Поиск

Тайна: Традиционные обрядовые кушанья. Календарь

Масленица или Комоедица?

При изучении обрядовых кушаний марта надо учесть разницу между христианской Масленицой с плавающей датой (зависит от назначенной даты Пасхи, могла быть объявлена и в холодном феврале) и древним праздником проводов Зимы и встречи Весны, славянской Комоедицей, связанной с астрономическим событием весеннего равноденствия. Хотя большинство сведений сохранилось в привязке к христианской Масленице, наш календарь описывает именно Комоедицу, как реконструкцию на основе сохранившихся воспоминаний. В конечном счёте, именно Встреча Весны оказалась праздником, крепко связанной с животноводческим и земледельческим кругом работ, а, следовательно, и с астрономическим событием.


Канун праздника — две недели. Готовимся встретить Солнце!

В марте продолжался Мясоед (преобладание мясной пищи), который начинался после февральских власьевых дней. За две недели до Встречи Солнца начинали печь обрядовое весеннее печенье и «кликать Весну», эти две недели называли Кануном (время перед основным праздником). Первая неделя Кануна была обычной с точки зрения питания, но, если в ней выделялась пятница Макошь (Параскевы Пятницы в двоеверии), то в эти сутки был строгий пост. Вторая неделя Кануна называлась пёстрой, в неё уже включались традиции поминовения Предков (родительская суббота), с приготовлением обрядовых поминальных блюд.

Есть сведения, что уже эта неделя в давние времена была началом большого весеннего праздника, и поминовение Предков всегда являлось неотъемлемой частью этого праздника.

Славянская Комоедица в настоящее время начинается от астрономического события весеннего равноденствия, чествуется как явление Ярило-Солнца, и продолжается неделю.




блинчики


Прощёное воскресенье. Нужно ли славянам просить об отпущении грехов?

Прощёного воскресенья, которое у христиан заканчивает христианскую Масленицу перед Великим Постом, у славян не может быть по многим причинам. Одна из них календарная — Комоедица начинается 20 марта, и седьмой день не всегда попадает на воскресенье. Вторая, наиболее важная — христианская церковь предлагает Прощёное Воскресенье для того, чтобы «чтобы очистить сердце от грехов на исповеди и с чистым сердцем встретить Пасху — день Воскресения Иисуса Христа». Как Вы понимаете, родноверам в духовном плане это не нужно.



Великий пост или простое объяснение?

После окончания Встречи Весны начиналось время скромной–скоромной пищи. Обыденная еда уже почти не содержала мяса, яиц, молока и сливочного масла, просто в силу особенностей домашнего животноводства, наступления весеннего времени отёла, а курицы, после зимы, несут мало яиц.




ярило

6-12 марта
Канун Комоедицы. Всеедная (сплошная) неделя

Другие названия: Середная неделя, Общая
Канун Проводов Зимы и встречи Весны составляла две недели до праздника. Первая неделя получила название «всеедной», или «сплошной», вторая – «пёстрой».

Всеедная неделя включает в себя приготовление обрядового печенья и закличек Весны.



8 марта 2024 г.
Пятница Макошь (третья)

Пятницы Богини Макошь при двоеверии отмечались как Пятницы св. Параскевы. Надо сказать, что существовал апокриф о двенадцати пятницах, при одновременном осуждении христианской церковью празднования Пятниц.

Сами даты не были повсеместно жёстко закреплены и отмечались в зависимости от местности, с разницей в одну-две недели. Наш календарь пятниц Богини Макошь — северорусский.

Если на всеедную неделю падала Пятница, то в эти сутки держали пост.

Особые постные блюда этого дня:

  • Рыбные блюда. Считалось, что Богиня связана с водными источниками, поэтому пост включал рыбные блюда. Рыбу готовили на пару, варили, жарили, тушили, пекли (в чешуе и без), фаршировали ее различными начинками (например, из каши или грибов). Делали из нее тельную, заливную, ели ее соленой, вяленой, сушеной, квашенной и мороженой;
  • Растительное масло (иначе постное, или семенное): использовали растительное (постное) масло, весьма дешевое и крайне разнообразное. Употребляли в основном льняное, конопляное, ореховое, маковое, рапсовое, горчичное, тыквенное, а с середины XIX в. - подсолнечное масла.


13-19 марта
Канун Комоедицы. Пёстрая неделя

Продолжали печь различные весенние печенья для встречи Весны, в субботу начинали печь блины, в воскресенье — заговляться (готовились к отказу от мясной.



