Поиск

Тайна: Кто Вы в славянской магии? «Профан» или «Профи»?

Часто боязнь «магичить» — это личный внутренний запрет, установленный на применение магии в нашей культуре за время господства христианской религии и, как ни странно, советского атеизма. Но, если Вы обладаете мифологическим (магическим) мышлением, то Вам нужно сделать один простой шаг — узнать, как творится славянская магия, к каким силам она обращается, и выбрать область приложения своих способностей. И, конечно, наметить свою «высоту» — хотите ли Вы применять магию только в своём быту, или подниматься выше.

Здесь я показываю суть магии на понятном примере народного целительства.

Боязнь магии


К кому обращались знахари за силой?

Важно различать магическую и бытовую (профанную) традиционную медицину.

Бытовая медицина доступна для изучения и практики любому человеку и основана на житейском опыте, накопленном поколениями, на малых знаниях, передаваемых в роду.

Но если эта бытовая магия обращается «непонятно к кому», то она не столь действенна, как магическая практика, построенная на обращении к Высшим силам. И это верно не только для славянских знахарей: обращаются Богу или святым в христианстве, великим духам в шаманизме, архатам в буддизме и так далее.

Первая составляющая магического излечения состоит в обращении к пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ным сверхъ­ес­те­ст­вен­ным силам, например, духам болезни, Стихиям, явления Природы (Утренняя и вечерняя заря), Духам и Богам.

Вторая — в обращении к неперсо­ни­фи­ци­ро­ван­ным сверхъ­ес­те­ст­вен­ным си­лам, которые неизвестны или не признаются современной наукой; к ним относится жизненная энергия, магическая сила, называемая в нашем нароже живицей.




ОСНОВЫ. ТАЙНЫ СЕВЕРНОЙ МАГИИ. Первый курс
Курс для тех, кто хочет изучать славянскую северную магию с самых основ.

Узнать подробнее


Как обращаются знахари к Иным Силам?

К приёмам обращения к пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ным сверхъ­ес­те­свен­ным си­лам можно отнести, прежде всего, заговорно-заклинательную практику наших Предков.

Отличительной чертой заговоров является персональное обращение к ду­хам бо­лез­ни («рожа, ты, рожа», «лишай-лишаище», «колос, возьми свой волос»), обилие описаний болезни и эпитетов (в заговоре от какой-либо одной болезни могут перечисляться несколько её видов, они же могут являться и причинами болезни):

— Рожа, ты, рожа, рожа белая, рожа синяя, рожа красная, рожа нагаданная, от чёрного глазу, от худого часу...


Заговаривающий изгоняет болезнь, уничтожая её, либо возвращая туда, откуда она пришла, либо прогоняя в гиблое или, наоборот, привлекательное для неё место, обращается к ней как к субъекту:

— Иди ты, рожа, в тёмные леса, на гнилые колоды, там для тебя, рожа, мягкая постель и тёплый дом…

— Я тебе ссылаю на перекрёсток дорог, где коня ходят, про тебя говорят. Они тебя копытами забьют, хвостом заметут и лишаи пропадут…


Взаимодействовать с болезными могли не только признанные знатки, но и простые люди, особенно старики, зачастую умели общаться как с болезнетворными, так и с различными другими духами, причём отдельные лица обладали в этой области большими познаниями.

Но всё же были отличия — знахари умели обращаться к Стихиям и Хозяевам мест (Леший, Водяной, и другие), которые могли передавать знания и помогать знахарю, что недоступно обычному человеку, сообщать ему важное, переносить воздействие на расстояние.




Боязнь магии


Магия в целительстве

Одно из самых понятных назначений народной магии — это целительство.

Любая традиционная культура одной из главных своих задач видит продление жизни народа как в духовном, так и в биологическом смысле.

И конечно, способы борьбы со смертью и преодоления болезни, совершаясь в магической области между жизнью и смертью, обретали сакральный смысл, становились частью магической традиции народной культуры.

Лечение человека — занятие, требующее не только обширных знаний и сложных навыков, но и большого опыта. Хотя, как мы знаем, в каждой семье передавались «приёмы скорой помощи», магического изгнания болезней, всё же в каждом селении были свои знахари, которые обладали большими знаниями в этой области.

Их становление обычно требует особых ритуалов, приобщения к лично передаваемой традиции и личного взаимодействия с мистическими силами.

