Поиск

Священные образы нашего народа. Баба Яга. Конь и Медведь

Давайте еще раз остановимся на том, как менялась Яга в глазах людей. Какой представляют ее сегодня? Многие отзываются о ней как о страшной и злой старухе, живущей глубоко в лесу в избушке. А ведь её первообраз сильно отличается от такого описания. Баба-Яга была не просто хранительницей рода и старейшиной. Она нередко выступала в роли жрицы. Да, не удивляйтесь еще одному проявлению нашей многоликой героини!

Сейчас вы сами убедитесь, что такая догадка имеет право на существование.



баба-яга, как яга помогает человеку, баба яга сказочный персонаж


Инициация и роль в ней Бабы-Яги

Золото огнем искушается, а человек напастьми. Так говаривали раньше о становлении человека, укреплении его тела и духа. Чтобы перейти на новую ступень, мало было достичь какого-то возраста. К примеру, мальчиков уже с 10-14 лет готовили к всевозможным трудностям и прививали умения для выживания в любой обстановке. Одним из испытаний было символическое изгнание в лес. Возвратившиеся обратно юноши уже приравнивались к взрослым, разделяя с ними обязанности. А верховодила всем этим действом женщина, пользующаяся всеобщим уважением. Увидели здесь схожесть с фольклором?

Подобное посвящение происходит и в русских народных сказок. Герой уходил в лес по поручению или в поисках своего пути (и, возможно, за символической смертью). Подойдя к границе Мiров, он встречает избушку на курьих ножках. Тут и начинается его первое испытание. Чтобы попасть внутрь, требуется сказать заветные слова, к примеру, такие: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом!». Затем идет знакомство с самой хозяйкой дома – Бабой-Ягой. К ней еще надо было правильно подступиться, чтобы не только продолжить свой путь, но и получить доброе напутствие. После череды испытаний герои возвращаются «перерожденными» и нередко получают от Яги чудесные дары: волшебный клубок, резвого коня, серебряное блюдце и т.д.

Как мы видим, Баба-Яга помогает юношам в переходе, заправляя всем обрядом инициации. Уходя от родителей, герои как бы погружались во мрак («умирали»), чтобы затем возродиться. Затем их ждало посвящение в таинства и приобщение к новым знаниям. Выдержав решающее испытания, возмужавшие молодые люди возвращаются обратно. Там они готовятся к самостоятельной жизни, женитьбе и рождению детей.

К слову, инициацию проходили и девочки, но на бытовом уровне. Так, обязательным было обучение прядению, что можно наблюдать в сказках. К примеру, в сказке «Гуси-лебеди» Баба-Яга вручает девочке веретено, да и сама она порой кудель прядет.




книги сказок

О женском начале Яги

Крайне любопытным мне показался взгляд на Бабу-Ягу и окружающие ее принадлежности с точки зрения женского/мужского начала. Предлагаю и вам поразмышлять над такими мыслями:

— избушка – это символ женского тела и утробы,

— ступка и пест – это символы детородных органов женщины и мужчины.

В облике самой Бабы-Яги можно заметить черты обоих полов, что опять заставляет вспомнить о двойственности и даже противоречивости Яги:

«Лежит баба-яга костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит».

«Вышла старуха на крыльцо, крикнула громким голосом, свистнула молодецким посвистом».



Как Баба-Яга проявляет материнскую заботу

Помните, как обычно встречает Яга своих незваных гостей? Баню им истопит, накормит, напоит, на ночлег устроит. Здесь я хочу отметить не только доброжелательность и приветливость, но и проявление настоящей материнской заботы. Могут ли такие качества соотноситься со злобой на весь род человеческий? Вряд ли, но в головах многих, к сожалению, укоренился совсем другой образ.

Вы можете подумать: почему же тогда Баба-Яга поселилась в отдалении и живет отшельницей? Так не место ей среди людей, ведь она существует сродни живому мертвецу (помните про костяную ногу?). А «гробом» ей служит та самая избушка: «На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос». Частое соприкосновение с Мiром Нави (и всему, что к нему относится) для простого человека не пойдет на пользу. Ну а у Бабы-Яги и вовсе такой надобности нет.

***

Теперь у вас появилось еще одно представление о знакомом, казалось бы, образе. В следующий раз я предлагаю посмотреть на Бабу-Ягу как олицетворение плодородной силы природы. А заодно рассмотрим ее схожесть с фольклорными персонажами других культур.
На благо!