Поиск

Тайна: Магия управления погодой. Есть ли такая?

магия стихий

Мы подробно рассмотрели один обряд вызывания дождя. Чтобы у вас сложилось верное представление, скажу, что это не единственный способ управления небесной влагой. Вы и сами можете увидеть магическую подоплёку приводимых ниже обрядов.



Помимо колочения и посыпания маком колодца, тканья рушника, бытуют и другие обрядовые действия для вызова дождя:

  • бросание горшков и денег в колодец
  • вычерпывание колодца
  • вырывание креста из могилы висельника, похороненного на кладбище
  • обряд пахания высохшей части реки или болота
  • обряд обливания льна водою
  • бросания воска в колодец
  • насильственного купания деревенской ведьмы в реке
  • выкапывания четырех крестообразно расположенных ямок на дороге
  • пахания дороги поперек деревянной сохой
  • вывешивания на дереве убитой змеи
  • подвешивание лягушки за лапку
  • запрещения что-либо городить или огораживать
  • выливания из ведер воды посреди хаты
  • обливание снаружи четырех углов хаты
  • бросания кирпича в источник.

Что заставляет задуматься — все обряды по вызову дождя выполнялись только девушками или женщинами. Как тут не вспомнить магическую связь силовых очагов в тонком теле человека, озёр Перси, наполняемых Стихией Воды с чародейным коконом Души!

Стихия Воды считается «женской» и самой отзывчивой на чародейное воздействие. Мне кажется, что это происходит потому, что (как неоднократно об этом говорила), магию творим Душой. Вот и получается, что всё тут складывается к тому, что самые сильные «чародеи Воды» всё же женщины. И, да! Славянское Божество Дождя — тоже женщина, Богиня Дива Додола Перуница.




Мрачный ритуал с заложенными покойниками

Есть также мрачный ритуал вырывать из могилы «нечистого» покойника-самоубийцу, бросать его в канаву или в реку, а могилу поливать водой с целью вызывания дождя. Почему так?

В основе таких обрядов, совершаемых во время засухи, лежит представление о связи засухи с заложными покойниками, умершими неестественной смертью (самоубийцами, висельниками, утопленниками, опойцами и т. д.)

Об этом писал Д. К. Зеленинын в «Очерках русской мифологии»:

— Земля «не принимает» зарытого в нее нечистого заложного покойника; она гневается на это и выражает свой гнев холодом, весенними морозами. Вода же может служить могилою заложного; известно, что вода служит местожительством нечистой силы: «черт огня боится, а в воде селится», «в тихом омуте (или: озере) черти водятся».

Заложный находится в распоряжении у нечистой силы, а потому естественное для него место там, где обитает эта нечистая сила. Наконец, древнейшее и общечеловеческое воззрение гласит, что вода составляет для душ всех умерших труднопреодолимое препятствие: для переправы умершего через реку в царство мертвых нужно судно.

Опасного покойника естественно поэтому хоронить в воде: он не скоро оттуда выберется, чтобы возвратиться домой и повредить там кому-либо из живых.

Отсюда вполне понятно, что вырываемые из могил трупы заложных кидаются в Волгу и в другие водовместилища… Отсюда обильные поливания водой могил заложных покойников во время засух. И это поливание могил тем естественнее и понятнее, что древнейшее магическое вызывание дождя состоит именно в обливании водою всех людей, по основному закону первобытной магии: «схожими действиями вызывать схожие явления». «Мы обливаем людей — и Бог польет дождем землю» — таково рассуждение первобытного мышления.

В Сергачском у. Нижегородской губ. поливают водою всякую свежую могилу, до и после опущения в нее покойника: «делается это по суеверному убеждению, будто бы этим предотвращается летняя засуха».


Поливание водою могилы встречается у многих народов и имеет часто целью «успокоить дух покойника».




магия воды


Вызывание засухи

В связи с действиями вызывания дождя интересно было бы рассмотреть и действия, вызывающие бездождие, засуху.

Например, в Западной Болгарии и Македонии известна «черемидарска маджия» (магия черепичников): закапывание осленка или кошки для того, чтобы предотвратить дождь во время сушки черепицы. Однако крестьяне, заинтересованные в дожде, могут противодействовать этой магии: для этого нужно незаметно взять одну черепицу с телеги и бросить ее в реку или утопить в воде.




Предотвращение проливных дождей

Известно несколько народных способов предотвратить или прекратить дождь, и все они имеют своё магическое обоснование.

