Тайна: Магия Древней Руси
Большое значение в хозяйственных и календарных обрядах на Руси имели заклинания и приговоры. Заклинания, как можно предполагать, были исконным, древнейшим видом обрядового фольклора. Слово воспринималось, как дело, оно органически сливалось с действием, поясняло и как бы закрепляло его.
Термины «заклинания» и «приговоры» в известной, мере условны, и четкой границы между ними нет. Но заклинание имело отчетливо выраженную магическую значимость и произносилось с целью вызвать желаемый результат, приговорам же, также сопровождавшим обряд, особого значения уже не придавалось, они исполнялись по традиции, выражали пожелания, на поздней стадии существования обрядов они могли приобретать и шутливый, развлекательный характер.
Все заклинания выражали требование, пожелание-или просьбу, были обращены к кому-то или к чему-то. Тон заклинаний мог быть разным — приказание, уговор, мольба. Слова заклинаний в своей основе содержат основное пожелание, могут быть краткими, или дополненными различными описаниями, сравнениями.
Посмотрим на виды заклинаний.
Простое заклинание
Простейший и, вероятно, наиболее древний первоначальный вид заклинаний — непосредственное обращение к объекту, на который хотели воздействовать.
А воздействовать пытались на весь окружающий Мiр, на явления природы, которые персонифицировались; к ним обращались, как к живым существам. Эти обращения, как правило, имели характер требования, приказа.
Это могли быть отдельные выкрики, вроде тех, какими прогоняли зиму, уничтожая при этом соломенное чучело. Большую часть заклинаний, обращенных непосредственно к объекту воздействия, отличал повелительный тон: уходи вон, перестань, принеси, расти и тому подобное.
Заклинания-уговоры
Эти заговорные слова обращены не к тому, на кого обращалось воздействие, а уже к посреднику — сверхъестественному существу, от которого ждали помощи. Заклинающий выступает здесь не сам по себе, активно воздействующий на природу, а, скорее, как партнёр, уговаривающий Дух или Божество.
Заклинания-молитвы
На эти заклинания сильное влияние оказало христианское мировоззрение; вместо обращения к первоначальным стихийным Божествам стали обращаться к Христу, Богородице, святым, а само обращение стало звучать, как церковная молитва. Это меняло тональность заклинания, из повелительного оно становилось просительным. Заклинания-просьбы часто не были связаны с какими-либо магическими действиями, что также говорит об их позднем происхождении.
Заклинания — мена
Свои особенности имеют заклинания, генетически восходящие к обряду жертвоприношению. Они требовали ритуального подношения, которое чаще выливалось в кормление мифологического существа, от которого зависело осуществление желания.
Эти заклинания сохранили более древний пласт верований. Они были обращены к олицетворениям Стихий, к домашним и полевым Духам, к Духам Предков, которых хотели задобрить, с которыми старались договориться.
Эти заклинания построены как обмен (мена) — вот тебе ... а ты нам (дай то-то, сделай или не делай того-то). У подобных заклинаний могла развиваться вторая часть: уточнялось, что должен сделать тот, кому приносили дары.
Заклинания — уподобления
Построены на приёме, который можно назвать «одно к одному». Довольно часто встречались заклинания, основой, которых служило сопоставление, уподобление двух (а иногда и нескольких) предметов или явлений — действительного и желаемого.
Заклинания этого типа обычно произносили, когда производили действие чем-то подобное тому, которое хотели вызвать, или использовали предметы, свойства которых хотели передать заклинаемому. Такие заклинания построены на формуле: как ... так бы ... В заклинании может содержаться и несколько сравнений.
Основной магический прием, используемый в заклинаниях этого типа — сравнения, которые в заклинаниях других типов почти не встречаются.
Например, свойство предмета (только что распустившиеся ветви дерева) должно было передаваться человеку, с которым они соприкасались, дать ему здоровье, силу: «Будь здоров, как верба»; «расти, как верба».
Иногда это были типичные приговоры-сопоставления:
«Как вербочка растет, так и ты расти».
Любопытно, что магический помощник, ветка вербы, как бы действует самостоятельно:
— Не я бью, верба бьет. Верба хлес, бей до слез.
Как изменялись заклинания со временем
Как мы понимаем, магия возникла в незапамятные времена, и в тех пор много воды утекло.
Заклинания, возникшие в глубокой древности, сохранялись очень долго. Со временем они, конечно, изменялись, пополнялись новыми произведениями, взаимодействовали с близкими им жанрами — заговорами календарных обходов дворов.
Изменению заговоров со временем способствовала устная традиция — там, где не было поголовной грамотности, могли сохраниться только короткие заговоры-шепотки. Простые фразы, кратко выражавшие пожелание или требование, ритмически организованные, рифмованные, вроде коротеньких прибауток и присказок.
Там, где это было возможно, заговоры сохранялись в полноте, имели ясную структуру введения, славления, уговора и закрепа.
Какое-то время отдельные заклинания, исполнявшиеся коллективом, могли повторяться детьми как приговоры-прибаутки, причем дети могли их переделывать на свой лад. Когда бывшие обряды становились праздничным развлечением, место заклинаний могли занимать новые приговоры-прибаутки (как-то было, когда жгли чучело Масленицы), иногда они тут же придумывались.
Сейчас, когда Вы можете почерпнуть заговоры из «всеобщей паутины», Вы имеете дело с самыми разными заговорами – оборванными, переделанными, фальсифицированными.
Потому, коли хотите заниматься славянской магией, изучайте строение старинных заговоров — это позволит Вам отобрать золотые самородки из кучи песка.
***
Другая проблема современного человека, которую мы получили вместе с увеличением объёма доступной информации — отличить злонамеренную магию от той, которая творит добро.
Для этого пишу следующую статью.
На благо!