16 марта 2024 года
Родительская (поминащая) суббота

В Кануне Комоедицы важно выделить предшествующую началу празднования субботу. Суббота на пёстрой неделе тесно связана с почитанием и поминанием Предков. Этим утром в семье зажигали свечи в красном куте, благодарили Предков.

Особые блюда этого дня:

  • Блины. Так как блины, прежде всего, считались поминальным блюдом, то надо помнить, что поминание Предков — это неотъемлемая часть Комоедицы. Этот блин мазали мёдом, коровьим маслом или посыпали сахарным песком.

Ритуалы с первым блином:

  • Первый блин предназначался умершим Предкам. Его клали «в красный угол к родителям», где он должен был пролежать три дня, после чего его отдавали скотине;
  • В некоторых других местах первый блин несли на погост и клали на могилу, кроме блина могли отнести пряники и сыпать пшено;
  • Первый блин могли положить на слуховое окошко;
  • Первый блин могли отдать детям или нищим;
  • Другой ритуал — женщины едят первый блин за упокой усопших.

В некоторых местах в этот вечер или в воскресенье на заговенье накрывали стол для родителей. После ужина на стол клали ковригу хлеба или булку, соль и накрывали все салфеткой, «для того чтобы достаток из дома не уходил», предназначалось это родителям, которые под покровом ночной темноты выходят из-за печки и едят.




март


17 марта 2024 года
Воскресное Заговление

В воскресный день пёстрой недели принято было заговляться. С этого дня в силу вступал запрет на употребление мяса и мясных продуктов вплоть до Первых Русалий (16 апреля). Мясо заменялось рыбой (соленой, свежей, вяленой), молочными продуктами (сыром, творогом, маслом и т. п.), яйцами, блинами. Этот день был последний, когда можно было употреблять мясную пищу. В северных деревнях ходили в гости к родственникам, соседям, друзьям и приглашали в гости на праздник. В это воскресенье тесть звал зятя «доедать барана». «Заговляюсь на сыр да на масло», — говорили в вечер перед праздником.

Особые блюда этого дня:

  • Холодец из свиных ножек. Простое народное блюдо, которое удобно приготовить накануне;
  • Блюда из курицы. Разнообразные блюда, в том числе «курник» — закрытый пирог куполообразной формы с куриным мясом и гречневой крупой, второй вид начинки — грибы, пшённая каша и репа использовался уже в постные дни.


20-27 марта
Славянская Комоедица. Заклички Весны

Для этого праздника готовили обильное питьё и еду. Так как мяса уже не ели в эту неделю, то готовили рыбные и молочные блюда. Изобилие еды в это время имело магический смысл — начиналось время подготовки к плодоношению и отёлам животных, и люди должны помочь природе именно во время весеннего пробуждения.

Русские названия Комоедицы (Масляная, Сырная неделя, Сырница) говорят о ней как о празднике белой (молочной) пищи: молока, масла, сметаны, сыра (творог в Древней Руси именовался сыром).

Трапезы, визиты к родным, обходы молодежью деревни с угощением были частью праздника: «друг к другу ходили», «неделю праздновали», «по домам угощались». В весенний праздник ходили к односельчанам и родным. Молодожены с четверга по воскресенье навещали родителей невесты, что было частью послесвадебных визитов. К приезду готовили стол. Перечень блюд соответствовал гостевому столу сезона, включал обильную выпечку и масленичные блюда (лепешки, блины).

Молодежь устраивала обход по домам, и он символизировал проводы Зимы. К приходу молодёжи готовили блины, на стол ставили суп, выпечку – шаньги, пироги. После исполнения песен и пляски, приглашали к столу. Обычно это была короткая трапеза или угощение в знак благодарности за посещение, затем молодые прощались и шли в следующий дом.

Особая выпечка этого времени:

