Поиск

Священные образы нашего народа. Баба Яга. Конь и Медведь

Солнечный обряд на Ярило
Первый в году защитный обряд на постановку тына

Подробнее


Хоть худ дом, да крыша крепка. Устройству крыши придавалось большое значение, ведь от этого зависело, насколько в доме будет тепло и сухо. Конечно, дом следовало защитить. И тут в ход шла обережная резьба и роспись.

А на крыше роль главного оберега исполнял как раз конек (или охлупень). Так называли наружную часть крупного бревна, закрывающего верхний стык скатов крыши. Ему пытались придать внешнее сходство с лошадиной головой. Иногда даже с двух сторон симметричные коньки делали. А на Русском Севере распространены были еще двуглавые коньки, смотрящие в разные стороны или друг на друга.

Здесь я снова вернусь к солнечной природе героя нашей тайны.



конь, образ коня, дух коня, конь оберег, подкова оберег, обереги дома


Дневное светило имело ярко выраженное положительное значение. Оно же наделялось сильнейшими защитными свойствами. Поэтому конек, относящийся к солярным символам, должен был охранять живущих в доме от бед, напастей и злых духов.

Сопоставление коня и дерева встречается и по сей день. Обратите внимание на строительные термины:


Коньковый прогон – это брус, объединяющий две плоскости крыши.
Кобылка – это элемент каркаса кровли.
Кляча — деревянный шип или костыль, который держит навесные стропила или соломенную стреху.

Определение «коневой» используется в отношении элементов крыши и потолка, а саму кровлю называют «конюшковая крыша». Угощение для плотиков, которые занимались ее устройством, носит название «коневое». Это еще одно производное от наименований кровельной конструкции. Но не только верхнюю часть дома надлежало украшать обережной символикой. Окна, двери и ворота считались пограничными отрезками пространства, потому нуждались в особом внимании. По этой причине в оформлении наличников тоже стали появляться изображения лошадей.

И хотя большая часть архитектурных терминов относится все-таки к крыше, с конем отождествлялась вся изба целиком. Более того, сформировался образный ряд, согласно которому дом представлялся еще и миром. Конек на крыше символизировал Солнце, сама крыша – небо (или спина коня). Стены между тем представлялись корпусом, а углы – четырьмя ногами. Но постепенно эти воззрения ушли в небытие, и традиционные образы стали восприниматься просто как декоративные элементы. Еще реже можно встретить связь коня с птицей, хотя такое архаическое отождествление раньше было распространено и никого не удивляло. Чем же оно объясняется?




Крылатый конь

Образы коня и птицы соотносились у наших предков как близкие друг другу. В частности это прослеживается в устном народном творчестве:


«Молод конь за морем бывал; спинка соболина, брюшко беленько (ласточка).»
«Летит птичка, во рту плотичка, голодна – не съест; сыта – не выкинет (лошадь и удила).»
«Одна птица кричит: «Мне зимой тяжело!». Другая кричит: «Мне летом тяжело!».Третья кричит: «Мне всегда тяжело!» (Сани, телега, лошадь)».

А еще коньками называют отдельный род птиц, в котором насчитывается около 40 видов небольших птичек, например, сибирский конек или пятнистый конек. Конихом называли коршуна в Псковской губернии, конюхом – ряд хищных птиц и т.д.

Коня в свою очередь тоже наделяли способностью летать, а то и приписывали ему наличие крыльев. Вспомнить хотя бы русские народные сказки:


«Этот конь поскакивает, мхи-болота перескакивает, реки, озера хвостом заметает.»

«Как только стемнело, ударился конь о сырую землю, оборотился сизокрылым орлом и, говорит: — Время нам свое дело делать; смотри не давай маху!»

Таким образом, конь и птица переняли на себя атрибуты друг друга. Иногда они настолько сливались, что получались волшебные существа, к примеру, жар-птица-кобылица.




