Поиск
Тайна: праздник Авсеня для мирян и Знатков

Народные ритуалы в день равноденствия

Славяне празднуют великий праздник — Родогощ (Таусень), когда собран урожай, осеннее солнце — Световит — уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. Народные ритуалы в день равноденствия — это, прежде всего, праздник урожая и магия благополучия на следующий год.

Развесёлые ярмарки, да похвальба своим богатых урожаем — это не только желание похвастаться, это народная продуцирующая магия, призванная обеспечить благополучие следующего года.

Народные ритуалы равноденствия, праздник Таусень, праздник Родогощ, праздник Авсеня читать

Желание собрать за праздничным столом всю семью — тоже часть магии, как ни странно. Сбор семьи за одним столом — древняя традиция, воплощение того, что должно быть. То же относится и взаимная гостьба, объединяющая родственников в единый крепкий род.

Гости вообще считались посланцами Богов, принять постороннего человека было хорошим способом наладить отношения с Предками. Не дорога гостьба, дорога дружба, — так говорили. Обильное угощение — характерная черта праздничной трапезы, с помощью которой благодарили за урожай, за благополучие в семье и обществе и воспроизводить (продуцировать) будущее изобилие и благополучную жизнь. Именно таким должен быть праздник Радогощь, иначе именуемый Таусенем — праздник прихода в Явь Солнечного Бога Авсеня.

Кроме того, в народе бытовали ритуалы, проводимые исключительно в день равноденствия.

Посмотрим на это внимательнее!

Особенности праздничного застолья

У нас на севере не было традиций потребления крепких алкогольных напитков, но на праздничном столе обязательным было домашнее пиво. Хмельное темное с густой пышной белой шапкой пены пиво из бочонков наливалось в медные ендовы или деревянные братины, которые пускались по кругу за столом. Ограничений в питии пива не отмечается, хотя считалось, что необходимо выпить не менее двух стаканов. При отказе от второй чаши пива говорили: «на другую ногу встань», что подразумевало прочную связь с мiром живых, с чётными числами.



Важным ритуалом в день равноденствия было чаепитие

Украшением стола был самовар, который к празднику специально начищали. Чаепитие имело свои особенности — чай пили горячим, подача холодного чая рассматривалась как неуважение к человеку, мол, холодная пища предназначена для мiра иного. Впрочем, в нашем холодном климате желание согреться вполне понятно.

На праздничный стол подавали разнообразные каши и выпечка, чем больше, тем лучше. По окончанию — обязательно блины. У нас было принято сворачивать их вчетверо и макать в латку с тёплым маслом. Ритуальными словами, которыми хозяйка провожала гостей, были такие:


«Блины да пироги-шаньги принесла. Как могла, так и принимала гостей, сердце радуется, не осуждайте».



Ритуалы перехода к новому времени

Во многих губерниях, даже в конце XIX века, сохранялся архаичный обряд, знаменующий наступление нового витка жизни, переход в новое состояние природы и людей: в этот день вечером гасили в избах (в печах) старый огонь, а утром зажигали новый, причем нередко это был «живой огонь» — его добывали из дерева путем трения.

Если кто переселялся в новый дом, то старались устроить новоселье в этот день. Переходы на этот день на новоселье — счастье и веселье.

Открывалась пора сватовства или внимательного приглядывания к девушкам, достигшим возраста невест. Женщины, родственницы парней, заходили в посиделочные избы, наблюдали, как работают будущие невесты (прядут, вяжут, вышивают), как общаются между собой и с заглядывающими к ним на огонек парнями, умеют ли петь, опрятно ли одеты и т.д.

Как говорили:

«Девки на поре — женихи на дворе. Для парня просвататься — все равно, что дровней попросить: не дадут в одном месте, дадут в другом. Сватались к девушке тридцать с одним, а быть ей за одним».


Также после уборки хлеба, приблизительно к этому дню, отворяли ворота в изгороди и пускали скотину в поле — с весны вплоть до уборки хлеба ворота были заперты, и скот ходил в особо огороженном месте — поскотине.

В течение веков русские крестьяне придерживались обычая в этот день торжественно «постригать» подрастающих мальчиков и «сажать их на коня», что должно было знаменовать конец поры младенчества.

Как правило, «постриг» совершался над двух- или трехлетним мальчиком («по четвертому году»): ему выстригали волосы крестом, одевали его в новую одежду, устраивали по этому случаю семейный праздник. Летописи упоминают этот обряд с конца XII века. Когда-то он совершался не только в семьях скромных селян, но и над маленькими княжичами — сыновьями великих князей. В XIX столетии он имел место у донских казаков, в Орловской губернии, где назывался «застрижки», у белорусов. Существовал и сходный с «мальчишеским» обряд над девочками.



Другие ритуалы в день равноденствия

Надо сказать, что в народе не «караулили миг равноденствия», все начиналось за неделю-пять дней и продолжалось ещё после несколько дней. В целом это время отдавалось мирянами:

  • участию в ярмарках
  • гостеванию
  • сжиганию худа в кострах, прыжкам через костёр, хождению по углям
  • изготовлению птицы Таусень из лыка и ритуальное сожжение
  • защитным мерам — опахивание селения
  • изготовлению оберегов для людей и дома, чаще всего из рябины
  • домашним ритуалам благодарения Предков и Домового
  • изготовлению ритуальных мостков
Изготовлению рябиновых оберегов и постановке обрядовых мостков я посвящаю отдельные статьи этой тайны. С обрядом благодарения Предков можно познакомиться здесь. О том, как строить отношения с Домовым — можно почитать здесь.



Что после праздника равноденствия?

После ритуалов осеннего равноденствия наступало затишье. Бабушки сказывают так:

Осенью они каждый день, посиделки-то. Мы, девки, собирались осенью, пряли, на неделю к родному ездили, прядем тама. Прядем, прядем – приедем домой. У соседов пойдем попрядем… Молодые собирались отдельно от пожилых.

Посиделки начинались, приспешками назывались. Осенью устаивали посиделки. К девушкам приходили ребята.

После рябинника (23 сентября) женщины начинали прясть. К сентябрю и коноплю помолотят, и масло набьют конопляное, как коровье, сладкое.


В конце первого месяца осени тоже были свои приметы и обычаи. Считали, что, если снег упадет, зима не скоро настанет. В этот день в некоторых местах жгли старую солому из матрасов, затем их набивали новой соломой. Принято было купать детей из решета на пороге дома — от призору. Молодухи сжигали изношенные за лето лапти, чтобы, как говорили, «прибавить ходу зиме».


Посмотрим в следующей статье один из обрядов осеннего равноденствия, связанный со священным деревом рябина.
На благо!