Об этом можно прочитать здесь Тайна: Посвящение. Как испить из сосуда мудрости?


Костоправ рукой ощущает больное место (как «холодное» или «горячее» и т.п.) и степень необходимого давления на него, шептун воздействует на жизненную силу человека с помощью обрядов и заговоров, а травник чувствует «живицу» травы. И всё же — как со всем этим соотносится магия?




Магия или внушение?

В традиционной народной медицине сложно провести границу между действиями лекаря, основанными на личном знании и опыте, и практиками, продиктованными сакральной традицией, которой он придерживается.

Например, знахарь-травник опирается на свои ощущения магической силы лечебной травы, исходя из этого он определяет объём и состав сбора, необходимый для своего Страждущего. То есть для знахаря важен в первую очередь магический (или, как говорят современные знахари, энергетический) потенциал травы, в то время как, например, для фармацевта или современного знатока трав главное в лечебном растительном сборе — это активное вещество, способное тем или иным образом воздействовать на организм и приводить к излечению.

Поэтому магические действия знахаря трудно понимаются теми, кто склонен «вешать в граммах», таинственные действия народного знахаря могут сейчас восприниматься как «шарлатанство». В целом наука смотрит на действия знахаря так: ищут лечебные свойства в травах по их химическому составу, объясняют действием массажем различные воздействия на тело, а магический аспект, которому сама народная традиция отводила ключевую роль в лечении, чаще всего списывался на воздействие гипноза со стороны знахаря на пациента.




Боязнь магии


Как осуществляется магическое воздействие со стороны знахаря?

Как происходит магическое влияние знахаря на Страждущего? Для понимания происходящего разделим два вида воздействия:

простые действия и заговоры для несложных случаев магического вмешательства, когда достаточно знать слова и обстоятельства их произнесения, порядок сбора и употребления лечебной травы и т.д. (хотя для исполнения большинства магических обрядов всё же требуются особые качества исполнителя). Так, заговорить ребёнку грыжу может любой знахарь — это достаточно простая манипуляция для посвящённого в традицию, не требующая особых способностей и усилий. Словом, есть пласт тех лечебных действий, которые практически не зависят от силы личности и концентрации душевных сил знахаря.

В то же время в знахарской традиции считается, что от таких серьёзных недугов, как порча, могут исцелить только «сильные» знахари. В значимых обрядах важнейшей является особая сосредоточенность знахаря при проведении лечебной процедуры.

Беседа со Страждущим, предварительные мероприятия (разогрев воска, подготовка необходимых материалов) вводят знахаря в особое состояние (становится заметным изменение дыхания, взгляда, черт лица).

Вспоминаю, как моя бабушка перед началом снятия портёжа довольно долго беседовала со Страждущей. После этого приступала к подготовке: сначала долго причёсывалась, пока не оставалась удовлетворена своим внешним видом, потом доставала свечи, книги с заговорами — было видно, что в течение всего этого времени она сосредоточивалась для проведения предстоящего обряда. Чтение бабушкой предварительных заговоров перед красным углом прерывалось вопросами к Страждущей.

Дальше, дыхание становилось глубоким и равномерным, взгляд — сосредоточенным. В какой­-то момент (по-­видимому, когда её состояние отвечало поставленной цели), бабушка начинала лечение и уже не прерывалась. К концу обряда по дыханию и движениям была заметна её усталость. Для возвращения к обычному состоянию бабушке потребовалось несколько минут, после чего она шла умываться.

Не обойдусь и без предупреждения: обряды, требующие магического усилия, «включения», «погружения» при исцелении от «порчи», изгнания бесов и тому подобное, при использовании неумехой или слабым знахарем могут иметь очень неприятные последствия для него самого.

Потому можно сказать, что традиционная медицина разделялась (да и сейчас также) на бытовую (профанную) и магическую.

В магической практике есть пласт «механических», безразличных к сосредоточенности действий, не требующих особых личных усилий, достаточно владеть особыми знаниями. Но более сложные обряды требуют особого сосредоточения, волевых усилий, знаний и веры знатка в себя и Высшие Силы.

***

Надеюсь, Вам стало пояснее, такими способами творилась народная магия. Или Вы уже тот человек, который это знает? А выбрали Вы уже направление своего развития?
Об этом пишу в следующей статье.
На благо!