Поиск

Тайна: Традиционные обрядовые кушанья. Календарь

Масленица или Комоедица?

При изучении обрядовых кушаний марта надо учесть разницу между христианской Масленицей с плавающей датой (зависит от назначенной даты Пасхи, могла быть объявлена и в холодном феврале) и древним праздником проводов Зимы и встречи Весны, славянской Комоедицей, связанной с астрономическим событием весеннего равноденствия.

Хотя большинство сведений сохранилось в привязке к христианской Масленице, наш календарь описывает именно Комоедицу, как реконструкцию на основе сохранившихся воспоминаний. В конечном счёте, именно Встреча Весны оказалась праздником, крепко связанной с животноводческим и земледельческим кругом работ, а, следовательно, и с астрономическим событием.


Канун праздника — две недели. Готовимся встретить Солнце!

В марте продолжался Мясоед (преобладание мясной пищи), который начинался после февральских власьевых дней. За две недели до Встречи Солнца начинали печь обрядовое весеннее печенье и «кликать Весну», эти две недели называли Кануном (время перед основным праздником). Первая неделя Кануна была обычной с точки зрения питания, но, если в ней выделялась пятница Макошь (Параскевы Пятницы в двоеверии), то в эти сутки был строгий пост. Вторая неделя Кануна называлась пёстрой, в неё уже включались традиции поминовения Предков (родительская суббота), с приготовлением обрядовых поминальных блюд.

Есть сведения, что уже эта неделя в давние времена была началом большого весеннего праздника, и поминовение Предков всегда являлось неотъемлемой частью этого праздника.

Славянская Комоедица в настоящее время начинается от астрономического события весеннего равноденствия, чествуется как явление Ярило-Солнца и продолжается неделю.




блинчики


Прощёное воскресенье. Нужно ли славянам просить об отпущении грехов?

Прощёного воскресенья, которое у христиан заканчивает христианскую Масленицу перед Великим Постом, у славян не может быть по многим причинам. Одна из них календарная — Комоедица начинается 20 марта, и седьмой день не всегда попадает на воскресенье. Вторая, наиболее важная — христианская церковь предлагает Прощёное Воскресенье для того, чтобы «чтобы очистить сердце от грехов на исповеди и с чистым сердцем встретить Пасху — день Воскресения Иисуса Христа». Как Вы понимаете, родноверам в духовном плане это не нужно.



Великий пост или простое объяснение?

После окончания Встречи Весны начиналось время скромной–скоромной пищи. Обыденная еда уже почти не содержала мяса, яиц, молока и сливочного масла, просто в силу особенностей домашнего животноводства, наступления весеннего времени отёла, а курицы после зимы несут мало яиц.




ярило

6-12 марта
Канун Комоедицы. Всеедная (сплошная) неделя

Другие названия: Середная неделя, Общая
Канун Проводов Зимы и встречи Весны составлял две недели до праздника. Первая неделя получила название «всеедной», или «сплошной», вторая – «пёстрой».

Всеедная неделя включает в себя приготовление обрядового печенья и закличек Весны.



7 марта
Пятница Макошь (третья)

Пятницы Богини Макошь при двоеверии отмечались как Пятницы св. Параскевы. Надо сказать, что существовал апокриф о двенадцати пятницах, при одновременном осуждении христианской церковью празднования Пятниц.

Сами даты не были повсеместно жёстко закреплены и отмечались в зависимости от местности, с разницей в одну-две недели. Наш календарь пятниц Богини Макошь — северорусский.

Если на всеедную неделю падала Пятница, то в эти сутки держали пост.

Особые постные блюда этого дня:

  • Рыбные блюда. Считалось, что Богиня связана с водными источниками, поэтому пост включал рыбные блюда. Рыбу готовили на пару, варили, жарили, тушили, пекли (в чешуе и без), фаршировали ее различными начинками (например, из каши или грибов). Делали из нее тельную, заливную, ели ее соленой, вяленой, сушеной, квашенной и мороженой;
  • Растительное масло (иначе постное, или семенное): использовали растительное (постное) масло, весьма дешевое и крайне разнообразное. Употребляли в основном льняное, конопляное, ореховое, маковое, рапсовое, горчичное, тыквенное, а с середины XIX в. - подсолнечное масла.


13-19 марта
Канун Комоедицы. Пёстрая неделя

Продолжали печь различные весенние печенья для встречи Весны, в субботу начинали печь блины, в воскресенье — заговляться (готовились к отказу от мясной пищи).



15 марта
Первый блин. Обряд уговоров Предков о благоденствии. Родительская (поминащая) суббота

В Кануне Комоедицы важно выделить предшествующую началу празднования субботу. Суббота на пёстрой неделе тесно связана с почитанием и поминанием Предков. Этим утром в семье зажигали свечи в красном куте, благодарили Предков.

Особые блюда этого дня:

  • Блины. Так как блины, прежде всего, считались поминальным блюдом, то надо помнить, что поминание Предков — это неотъемлемая часть Комоедицы. Этот блин мазали мёдом, коровьим маслом или посыпали сахарным песком.

Ритуалы с первым блином:

  • Первый блин предназначался умершим Предкам. Его клали «в красный угол к родителям», где он должен был пролежать три дня, после чего его отдавали скотине;
  • В некоторых других местах первый блин несли на погост и клали на могилу, кроме блина могли отнести пряники и сыпать пшено;
  • Первый блин могли положить на слуховое окошко;
  • Первый блин могли отдать детям или нищим;
  • Другой ритуал — женщины едят первый блин за упокой усопших.

