Поиск

Тайна: Магия управления погодой. Есть ли такая?

Конечно, наши предки обожествляли Природу и, как люди, живущие в её сердце, сильно зависели от погоды. Но вот вопрос — умели ли наши предки управлять погодой? Мне давно были известны легенды об «облакогонителях» — такая «специализация» Знатков, которые могли разогнать облака или собрать тучи.

Моя матушка, хотя держала дома несколько зонтов, никогда не брала их с собой, уверенная, что дождь прекратится в то время, когда ей нужно пройтись по воздуху. Как-то я стала спрашивать Потворников Училища, могут ли они разогнать тучи, если понадобится. Обнаружила, что эти умения есть у некоторых до сих пор.

Пришло время поглубже обсудить этот вопрос!



магия воды


Магия, как уж согласились, это обращение к силам Природы — мы набираем внешнюю силу в свои чародейные коконы (тонкие тела), замешиваем её со своим чаянием, и выдыхаем в Мiр, преобразуя его. В народной магии источники Силы тут, рядом, только оглянись — Земля, Небо, Вода, Солнце, Месяц, Облака…

Первым и хорошо известным в науке свидетельством о таком ритуальном почитании является сообщение Прокопия Кесарийского (VI в.) о том, что славяне «поклоняются также рекам и нимфам и некоторым другим божествам; всем они приносят жертвы и при этих жертвоприношениях гадают».

Есть и другие славянские рукописи, свидетельствующие, надо полагать, о том же. Правда, некоторые из них переводные с греческого, и соответствующий текст известен и в греческом оригинале. К таковым относится «Слово Ефрема Сирина о втором пришествии», где содержится такой текст:

«… вѣрованига въ солнце и въ луну, и въ звѣзды. и въ источники» (рукоп. б. библ. Троиц.-Серг. Лавры № 204, л. 30, X V I в.).




Магия вызывания дождя возле источников

Сейчас хочу привести выдержки из сохранившихся письменных источников. Не все они восточно-славянского происхождения, но все переписаны на старославянском языке. Тексты, которые сейчас доступны, исполнялись монастырскими писцами, поэтому несут осуждающий характер. Но, что прекрасно, они передаюь суть и позволяют заглянуть сквозь века.

Вот «Тайноводственное поученіе къ новокрещаемымъ» св. Кирилла Иерусалимского:

«Потомъ глаголеши и служеніе твое, служеніе діаволе есть, требищная молба, яже на честь бездушенныихъ капищь бываютъ, еже въжизати свѣща, или кадиті при источницѣхъ, или рѣкахъ» (рукоп. б. библ. Троиц.-Серг. Лавры №124,л. 194).


В этом поучении признается существование обрядов на капищах, возжигании свечей и воскуривании на источниках.

Вот ещё «Слово на память епископа», где есть обличение следующего рода:

«... но ты того (т. е. истинного благочестия) оставивъ рѣкамо и источникомъ требы полагаеши и жрѣши яко богу твари бездушной» (рукоп. б. библ. Моск. Духовн. Акад. № 77, л. 227).


Здесь также осуждаются требы, возлагаемых возле рек и источников и поклонению им как Божествам.

В «Словѣ св. Григорьи»:

«погании (язычники) требы имъ клали и приносили в жертву «коуры, оубо гыя кокоши, оубогага коурата». Все они «на жертво у идоломъ рѣжютса, инии въ вода потаплаеми сжть. а инии къ кладеземъ приносаще молятся, и в водоу мечють, у жертвоу приносаще» (рукоп. б. Чудова. № 270, л. 221, XVI в.).


Так что знаем теперь, что наши предки наряжались, шли к идолам (слово, обозначающее «статуя») возле рек и источников, несли богатыре дары, и отдавали их воде.

Особую ценность поэтому имеют такие свидетельства, как сообщение начальной русской летописи о полянах, которые «бяху же тогда погани жруще езеромъ и кладеземъ и рощеніемъ», или радостное возглашение Кирилла Туровского ( X I I в.) по поводу христианизации Руси — «не нарѣкутся богомъ стихіа, ни солнце, ни огнь, ни источницы, ни древа». Мол, теперь уж не станут нарекать Богом ни Солнце, ни Огонь, ни Источники, ни Лес.

Потому, как Вы видите, друзья, неистребимо в нас, сегодняшних, любование и обожествление Природы, как бы не старалась чужеземная религия «вправить нам мозги».

Христианская церковь изо всех сил боролась с магическими практиками вызывания дождя. Вероятно, видели в них угрозу христианскому мышлению (и не зря!).

Так, в «Нѣкоторой Заповѣди», имеющей еще заголовок «Стыхаплъ Прави» (рукоп. б. Моск. Синод, библ. № 153, XIV—XV вв., л. 295—297) есть статья 30-я:

«Аще кто речетъ дожь боудетъ, да поклон 100. р («Если кто вслух возжелает, чтобы дождь пошёл, пусть поклонится 100 раз»).


Думаю, эта моя коллекция древних текстов убедительно показывает древность и распространённость обряда вызывания дождя вообще (и у колодцев, в частности).




магия стихий

Народная магия вызывания дождя

Вот народный обряд, выполняемый у колодца для вызывания дождя:

1. в колодец насыпают освещенный (заговорённый) мак, вешают на колодец «обыденное» полотенце,

2. болтают палками воду посолонь,

3. «голосят по Макару» («Макарко сыночек, да вылезай из воды, розлей слёзы по святой земле»); это исполнялось как причет, голошение по умершему.

Знатки замечали, что «долго голосить нельзя», потому что тогда дождь будет идти слишком долго.

В этом уже странном для современного человека обряде, тем не менее, вижу все признаки архаичных магических приёмов и убеждений и приёмы действенной народной магии.


***

Какие приёмы и почему этот обряд не вызывает у меня снисходительную усмешку — мол, «тёмные селяне», расскажу в следующей статье.

На благо!