Поиск

Тайна: Традиционные обрядовые кушанья. Календарь

Трапеза в народной традиции — это чинное действо, неотрывно связанное с семейными, календарными, хозяйственными и даже отдельных обрядов.

Правила поведения за столом несколько менялись, в зависимости от:

  • повседневная ли трапеза или праздничная
  • домашняя или общинная
  • от места проведения (дома, во время работы в поле, во время поминок на кладбище)
  • от времени дня и времени года
  • от состава участников (присутствие родственников, калик перехожих, гостей)

Здесь расскажу об общих правилах поведения за столом, в обыденных днях.



Строгость правил

Правила соблюдались строже во время обеда и ужина, чем во время завтрака и полдника. В присутствии гостей строже, чем в кругу семьи, и во время праздничных трапез - строже, чем во время повседневных.




Дары от Бога

У славян правила поведения за столом всегда торжественно в той или иной мере. Семейный стол стоял коротким торцом к красному углу с Образами Богов, сам стол считался «руцей Божьей», а пища почиталась как «Дар Богов и Предков». Потому и обращались с пищей бережно.

Хозяин дома, занимающий место во главе стола, под Образами, действует как бы от имени Бога, который незримо наблюдает за людьми и их отношением к дарам.

Сотрапезники же воздают Богу благодарность и выражают свое почтение. 




Чистота перед едой

Перед едой все кланялись Образам, а также мыли руки и вытирали их полотенцем.

Есть неумытыми руками считалось страшной провинностью, потому что в таком случае в человека может попасть нечисть. А ведь, действительно, так! То есть наши предки знали многое!

При трапезе в поле за неимением воды вытирали руки о землю, приписывая ей очистительную силу.




Подчёркивалась иерархия трапезничающих

Поведение людей за столом зависело от их социального и половозрастного статуса (старшие —младшие, взрослые — дети, мужчины — женщины).

Особо выделяются  роли главы семьи и хозяйки-стряпухи.




Хозяин и хозяйка

Хозяин во время  еды занимал наиболее почетное место, распоряжался трапезой, наблюдал за порядком и  справедливым распределением пищи.

Хозяйка готовила пищу и подавала ее на стол. Хозяин садился за стол первым и только после этого занимали свои места остальные члены семьи. Он и начинал кушать, тем самым давая разрешение к началу трапезы и заканчивал ее первым, после чего все должны также поторопиться.

При приеме гостей полагалось, чтобы хозяин сначала сам попробовал пищу и питье: этим показывали, что угощение не отравлено и с ним не насылается порча. Во время обеда не вставали даже в том случае, если вошел старший по возрасту. До конца еды вставать из-за стола можно было только с разрешения хозяина. Гостю лишь кланялись из-за стола и на его слова: «Хлеб и соль!», отвечали: «Хлеба кушать!»

Как вы понимаете, слова: «Приятного аппетита!» не совсем традиционные.




Как сидели

Место, занимаемое за столом — место в семье. Наиболее почетное место — во главе стола, где сидел обычно хозяин дома, а в присутствии гостей — наиболее почетный из них. По сторонам от хозяина садились старшие мужчины, за ними — младшие, на самом нижнем конце стола — женщины. Известен и другой способ рассаживания: с одной стороны — по старшинству мужчины, с другой, напротив них, — женщины.




О чём говорили

У всех славян полагалось есть чинно, не разрешалось во время еды ругаться или препираться друг с другом, зато можно было говорить о хозяйстве и работе. В благочестивых семьях обед проходил в молчании.

По русскому поверью, за обедом или ужином не смеются, иначе бес будет пачкать в еду.

Торопливость в нде признавалась неприличной и непристойной. Если один из сотрапезников брал слишком много пищи, то «большак» спрашивал: «Чего хватаешь? Али за двух хочешь есть?», подразумевая под вторым едоком беса.

Впрочем, считали, что тот, кто быстро ест, быстро и работает, а тот, кто ест медленно, и работает так же, поэтому при найме работника или кухарки усаживали их за стол и наблюдали за тем, как они едят. По русскому поверью, если ребенок ест быстро, то он будет хорошо работать, когда вырастет.




Как убирали со стола

После ужина миски, из которых ели, обязательно убирали со стола, иначе ночью явится бес и будет из них есть.

Но после похорон, в поминальные дни и в Сочельник посуду оставляли на столе на ночь для умерших.




Правило покидания стола

У восточных славян после еды полагалось выходить из-за стола с той же стороны, с которой человек заходил на свое место; считалось, что у того, кто обойдет стол кругом, «народится целое застолье ребятишек», умрет жена, мать или другой родственник либо в семье будет ссора.

Круговой обход стола был возможен только в ритуальной ситуации: во время свадьбы, трудных родов.



***

Как видите, обычаи трапезы поддерживали семейный порядок и иерархию. Сам приём пищи являлся ритуалом и поведение участников подчёркивало благодарность Богам и Предкам за то, что «есть что есть».
На благо!