Поиск
Тайна: Обережная магия Осеннего Равноденствия. 5 шагов

Шаг 4 Обряд опахивания при смене времен года: что надо делать на Авсеня



Дни Осеннего равноденствия — это праздник, который гуляли раньше две недели. Неделю до астрономического события (в 2023 году осеннее равноденствие приходится на 23 сентября) и неделю после.

Смены времён года и в современности важны для нас — снимать ли зимние сапоги с мехом и можно ли уже надеть маечку на улочку, не пора ли думать о поездке в дальние страны и можно ли уже пересаживать комнатные цветы. Но для нашего народа — земледельцев, охотников и рыбаков, смены времён года имели жизненно важное значение.

Но и о духовном значении помним — дни, когда “Солнце поворачивает”, считались немного опасными, но были трепетно ожидаемые — в это время открывались границы между Мiрами, и, кроме нашествия бесовщины, можно было позвать Благих Предков и попросить у них помощи и поддержки.

Дни Осеннего равноденствия — это такое же священное время, когда можно просить благополучия у вновь пришедшего Бога Осеннего Солнца Авсеня.

Обряды, которые проводились в это время, часто использовали древнейший народный приём — опахивание. На духовном плане это установление границы между “своим” и “чужим”.

Ольга Боянова в книге «Магия свечей» передала нам пошаговое объяснение того, как делать такие защитные обряды на каждый Солнечный Излом. Это домашние алтарные обряды, которые мы можем сделать сами, даже в городских условиях, и для этого не надо уже, как встарь, боронить землю вокруг своего дома.

В лавке «Северная сказка» мы собрали необходимые предметы для таких обрядов и, в частности, для проведения защитного обряда на Авсеня.






Здесь я хочу подробнее рассказать о традиционном опахивании, чтобы у Вас сложилось полное понимание о роли и важности постановки защитного круга вокруг всего, чем Вы владеете по праву.




Что сохранилось, что восстанавливается?

Обряд традиционного опахивания окончательно ушел из быта: современным собирателям изредка удается записать лишь смутные воспоминания о нем глубоких стариков. Одной из позднейших является запись М.Н. Морозовой, наблюдавшей опахивание в 1924 г. в Мещевском р-не Калужской обл. Собирательница отмечает, что «молодежь интересовала чисто внешняя сторона обряда, так как никто из них не видел, как опахивают деревню».

С другой стороны, обряд проводился во всех славянских поселениях, и сохранились фотографические изображения этого действа. Современные славянские общины сейчас восстанавливают этот обычай на праздниках в честь Солнца.




Как выглядел обряд опахивания?

« ...Ни единого огня не было в деревне, а мимо избы Ильи шли, белея в темноте рубахам и, «девять девок, девять баб, десятая удова», все босые, простоволосые, с метлами, дубинами, вилами, и стоял оглушительный звон и стук в заслонки, в сковороды, покрываемый дикой хоровой песныо: вдова тащила соху, рядом с ней шла девка с большоим образом, а прочие звонили, стучали и, когда вдова низким голосом выводила: Ты, коровья смерть, Не ходи в наше село! — хор, на погребальный лад, протяжно вторил: Мы опахиваем — и, тоскуя, резкими горловыми голосами подхватывал: Со живицей, со образом...» (И.А. Бунин. 1910 г.)


Во время опахивания останавливаются перед каждым домом и бешено восклицают:

«Ай, ай, секи, руби! Вот она! Ай, ай, сгинь, пропади, черная немочь! Запашу, заколю , зарублю , загребу, засеку, замету!»


На перекрёстках жгли костры, в которых горел “живой огонь” (добытый трением), молча прыгали через них, а на дверях домов рисовали защитные кресты. Когда крест нарисован, громко кричат:

«Закрестили мы смерть, Закрестили, Уж вы, други мои, закрестили!»


Посреди селенья хлопали кнутами.

Среди материалов об опахивании, хранящихся в Русском географическом обществе, преобладают описания, относящиеся к середине XIX в. Они свидетельствуют, что основные черты обряда повторялись везде: женщины, преимущественно девушки и вдовы, ночью, в белых рубахах или нагие, простоволосые, с диким шумом опахивали сохой селение.




Какая причина проводить обряд опахивания?

Опахивание делали для противостояния “коровьей смерти” (болезни скота), против болезней человеческих (тифа, холеры) и для защиты благоденствия на солнечные праздники.

