Священные образы нашего народа. Баба Яга. Конь и Медведь
О подковах и не только
Наверняка многие слышали о чудесной силе подковы: повесишь ее рожками вверх, и в дом придет достаток, повесишь рожками вниз, и убережешь дом от худа. Этот обычай сохранился с незапамятных времен, когда еще верили в силу железа. Считалось, что именно этот металл наряду с серебром отпугивает нечисть. Но тут еще стоит упомянуть, что подкова закалялась огнем и грохотом молота. Потому это творение кузнецов изначально относилось скорее к предметам сакральным, нежели бытовым. Наши предки вешали подкову перед входом или прибивали к порогу, чтобы отпугнуть лихо.
Распространено было также применение конского черепа в качестве сильного оберега дома и хозяйства. В каждой местности находились обрядовые действия, имеющие цель отогнать нечисть. К примеру, в восточных регионах кидали лошадиную голову в костер в Купальскую ночь. Практиковалось также закапывание черепа под фундамент строящегося дома. На западе было принято насаживать лошадиную голову на кол и ставить на своей территории. Это должно было защитить угодья от порчи, грозы или побития градом. Любопытно, что схожие обычаи наблюдались и у скандинавов. Они тоже помещали черепа коней на шестах или заборах, чтобы отогнать злых духов и уберечь урожай. Позже настоящие головы заменили особыми конструкциями, которые сегодня известны нам как коньки.
Изображение коня как оберег
Изображения коней можно найти и на древних предметах обихода. К примеру, ими украшали глиняные изделия, гребни, ручки ковшей, пряслица. В Поволжье был найден кинжал с лошадиной головой на рукояти. В ближайших областях были широко распространены личные обереги в виде этих животных:
- литые подвески, крепившиеся к одежде
- подвески из кости или рога, имеющие отверстие для шнурка
- подвески с бубенчиками
- подвески в виде двуглавых коней
А видели ли вы когда-нибудь свистульки в виде лошадок? Это ведь тоже самый настоящий оберег! Предназначались они в первую очередь для детей, чтобы отгонять хвори и всякое худо от неокрепшего еще человека. Замечу также, что традиционно встреча Бога Ярило тоже сопровождалась громким пересвистом. Так было принято закликать весну, которая должна была поторопиться, услышав зов свистульки.
Дерево-конь на бытовых предметах
Почему вдруг в моем рассказе появилось дерево? Не удивляйтесь, это еще одно проявление коня как космологического символа. Причина кроется в его связи с Мировым Древом, которое само по себе осью, вокруг которой существует всё, что окружает нас. Даже загадка такая была на эту тему:
«На избном коньке пестра подушка лежит (звезды).»
Говоря о дерево-коне, я подразумеваю иносказательный образ. Но именно он объясняет, почему так много сравнений получили предметы обихода, сделанные из дерева. Взять, к примеру, старые загадки:
«Сивая кобыла по торгу (по полю, по огороду) ходила, по дворам бродила, к нам пришла, по рукам пошла (сито).»
«Затопали кони в Кириловском поле, залаяла собачка на Муромском, заревел медведь на Ивановском (Романовском) (кони - мельничные песты из дерева; собачка - порхлица; медведь - жернов).»
«Конь саврас по колено увяз (воротный столб).»
Находятся в фольклоре и сравнения с настоящим скакуном:
«Выведу коня из заднего хлева: копыта белы да и подковы (пахт – деревянный предмет для взбивания масла).»
«Сивые кони в голбце скачут (крупу толкут).»
Вообще, с конем сравнивались многие предметы обихода. К примеру, взять кочергу. Раньше их изготавливали целиком из дерева. Лучше всего подходила кокора – часть ствола хвойного дерева, срубленного с одним из ответвлений корня. Вот она-то и предстает в образе вороного коня в следующей загадке:
«Черный конь скачет в огонь.»
Внешняя схожесть с кобылой стала причиной участия кочерги во многих обрядах.
На ней скакали ряженые на Кологодные праздники, во время святочных гаданий,
свадебных гуляний. В Курской губернии, к примеру, выходя на сватовство,
связывали вместе кочергу и помело. Помимо кочерги по тому же принципу общности
использовались ухваты, метлы, грабли, вилы, хлебная лопаты и прочая утварь.
Некоторые конструкции из дерева, стоящие на четырех нога, тоже получили
сравнение с конем. Сюда можно отнести козлы для пилки дров, обычные скамейки и
лавки, детские санки и т.д. Любопытной представляется еще одна загадка:
«Дорога ровна, лошадь деревянна; везет не кормя, только поворачивается (лодка).»
Здесь лодка представляется лошадью, которая тоже перевозит, только не по
дороге, а по реке. На Севере даже снасти для управления парусами называли
«вожжи».
Очевидно, что была некая взаимозаменяемость образа дерева образом коня. И она
послужила основой для целого ряда представлений о сидении и скакании на
предмете, соотносящимся со стволом дерева. Такое отождествление было
допустимым прежде, но сейчас все об этом позабыли, потому и не понимают, где
связь.
Обережная вышивка коня
Говоря об оберегах, нельзя не затронуть тему вышивки. На Севере была распространена традиция расшивать одежду орнаментом, похожим на лошадиные головы. Изображались также двуглавые животные или обращенные друг к другу. Встречались и скакуны с седоками, и стоящие на дыбах. Примечательны композиции, в которых образы кони дополняются женскими фигурами или деревьями. Находились и вовсе чудные изображения, например, кони, из которых прорастают веточки, или многоногие птицы и лошадиными ушами.
***
Подобные сюжеты можно было заметить на домашнем текстиле, например, на
подзорах и занавесках и т.д. Однако чаще всего изображения животных
находили место на рушниках, которые задействовались в обрядовых
действиях. Почему? Так ведь конь имел самое прямое отношение к магии!
Подробнее об этом будет рассказано в следующей статье.
На благо!