В некоторых местах в этот вечер или в воскресенье на заговенье накрывали стол для родителей. После ужина на стол клали ковригу хлеба или булку, соль и накрывали все салфеткой, «для того чтобы достаток из дома не уходил», предназначалось это родителям, которые под покровом ночной темноты выходят из-за печки и едят.




март


16 марта
Воскресное Заговление. Обрядовое кручение ярильных свечей.

В воскресный день пёстрой недели принято было заговляться. С этого дня в силу вступал запрет на употребление мяса и мясных продуктов вплоть до Первых Русалий (16 апреля). Мясо заменялось рыбой (соленой, свежей, вяленой), молочными продуктами (сыром, творогом, маслом и т. п.), яйцами, блинами. Этот день был последний, когда можно было употреблять мясную пищу. В северных деревнях ходили в гости к родственникам, соседям, друзьям и приглашали в гости на праздник. В это воскресенье тесть звал зятя «доедать барана». «Заговляюсь на сыр да на масло», — говорили в вечер перед праздником.

Особые блюда этого дня:

  • Холодец из свиных ножек. Простое народное блюдо, которое удобно приготовить накануне;
  • Блюда из курицы. Разнообразные блюда, в том числе «курник» — закрытый пирог куполообразной формы с куриным мясом и гречневой крупой, второй вид начинки — грибы, пшённая каша и репа использовался уже в постные дни.


20-27 марта
Славянская Комоедица. Заклички Весны

20 марта (четверг)

Катаемся с горок, берем снежную крепость, сжигаем чучело на большом костре, Встреча Ярило-Солнышко. Заговор ярильных свечей. Оживление оберегов со знаком «Яровик». К тёще на блины!


21 марта (пятница)

Вторые заклички Весны. Печём жаворонков. Тёщины вечорки. Зять приглашает тёщу на блины. Благопожелания семье и роду.


22 марта (суббота)

Вторые заклички Весны. Печём жаворонков. Золовкины посиделки или девичий день. Молодая жена приглашала свекровь и родственниц мужа. Родительская суббота. Тем, кто чтит Предков, в этот день нужно вспомнить свой род. Прощались с родовыми Духами, которые, как считалось, покидают мир людей до следующего раза.


23 марта (воскресенье)

Совсем не прощённое воскресение! Нам, славянам, очищение от грехов не нужно. А вот поговорить с родными, близкими и друзьями, да пожелать им хорошего лета, самое то! Очищение, завершение перехода от Зимы к Весне. Сжигание зимнего худа-чучелка или кукол Лихорадок.


24 марта (понедельник)
Славянская Комоедица. Чистый понедельник

Уборка, переход к обыденности. Чистый понедельник. Или продолжение праздника.

Этот день праздника, как обряда «перехода» – вхождение в новое состояние, представлен Чистым понедельником. С этого дня больше не гуляют; особое значение имеют очистительные действия – люди стирали, мыли жилое пространство, топили бани и мылись сами. Здесь видна глубокая смысловая нагрузка, связанная с символическим восстановлением человека, его переходом в новое состояние.

Начало нового времени – достижение чистоты дома, утвари, телесное и духовное очищение человека, отказ от «старого», как необходимое условие обновления.

27 марта

Сжигаем чучело (если не сжигаем 20 числа)

Особая выпечка этого времени:

  • Блины. В народной традиции блины также соотносились с хлебом и с пирогами и являлись распространенной ритуальной едой в дни свадеб, похорон и во все следующие поминальные дни. Пекли пшеничные, ячменные, овсяные, гречневые, гороховые блины, подавали их со сметаной, маслом, творогом, яйцом, луком и даже с кашей. В некоторых районах блинами начиняли пироги, которые назывались блинниками, блинными пирогами;
  • Козули. Заварное тесто на меду со специями, выпекаемое в виде птичек и животных, служило подарком и обрядовым угощением при закличках Весны;
  • Жаворонки (Кулики). Весенние обрядовые печенья в форме сидящей или летящей птички, готовятся из разнообразного теста;
  • Тетёрки. Особое витое обрядовое печенье, распространенное на севере, испекалось как ритуальная выпечка для встречи весны;
  • Шаньги. Несладкая выпечка из пресного или дрожжевого, пшеничного, ржаного или ржано-пшеничного теста, начинка запекалась сверху;
  • Сочни. Выпечка в виде сложенной пополам лепёшки с полуоткрытой или закрытой начинкой. Могли быть сладкие с творожное начинкой, или из дрожжевого теста с рыбой, сыром, и другими начинками;
  • Табань северные. Небольшие плоские лепешки из дрожжевого теста из ржаной, пшеничной, смеси пшеничной и ржаной муки, пекли как обрядовое на встречу весны, иногда вместо блинов;готовили перед огнем на поду русской печи.
  • Коньки. Внешне выпечка напоминала коньки из того же теста, которое месили для хлеба;
  • Чорыд. Твёрдый пирог, тесто для которого готовили без сдобы. Эти пироги раздавали детям, которые крошили их на полях с тем, чтобы был хороший урожай зерновых культур. Здесь просматривается дар миру «родителей», от которых ожидали ответного дара в виде богатого урожая.


Пост
27 марта — 16 апреля
Пост, ограничение в мясной и молочной пище

Хотя пост и ограничивал потребление тех или иных продуктов, однако еда русских и в это время была чрезвычайно разнообразной.

На благо!