покровитель воинства.
Святой Русской православной церкви Александр Невский является покровителем нашего воинства, в частности cухопутных войск и морской пехоты ВМФ России.
Это продолжается до сих пор!
Праведный воин Феодор Ушаков, знаменитый флотоводец времён Российской империи, был причислен РПЦ к лику святых в 2001-м. Ушаков, который одержал победы в пяти крупных морских сражениях и не потерпел ни единого поражения, всегда заботился о солдатах и этим снискал большое уважение.
***
Так происходила (и сейчас происходит) подмена Родных Богов. Но что в самой церкви? Использует ли она народную магию в своих ритуалах?
Посмотрим на это в следующей статье.
На благо!