Тайна: Борьба христианской церкви со славянским народом. Победили?
Надевать лучшую одежду на праздник, да ещё в бело-красном цвете для нашего народа означает показать уважение односельчанам, Богам и Предкам.
В то же время, хочу обратить внимание на то, что на Коляду и Ярило надевали рваньё, переодевали одежду наизнанку, рядились в маски. Хохотали и бесчинствовали. Как это понимать?
Мы помним о переодевании на Коляду, но забыли о подобном обычае на Ярило. Между тем, переодевание в чудовищ Иного Мiра было свойственно и в этот праздник. И, кроме, сохранялись обычаи ритуального публичного обнажения.
О смысле переодевания на Коляду подробнее здесь:
Тайна: Потерянный смысл славянских праздников
Не-праздничная одежда?
Важно, что всё в масленичном поезде и одежде масленичной куклы должно быть старой, негодной рухлядью. В разваливающиеся сани впрягали клячу, на нее вешали колокольчики, с которыми ходили коровы, иногда лошадь покрывали рогожей, дерюгой, а в Сибири на передние ноги ей даже надевали рваные штаны и пимы, причем обязательно разного цвета.
Возница и сопровождающие его также одевались в рваную одежду, вывороченную наизнанку, то есть брали всё старое. Это имело важное ритуальное значение — избавление от старого.
Показательно, что исполнителем обряда, возницей, провожавшим Масленицу «в последний путь», всегда был мужчина, обычно пожилой, иногда даже старик. Нередко из года в год это был один и тот же человек, знавший ритуал.
Поражает, что в отдаленных друг от друга местностях — в Архангельской обл., на Урале, в Сибири — давали не только сходное описание такого обряда, но рассказывали об этом почти одинаковыми словами:
— Был один чудной такой.
Ритуальное обнажение
Слово «чудной» надо воспринимать в старинном значении «чудеса», то есть «волшебство». Как правило, это были степенные люди.
Но, что странно в современном понимании, такие люди выставляли себя как бы на посмешище всему сельскому люду. Они, как часто отмечали этнографы, кривлялись, шутили, нередко непристойно, не довольствуясь шутовским костюмом, они иногда обнажали части тела, показывать которые считалось большим срамом.
В проводах масленицы на реке Тавде главные распорядители — Масленица и Воевода — после чтения «указа», представления и объезда с чучелом Масленицы дворов говорили, что теперь следует омыть свое тело. При всем народе оба раздевались донага, брали шайки и делали вид, что моются, поддают пар, что вызывало в народе большое оживление и смех».
Но это было «не неприлично», что может нас удивлять сейчас, или даже возмущать. Это была обрядовая имитация очистительного обряда, она вызывала одобрение, и никого это не коробило, не возмущало.
А. Новиков, собиравший материалы в 20-х годах, писал, что в Ишимском округе шестьдесят лет тому назад в числе катающихся на масленице был «король», выбиравшийся из наиболее разбитных мужиков, обязанностью которого было произнесение «речи в костюме Адама».
Интересно отметить, что обнажались даже при лютых северных и сибирских морозах, и делали это не мальчишки, не отпетые озорники, а пожилые уважаемые люди.
П. А. Городцов писал:
«Для исполнения главной роли в обряде масленицы обычно приглашается крестьянин, опытный в своем деле и хорошо знающий все подробности обряда, такой крестьянин должен быть вообще хорошим знахарем, хорошим посказителем и певцом народных песен и стихов».
Ясно, что выступать в такой роли эти люди могли лишь потому, что за ними стояла давняя традиция. Раньше это имело серьезное значение, и участие в обряде не унижало, а даже возвышало.
Обрядовый смех
В противовес зиме и смерти, люди радовались и в то же время боялись, пытаясь защитить себя от вредоносного влияния. Они прогоняли и уничтожали злое, враждебное природе и человеку, а также шутили и глумились над изображениями смерти, используя силу ритуального смеха.
Есть ещё пример ритуального смеха — на похоронах. Это было важно, потому что он утверждал жизнь. Смех создает жизнь, превращает смерть в новое рождение.
Ритуальное значение имели также непристойные шутки и брань, которыми иногда осыпали Зиму. Это был своего рода оберег.
Ругать Зиму при проводах было традицией. Наряду с приглашением Зимы приезжать на следующий год ей приходилось выслушивать и враждебные выражения; часто ей кричали:
«Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!»
Карнавалы с переодеванием
Проводы масленицы превращались в некоторых местах в карнавальные шествия. Особенно характерны карнавалы для Сибири. Для масленичного поезда делали большие сани, а чаще связывали несколько саней, на них устраивали нечто вроде корабля с мачтами, на которых развевались флаги, делали помост. Почти везде в середину сооружения вставляли высокий шест с укрепленным наверху колесом, на которое сажали какого-нибудь шутника и балагура.
На помост усаживалось несколько человек, сопровождающие шли по бокам, нередко они были наряжены в маскарадные костюмы. В сопровождении большой толпы, с пением, музыкой и криками Масленицу провозили по улицам.
Рассказывают, что огромный корабль Масленицу в четверг масленичной недели возили в Архангельске, за ним двигались экипажи с катающимися. Подобные «корабли», только менее пышные, устраивали отдельно в пятницу или субботу ремесленники: каждый цех ездил со своим знаком, а купцы с образцами товаров. Мясники же в свою очередь в пятницу возили на больших санях по городу быка.
Сведения о ряженье на масленицу имеются из разных областей, они разнообразны.
Иногда это были типичные святочные традиционные маски: «старик» и «старуха»; ходили с козой, медведем, водили кобылку; девушки одевались мужчинами, а парни — женщинами, старухами; рядились также купцом, барином, цыганкой:
— Наряжались как кому пошутить хочется, девка парнем. Или конскую голову сделают из холста и соломы. Рядились чертями, медведями, оборотнями, ряженые по улицам ходили с трещоткой, мужчины обсыпались соломой или вешали на одежду пеньку, приделывали хвост.
Словом, «рядились как угодно, только бы посмешнее, даже курицей. Главная цель ряженья — чтобы было веселее и смешнее.
Для чего нужен был этот праздник?
В конце концов, когда зима проходила и весна приходила, эти праздники по-прежнему продолжались, служа напоминанием о том, что хоть зима и приходит и уходит, то же самое происходит с людьми — они рождаются и умирают. Однако они могли принести в жизнь новое начало, поэтому они старались восхищаться красотой зимы и приветствовать приход весны.
***
Вот зачем нужна была весёлые проводы и встреча весны в этом древнем празднике. Именно это старается искоренить христианская церковь, повернув народ к необходимости смиренно молиться чужим божествам.
В следующей статье — о том, как церковь преобразовала языческих Богов в святых.