конь, образ коня, дух коня, конь оберег, подкова оберег, обереги дома


Охранительная семантика образа «конь-птица» в архитектуре избы

Но вернемся все-таки к заглавной теме. Предлагаю вновь обратить внимание на двускатную крышу. Сейчас она кажется просто практичным инженерным решением. А наши предки видели в этой форме нечто большее. Охлупень соотносился со спиной и хвостом птицы, а скаты – с крыльями. Не исключено, что объединение с конем подразумевало образ крылатой лошади. Удивительно, не правда ли?

Пристальное изучение традиционной домовой резьбы подтверждает эти догадки. Не всегда бывает понятно, кого именно пытались изобразить создатели: либо птица имеет лошадиные уши/шею, либо конь имеет птичьи черты. Снова получается образ неведомого нам существа, именуемого конь-птица. И образ это является сакральным, призванным защитить всех живущих в доме от бед и несчастий.

Так мы незаметно подошли к выводу о том, что крыша русской избы была еще и сильным оберегом. На символику божественного покровительства указывают все детали, которые были рассмотрены выше. Вдобавок отмечу, что крыша соотносилась с небом, равно как и птица. В таком случае образ коня-птицы обосновывается его способностью находиться на всех ярусах Мiроздания. И тут невольно напрашивается сравнение с Мировым Древом, о котором уже упоминалось ранее.




обереги

Конь Вселенский и Древо Мировое

Примеры отождествления образов дерева и коня уже были приведены в материале про обереги. Здесь я постараюсь расширить это представление. Для начала напомню, что в прежние времена сопоставление одного явления с другим происходило не так, как происходит сейчас. Они могли быть совершенно не связаны, но имели при этом некие общие признаки, которые сегодня большинство уже не увидит. Поэтому сейчас нужно будет отринуть современное восприятие и «примерить» мифологическое мышление.

В древние времена и Мировое Древо, и конь считались космологическими символами. Их взаимозаменяемость прослеживается в декоративно-прикладном искусстве, традициях и обычаях, творчестве, фольклоре и т.д. Но это далеко не всё.

В этом ключе интересны славянские воззрения на погребальный обряд. Прежде умерших хоронили в деревянных колодах, которые служили прототипами нынешних гробов. Но если углубляться в историю, то можно найти древний обычай предавать земле покойного, завернутого в кожу животного. Зачастую использовались именно конские шкуры, потому что лошадь была еще и проводником на тот свет, что тоже отмечалось ранее. Отголоски такого способа погребения нашлись в русской сказке «Золотая гора»:


«Купец достал нож, убил ледащую клячу, выпотрошил, положил парня в лошадиное брюхо, сунул туда лопату и зашил, а сам в кустах притаился.»

Сходство отмечается даже в способах захоронения. Дерево сначала срубают, потом разрубают и выдалбливают, а в получившуюся колоду укладывают труп. Коня сначала убивают, потом разрезают и потрошат, а потом точно так же внутрь кладут умершего. В обоих случаях конструкции затем стараются придать первоначальный вид, тем самым восстанавливая космологическую целостность.

Связь коня и дерева прослеживается в одной быличке, которая повествует о мужике, решившем срубить дерево, что предки его посадили. Когда он прилег отдохнуть, то увидел предупредительный сон. Налетел на него рассвирепевший конь и чуть не затоптал копытами. После этого мужик захворал и вскоре помер. Если сопоставлять Вселенского Коня и Мировое Древо, то можно вывести еще один образный ряд: копыта – корни – нижний ярус.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в славянской культуре конь воспринимался и как жилой дом, и как последнее пристанище человека, что тоже в какой-то мере символично.


***

Образ коня получился очень многогранным. Это не просто тотем или главное в хозяйстве животное. В воззрениях славян конь – это культ, связанный с Солнцем и Мироустройством. Поэтому его изучение важно для тех, кто хочет приобщиться к традициям и обычаям, понимать их смысл и суть.
На благо!