Предупреждающей мерой от дождя, то есть принимаемой до появления угрозы выпадения осадков, было укрывание банной каменки вывернутой наизнанку шубой или одеждой. Делали обычно при заготовке сена, когда необходима была сухая погода. Прибегали к нему, согласно переданному нам, только на один день:

Чтобы в сенокос дождя не было, каменку в бане закрывают. Это только на один день, если можно. Только на один день. Чтобы не было дождя, шубу переворачивают и на каменку кладут, тогда дождя не будет. Когда дождь не нужен, во время сенокоса.


Также укрывали каменку не только шубой, но и полотенцем или скатертью. Почему? Потому что печь — это символ огня, который противостоит воде (дождю), укрывание ее вывернутой наизнанку шубой (одеждой), по-видимому, призвано усилить значение жара (огня) и тем самым обеспечить солнечную погоду.

Непосредственное воздействие на приближающиеся дождевые тучи с целью отогнать их осуществлялось с использованием металлических и острых предметов, с помощью совершения защитного креста в сторону тучи, кувыркания навстречу туче, направления в сторону тучи горбушки хлеба, бросание на улицу крашеного яйца или скорлупу от него, хлебную лопату, сковороду или переворачивали наизнанку одежду на себе.

С приближением тучи во время уборки сена ставили вилы вверх зубьями или нож острием вверх или втыкали металлические предметы (преимущественно топор, нож или лом) острым концом в землю:

— Туча когда идёт, втыкают навстречу туче топор, чтобы дождика не было. В землю. Тот раз туча ходит, я вышла, лом маленький нашла, воткнула, лом у меня свалился. Втыкают навстречу туче, и она рассеивается.


Наложение креста в воздухе совершают в сторону тучи и могут сопровождать его устным заговором:

[Чтобы дождя не было на покосе, что делали?] Я перекрещиваю тучу. Дескать, подожди, подожди, не приходи. Иногда придет и задождит, а иногда, действительно, перекрещу, и уйдет.


Кувыркание навстречу туче, по приметам, приводит или к тому, что туча уходит, или идёт спокойный дождь без грозы. К слову, кувыркание — приём, который использовался в простой народной магии (например, кувыркались навстречу первому грому, или по полю, с целью повышения его плодородия), и в мифологическом представлении — кувырок приводил к тому, что знахарь мог оборотиться в животное или птицу.

Использование горбушки хлеба: хлеб просто клали на подоконник коркой в сторону тучи:

Булку хлеба надо горбушкой положить. Не отрезанным положишь, а коркой, откуда туча идет.


Думаю, что здесь магических причин много — или дар Стихии, с просьбой не вредить, и символ того, что румяная корка хлеба символизирует сухость, огонь или солнце и противопоставляется влаге; сам хлеб, часто воспринимался как оберег.

Откупались монетками. Чтобы стояла или установилась хорошая погода, бросали монету через левое плечо. Число монеток соответствует числу ясных дней: если выбросить две копейки — будет стоять два солнечных дня. Монета в данном случае служит своеобразной платой за исполнение желаемого.




магия стихий

Заклички дождя или солнца

Закликание дождя или солнца обычно было распространено в детской среде. Конечно, оно имело игровой характер, но условия пропевания, проговаривания текстов были непосредственно связаны с погодой.

В летний период детям хотелось больше ясных солнечных дней, в которые они могли основное время проводить под открытым небом. Это желание прослеживается в большем количестве закличек, призывающих солнце и отгоняющих дождь.

Дождик, дождик, перестань, я поеду до росстань. Ключики, замочки, шелковы платочки

Солнышко красное, иди сюда, дети плачут, есть хотят. Мамы нет, проголодаются!


Описанные в закличках ситуации, а именно посещение росстани и моление, плач детей, должны побудить солнце выглянуть (согреть и накормить детей) или отогнать дождь (молитвой), закрепить свое пожелание (ключиками, замочками). Это древняя магия, которая дошла до нас уже в игровом виде.

Особенностью таких приговоров является повтор в обращении к солнцу и туче, в произнесении всего текста, нацеленный на усиление магии слов. Эти приговоры также имели хождение преимущественно среди детей, но употреблялись и взрослыми:

— «[Кто кричал?] Хоть кто. И детям, сильно когда дождит, не нравится, и взрослым. Больше всего дети».


Сохранился и взрослый заговор:

— Бог-батюшка, хоть бы не было дождя. Бог-батюшка, хоть бы не было дождя!»


***

Были ли магические воздействия на другие природные явления? Посмотрим в следующей статье.

На благо!