Священные образы нашего народа. Баба Яга. Конь и Медведь
Гадание с конём
О вещей силе коней слагались сказания. У западных славян в особом почете были белые жеребцы. Одного из них принято было посвящать Богу Святовиту. Это животное становилось священным, неприкосновенным. На нем нельзя было никому ездить, из его гривы и хвоста строго-настрого запрещалось брать волоски. Выводить и кормить его мог только жрец.
При решении наиболее важных вопросов к Святовитому коню обращались за помощью. В гаданиях он играл главную роль. Например, вопрошающие вбивали в землю два копья острием вниз или вонзали в землю три ряда копий, связанных попарно крест-накрест. Затем подводили жеребца и следили, с какой ноги он начнет ступать: если с правой – к успеху, если с левой – к неудаче.
Практиковался еще один похожий способ узнать о состоятельности военного похода. На землю укладывали 9 копий, после чего жрец вел коня через этот ряд три раза вперед и назад. Если животное ни разу не споткнулось, предприятие обещало стать успешным. Спотыкание предупреждало о вероятном поражении.
В селах и деревнях тоже нередко гадали с помощью лошадей. Разница была только в том, что для этого действа подходили обычные животное на подворье. Конечно, тут нельзя не вспомнить о святочных гадания на суженого. Так, девушки выводили коня через оглобли, наблюдая, зацепится ли он за жерди. Если животное задевали оглобли, это служило знаком несчастливого замужества. Проход без происшествий расценивался как удачный брак.
Еще гадающая на святки завязывала лошади глаза, а затем садилась на нее задом наперед. С той стороны, куда двинулось животное, ждали жениха. Если же кобыла направлялась внутрь двора, ходить вопрошающей еще в девках долгое время. В этом же вопросе могла помочь даже дуга от упряжки. Выходя на крыльцо, девушка бросала ее в свои ворота. Дуга, упавшая хоть одним концом к воротам, предвещала скорый брак. Концы, обращенные во двор, намекали о том, что еще рано думать о замужестве.
Отдельно стоит остановиться на ржании коня. Оно, как правило, было благим знаком. Взять те же святочные гадания. Девушки приходили в конюшню к полуночи и прислушивались к звукам. Лошадиное ржание предвещало вступление в брак в течение года. Перед военным походом тоже прислушивались к звукам, которые издают животные. Фырканье или ржание предвещало победу над врагами. Вообще, поведение животных могло предвещать и добро, и худо. Убедиться в этом можно на примере множества поверий. Вот лишь несколько подходящих примет:
«Мураши в доме - к счастью. Кони ржут - к добру.»
«Конь воина обнюхивает - убитым быть.»
«Лошади фыркают в дороге - к радостной встрече.»
Конь, указывающий местонахождение клада
Интересным представляется связь между конем и кладом. Например, известно было такое суеверие:
«Если кладу время вышло, то на счастливого выходит в виде коня.»
На Русском Севере можно было услышать сказание о бочке золота, спрятанной на дне Пелушского озера. Местные жители считали, что найти ценности можно было с помощью жеребенка. К нему нужно было прикрепить новорожденного младенца, а затем пустить по первому льду. В месте, где остановится жеребенок, следует искать золото.
В другом предании лошадь предстает как охранитель клада. Так, рассказывали о крестьянине из деревни Собакино, который решил заняться добычей ценностей. Когда он уже был близок к своей цели, то вдруг увидел ободранную кобылу, которая на него кинулась. Вернулся крестьянин домой страшно испуганным.
Свадебная обрядность
В свадебной обрядности кони тоже занимали не последнее место. С ними были связаны:
Приметы. Когда жених приезжал на смотрины, подруги невесты подкрадывались к его лошади и слега ударяли ее. Если животное вздрогнет, сватовство будет удачным.
Обережная магия. Всадники с саблями кружили вокруг жениха и невесты, защищая молодых от порчи. А для самого свадебного поезда выбирали только коней белой масти. Считалось, что это тоже поможет отвести нечисть.
Черные чары. В одной рукописной тетрадке этнографами был найден способ испортить свадьбу. Так, чтобы остановить повозку, надобно было раздобыть стручок с 9 зернами. Им следовало ударить по коренную лошадь и произнести заговорные слова. После этого стручок подкалывался под сидения новоявленной чете.
Магия с помощью коня
Коням часто приписывали целительские способности, что частично мной было отмечено выше. Из различных источников до нас дошли такие способы избавиться от хворей:
1. Чтобы унять лихорадку, нужно положить под изголовье больного череп коня. В Пензенской губернии от того же собирали лошадиные копыта, пережигали их на огне и давали дышать страдающему. В Вятской губернии для этой же цели надевали на человека хомут с потной кобылы.
2. Западные славяне собирали траву, которая прорастает сквозь глазницы конского черепа. Считалось, что она подходит для многих чар.
3. На Севере паралич лечили с помощью околоплодного мешка, в котором рождался жеребенок. Его высушивали и сжигали, а получившуюся золу разводили с водой и поили больного.
4. В целительных обрядах часто упоминались части упряжки. К примеру, был обычай протаскивать новорожденного через хомут три раза. Это должно было защитить младенца от нечистой силы и предотвратить рахит.
***
Отдельно стоит отметить связь животных с росой, которая издавна славилась как целительное средство. Так, существовало поверье, что она исчезает до появления солнца, потому что ее выпивают небесные кони. А Купальская роса обладает особыми живительными и магическими свойствами. Они и недуги снимает, и наведенные чары. Потому появилась традиция умываться в Ярилин день выпавшими поутру каплями. Наши предки делали так ради здравия тела, а заодно и лошадей купали, чтобы те не болели.
Но не только на Ивана Купало вспоминали о конях, ведь этот образ соотносился и с другими праздниками. Примечательны также отношения этих животных с Духами дома, воды и леса. О чем-то вы скорее всего слышали, а кое-что станет для большинства настоящим откровением. Подробности ждут вас уже в следующей статье.
На благо!