Тайна: Борьба христианской церкви со славянским народом. Победили?
Так как насильное крещение в X веке началось в восточных славянских землях, то, конечно, там церковь достигла больших успехов. Нельзя сказать, что это произошло одномоментно. Это большое дело заняло время жизни даже не одного поколения, а нескольких, столь устойчиво было народное самосознание. Даже при внешнем принятии христианства, в нашем народе сохранилось столько «язычества», что это было заметно каждому «искоренителю ереси».
Ещё в 16 веке были протесты против очередного «нажатия на веру», которая до этого времени сильно напоминала прежнюю.
На русском Севере христианство было слабо до середины 19 века, это был край родноверов и староверов.
Тем не менее, мы видим с вами, что обстановка меняется. В девяностых годах двадцатого века, вместе с так называемой «перестройкой» РПЦ удачно лоббировала свои интересы, предложив властям христианство как идеологическую замену разрушенной идеи коммунизма. Но и неославянство подняло голову, предлагая вспомнить незыблемые ценности нашего народа, мало совместимые с христианством.
Однако, мы не можем не признавать, что многие духовные ценности нашего народа, отношение к магии и Богам, было разрушено в двадцатом веке до руин. Победила ли церковь наш народ?
Поговорим об этом в статье.
Что происходило ещё в 19 веке?
Н. Янчук, собиравший в 1886 г. этнографический материал, привел интересный разговор со старым сельским священником, который даже испугался, когда приезжий этнограф заговорил с ним о старых народных обрядах, и старался уверить, что ничего такого в его приходе нет, так как он всю жизнь боролся с пережитками язычества.
«Да, знаете, были в прежнее время и здесь разные такие обычаи и обряды, как вы их называете. Теперь, конечно, нет, но были, и мне приходилось с ними воевать... Вот вы вспоминали про Купала. У нас тоже все это было: и огни, и купанья, и песни. Так вот, бывало, узнаешь, что какая-нибудь девушка прыгала с парнем через огонь, и не станешь их венчать, когда вздумают жениться,— другим наука».
Столь же усердно боролся он против народного названия рождества Колядою, не допускал к причастию — «так и стали все называть рождеством, по крайней мере, при мне боятся вспомнить Коляду».
Этот бесхитростный рассказ священника показывает, какие приемы использовало сельское духовенство, чтобы уничтожить народные обычаи и праздники.
«Церковь вменяет в обязанность пастырям искоренять всякие отголоски язычества в народе,— писал Н. Япчук,— и многие священники действительно могут похвастать том, что они вполне успели в этом. Хотя, с другой стороны, этот успех часто бывает только кажущийся, чисто внешний»
Но не смогли, конечно, срубить под корень!
В то же время церковь пыталась примирить народные обряды, которые невозможно было искоренить, и придать им хотя бы внешне христианскую форму и новый смысл.
Сельские священники принимали участие в отдельных народных ритуалах, а в некоторых случаях совершали собственные действия, которые с точки зрения ортодоксальной церкви считались бы колдовством или богохульством.
В разное время таковым считалось изготовление и освящение в церкви чёрной четверговой соли, возжигание в церкви громничных свеч, освящение проруби в крещенские купания, и даже совершать освящение полей перед посевом.
Они были вынуждены делать это из страха потерять авторитет среди своей паствы и потерять доход. Церковь сознательно поддерживала определенные ритуалы, привязывая их к христианским праздникам, смещая даты и затирая языческий смысл.
Победила ли церковь язычество?
Показательно, однако, что подобные "успехи" духовенства в искоренении язычества ещё в конце XIX-начале XX веков были сомнительны — только в это время отмечали, что народные ритуалы только недавно исчезли или исчезают.
Промышленная революция XIX века изменила облик общества и образ жизни людей. На смену традиционной сельской жизни пришел более современный, городской образ жизни. Это сопровождалось сменой ценностей, в результате чего преобладающим стало более материалистическое мировоззрение.
Этот сдвиг в ценностях привел к росту рационализма и забвению традиционных верований. Это также привело к снижению важности религии и связанных с ней ритуалов в повседневной жизни.
В то же время рост среднего класса и распространение образования означали, что массы имели доступ к большим знаниям и были менее склонны принимать традиционные верования без вопросов. Это, в сочетании с повышенным вниманием к рационализму, означало, что ритуалы, связанные с религией, считались устаревшими и суеверными.
Этот сдвиг в ценностях и убеждениях означал, что церковь больше не могла контролировать верования и народные обряды, как это было в прошлом. Ритуалы, связанные с религией, стали считаться ненужными, и от них постепенно отказались. Это, в сочетании с безуспешностью борьбы церкви с ними, привело к их быстрому разрушению в конце XIX века.
***
Словом, народную магию победила не церковь, а промышленная революция. Интересно подумать над тем, что в настоящее время РПЦ, лоббируя свои интересы в правительстве, вновь начинает довлеть над умами — и в то же время, в противовес начинается возрождение народных обрядов и магии. Поднялась церковь — воспротивилась наша родовая память.
Что Вы думаете об этом? Интересно почитать Ваши мысли в обсуждении этой тайны!
На благо!