  • Блины. В народной традиции блины также соотносились с хлебом и с пирогами и являлись распространенной ритуальной едой в дни свадеб, похорон и во все следующие поминальные дни. Пекли пшеничные, ячменные, овсяные, гречневые, гороховые блины, подавали их со сметаной, маслом, творогом, яйцом, луком и даже с кашей. В некоторых районах блинами начиняли пироги, которые назывались блинниками, блинными пирогами;
  • Козули. Заварное тесто на меду со специями, выпекаемое в виде птичек и животных, служило подарком и обрядовым угощением при закличках Весны;
  • Жаворонки (Кулики). Весенние обрядовые печенья в форме сидящей или летящей птички, готовятся из разнообразного теста;
  • Тетёрки. Особое витое обрядовое печенье, распространенное на севере, испекалось как ритуальная выпечка для встречи весны;
  • Шаньги. Несладкая выпечка из пресного или дрожжевого, пшеничного, ржаного или ржано-пшеничного теста, начинка запекалась сверху;
  • Сочни. Выпечка в виде сложенной пополам лепёшки с полуоткрытой или закрытой начинкой. Могли быть сладкие с творожное начинкой, или из дрожжевого теста с рыбой, сыром, и другими начинками;
  • Табань северные. Небольшие плоские лепешки из дрожжевого теста из ржаной, пшеничной, смеси пшеничной и ржаной муки, пекли как обрядовое на встречу весны, иногда вместо блинов;готовили перед огнем на поду русской печи.
  • Коньки. Внешне выпечка напоминала коньки из того же теста, которое месили для хлеба;
  • Чорыд. Твёрдый пирог, тесто для которого готовили без сдобы. Эти пироги раздавали детям, которые крошили их на полях с тем, чтобы был хороший урожай зерновых культур. Здесь просматривается дар миру «родителей», от которых ожидали ответного дара в виде богатого урожая.




26 марта
Славянская Комоедица. Поминовение Предков

Ожидание поста, привносит в жизнь смену настроений и образа питания. Блины, пироги, рыбу подсушивали в русской печке и убирали или клали в сухое место, яйца резали и солили в бочках, молоко, творог, сыр опускали в погреба, засыпая большим количеством снега и льда, чтобы уберечь их от скисания и плесени. Те продукты, которые невозможно было сохранить, а также остатки пищи от воскресного ужина скармливали скотине или птице.

Последний день Комоедицы у христиан был совмещён с Прощёным Воскресеньем, которые мы уже обсудили. Но и тем, кто чтит Предков независимо от христианской церкви, в этот день лучше снова вспомнить свой род.

Шумное веселье и гулянье, характерное для всей недели, сменяется семейным общением, временем в неторопливой беседе поучительного толка и за настольными играми. Этот вечер завершается семейным ужином с поминальными блюдами.

Особые блюда этого дня:

  • Яишница. Простое народное блюдо, которое можно быстро приготовить и подать на стол;
  • Кутья (коливо, канун, сочиво). Каша из цельных зёрен пшеницы, ячменя, реже пшена или риса с добавлением мёда (сыты), иногда с сушёными фруктами и ягодами, орехами, маком;
  • Полёвка. Для приготовления жидкой похлебки использовали ржаное тесто, или более известное как расчина. Расчину приготавливали заранее, дожидаясь до достаточного заквасивания. Для приготовления похлебки в горшок вливали кипящую воду, добавляли соль, лавровый лист, репчатый лук и приготовленную расчину, а затем все это тщательно взбивали «колотовкой» (взбивалкой из молодого соснового оструганного деревца). Полевку заправляли луком, сушеными грибами, сельдью, вяленой рыбой и снетками;
  • Лапша. Готовили на воде или молоке из ржаной муки, позднее — из пшеничной муки или крахмала с добавлением муки. Жидкую массу выливали на горячую сковороду и ставили в печь, полученный тонкий пропеченный блин резали на мелкие полоски. Из домашней лапши могли готовить «лапшенник». Для этого нарезанную на полоски лапшу складывали в чугун, добавляли яйца, сметану и ставили в горячую печь;
  • Узвар. Название напитка "узвар" берет свое происхождение от слов "варить" и "заваривать". Древние славяне называли узваром различные травяные напитки, фруктовые компоты, ягодные отвары и кисели. Блюдо имеет и другие народные названия: компот, вар, юшка, кулага, киселица.


Устойчивы блюда похоронно-поминального стола — блины и кутья, приготовленная с добавлением меда. В качестве других обязательных блюд на поминки готовят щи, лапшу на мясном или грибном бульоне, а также кашу и узвар.



25 марта 2024 г
Славянская Комоедица. Чистый понедельник

Этот день праздника, как обряда «перехода» – вхождение в новое состояние, представлен Чистым понедельником. С этого дня больше не гуляют; особое значение имеют очистительные действия – люди стирали, мыли жилое пространство, топили бани и мылись сами. Здесь видна глубокая смысловая нагрузка, связанная с символическим восстановлением человека, его переходом в новое состояние.

Начало нового времени – достижение чистоты дома, утвари, телесное и духовное очищение человека, отказ от «старого», как необходимое условие обновления.



Пост
27 марта — 16 апреля 2024 г.
Пост, ограничение в мясной и молочной пище

Хотя пост и ограничивал потребление тех или иных продуктов, однако еда русских и в это время была чрезвычайно разнообразной.

На благо!