Опахивания проводились и в случае каких-либо природных явлений, якобы предвещавших несчастье. Например, И. Зорин описал подобный обряд, проведенный жителями с. Багана Бугульминского уезда Самарской губернии в мае 1910 г. по поводу пролетавшей тогда кометы. В нем принимало участие большое количество людей: 10 человек руководителей (7 женщин и 3 мужчины), 27 девушек, которых впрягли в соху (тогда как обычно «пахарей» было от 2 до 6).

Домашнее опахивание могло делаться в отдельном доме. Возведение «железной преграды» делалось и в тех случаях, когда скот у хозяев «не шел»: давал мало продукции, приплода, часто болел. В этом случае хозяин три раза обводил двор косой и просил Дворового уберечь животных от различных несчастий и обеспечить их плодовитость.

Похожий обряд совершался и в случае пропажи скота на пастбище. Хозяйка опрокидывала в печь несколько пустых чугунов и говорила:

«Каменный двор сделаю для лошади (или коровы, овцы), железным забором загорожу, чтобы ее волки не съели, чтобы она далеко не ушла».


Это повторялось каждый вечер, пока животное не найдется.




Символика круга

Обрядовое применение свойств круга-кольца для защиты людей и скота от повальных болезней (холеры, чумы) и бедствий (пожаров, засух) известно всем восточным славянам. При несчастьи такого рода защита осуществлялась способом опахивания вокруг селения, замыкания селения в круг.

Обязательными действами в обряде являются замыкание круговой черты вокруг селения, ограждающей его от беды, а также посев песка, который никогда не даст всходов, или же засевание теми женщинами («вдовы, бабы-неродицы, девки незазорного поведения, беременные»), которые сами не в состоянии в своём положении зачинать новые жизни. Тем самым, по народному поверью, создаётся духовное воздействие на Смерть людьми, на это способными.

Развитые действия по защите скота с использованием видимого и невидимого круга-кольца осуществлялась и в обрядах Егорьева (Ягорьева) дня, в первый день выгона скота. Первым обряд кругового обхода выполнял хозяин скота, а затем всё стадо обходил пастух. Наиболее действенным оберегом считался обход скота по кругу с обрядовыми предметами и заклинаниями. Весьма известным обычаем в России был круговой обход стада с зажженной свечкой и хлебом.

А.Н. Афанасьев пришёл к выводу, что круговая, со всех сторон замкнутая линия получила в народных верованиях значение наузы, столько же крепкой, как и завязанная веревка или запертая цепь.

«Начертанная ножом, зажженной лучиною или углём, линия эта защищает человека от зловредного действия колдовства и покушения нечистой силы. Через круговую черту не может преступить ни злой дух, ни ведьма, ни самая Смерть».


В одной из своих работ А.Н. Афанасьев отмечает:

«Вернейшим средством против нечистой силы считаю начерченный круг, как знамение образа небесных светил и их оборота».


Символика круга-кольца не имеет однозначного истолкования в славянской обрядности. Оно наполнено двумя противоположными началами - добра и зла. В первом значении круг-кольцо как чародейный, вещественно-осязаемый знак, защищает человека и его жизнестрой от вредоносных воздействий. Область применения занимает все стороны жизни человека, и большинство русских крестьян в повседневной жизни успешно им пользовалось (пользуется) при защите семейных и общинных жизненно важных интересов. Волхование широким кругом лиц с использованием круга-кольца свидетельствует вере в действенность таких обрядов.

Вторая сторона использования круга-кольца связана со злым колдовством. Круг-кольцо в его вещественном и духовном применении направлен против интересов человека, общины и их жизнедеятельности. Замыкание в кольцо предмета воздействия (его знака) лишало или ограничивало надолго или навсегда свободу его действий. В случае с человеком или общиной последствия такого действия, по поверьям, имели тяжёлый характер.

Таким образом, обрядовое замыкание в круг-кольцо для достижения желаемого результата могло осуществляться представителями различных сил: добра и зла, причём объектами воздействия становились люди и животные, «дух святый и дух нечистый».





Магические свойства железа

В обряде опахивания повторяется одна важная особенность — боронили металлической сохой. Это также важное представление нашего народа о магии.

Говорили после обряда так:

«Больше ты болезнь не приходи, мы перед тобой воздвигли железный забор».


Иногда борозды пропахивали по всем улицам села, делая на перекрестках кресты. Для усиления магического действия в этом обряде использовали и другие железные предметы. Так, кроме печных заслонок, серпов, ухватов, могли держать в руках нож, шило и иголку.




Древнее дохристианское происхождение обряда

Языческий характер этого «вакхантского хода» подчеркивали многие негодующие информаторы. Обычно обряд проводился по инициативе старух, изредка по решению общества и еще реже — с ведома или даже по распоряжению волостного начальства.

В обряде принимали участие “чистые” женщины — девушки, вдовы, старухи. Именно отсутствие половых отношений делало их “не от мiра сего”, способными легко перейти на тонкий слой Яви, выйти в иномiрное пространство, воззвать к Богам и Предкам, поставить защиту.

Отсутствие одежды, оберегов, распущенные волосы — это способ отделиться от обыденности и, соответственно, перейти туда, где магия и осуществляется — на тонкий план бытия. Вспомните переодевания на Коляду, вождение русалки на Зелёные Русалии — действие с переодеванием позволяет человеку творить магию.

Сейчас мы не надеваем звериные маски, чтобы творить обряды славянской северной магии — но мы одеваемся в особую одежду, распускаем волосы, настраиваемся. Собственно, это и есть наш способ покинуть обыденность.

Во время этого обряда все остальные сидели по домам. Встречных (их принимают за «смерть») могут избить или изругать:

«Боже сохрани, кто попадется навстречу этой безумной группе — его порядочно колотят, принимая за смерть».

Или: «Встречных бьют и ругают срамными словами», потому что «принимают за язву».


Поэтому, как правило, мужики сидят дома «беды ради великия».

И это тоже имеет объяснения, которые поддерживаются народными представлениями об Иных Мiрах. Считается, что любая иномiрная сила может превратиться или вселиться в кого угодно — а тут уж самое время болезни попытаться обмануть проводящих обряд и проскользнуть все-таки на охраняемую территорию.

Шум, крики и ругань, которые сопровождают этот обряд, точно так же имеют ритуальное значение. Это делалось для того, чтобы обряд опахивания стал действенным. Шум и крики производились для того, чтобы напугать иномiрное существо, которое могло оказаться Коровьей Смертью, Тифом и Холерой.

Опахивание, которое делалось как защитный обряд благоденствия, уже не нуждалось в криках и ругани — обходы делались с песнями и свечами. На этот случай существовали причитания и заклинания, но они хранились в тайне.




Покровитель этого обряда — Бог Велес

Мы знаем, что почитание Бога Велеса сохранилось через столетия, и помнили его в эпоху двоеверия под несколькими именами: св. Николай, св. Василий, св. Власий.

Именно к Власию-Велесу обращались во время обряда опахивания, прогонявшего “коровью смерть”.

Например, при падеже скота девочка должна сшить ладанку, а мальчик повесить ее на корову и сказать:

«Власий святой, прогони ты болезнь в горы, в леса, в широкие поля, тут ей не стоянье, тут не житье. Говорю тебе: «Выйди вон!»


При опахивании могли кричать:

«Коровья зараза, не ходи к нам, у нас святой Власий ходит с ладаном, со свечой. Уж ты, смерть, коровья смерть, не ходи в наше село, в нашем селе прогонит тебя святой Власий ладаном и свечой. Мы запашем, заскородим, помелами заметем, кочергами загребем, топорами изрубим, косами скосим, ножиком зарежем, цепом измолотим. Смерть, смерть, выйди вон! Мы идем, восемь дев, две вдовы, со ладаном, со свечами, Со святым со Власием! Мы идем, мы несем изо всякого двора! Со ладаном, со свечой, как у нашем у селе со святым со Власием!»


Рассматривая обряд опахивания, И.М. Снегирев писал:

«Не есть ли (он) остаток обрядов таинственного служения Волосу, ибо шествие его сопровождается иконой св. Власия»


Мы рассмотрели с Вами традиции, символику и магию обряда опахивания перед лицом несчастий и в помощь своему благосостоянию.






Защитный обряд на Авсеня, который можно проводить в период пять дней до астрономического события и пять дней после — прекрасный способ присоединиться к традициям. Как пишет Ольга Боянова в книге «Магия свечей»:

Делай этот обряд осмотра своего защитного тына и отбрасывания накопившихся недругов, коли хочешь избавить себя, своих близких, свой дом и свой двор, своё рабочее место от влияния недруга в самом общем виде — то есть речь идёт о внешних обстоятельствах, которые могут повредить тебе самым неожиданным образом: от ворога неназванного (о котором ты и подумать не можешь), который «зло одумает и мыслию помыслит», супостата и недруга.





Чтобы получить представление об обряде, Вы можете посмотреть запись встречи в нашем Училище «Солнечный обряд на Авсеня».

Другой важный обряд, который использует традиционный магический прием опахивания — обряд на сохранение имеющегося.

Посмотрите запись вебинара «Ритуальная практика. Обряд сохранения имеющегося».


***

Мы же с Вами прямо сейчас можем обсудить ещё один обряд — благодарение Предков во время смены времён года, в дни осеннего равноденствия.
На благо!