Народные ритуалы в день равноденствия
Славяне празднуют великий праздник — Родогощ (Таусень), когда собран урожай, осеннее солнце — Световит — уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. Народные ритуалы в день равноденствия — это, прежде всего, праздник урожая и магия благополучия на следующий год.
Развесёлые ярмарки, да похвальба своим богатых урожаем — это не только желание похвастаться, это народная продуцирующая магия, призванная обеспечить благополучие следующего года.
Желание собрать за праздничным столом всю семью — тоже часть магии, как ни странно. Сбор семьи за одним столом — древняя традиция, воплощение того, что должно быть. То же относится и взаимная гостьба, объединяющая родственников в единый крепкий род.
Гости вообще считались посланцами Богов, принять постороннего человека было хорошим способом наладить отношения с Предками. Не дорога гостьба, дорога дружба, — так говорили. Обильное угощение — характерная черта праздничной трапезы, с помощью которой благодарили за урожай, за благополучие в семье и обществе и воспроизводить (продуцировать) будущее изобилие и благополучную жизнь. Именно таким должен быть праздник Радогощь, иначе именуемый Таусенем — праздник прихода в Явь Солнечного Бога Авсеня.
Кроме того, в народе бытовали ритуалы, проводимые исключительно в день равноденствия.
Особенности праздничного застолья
У нас на севере не было традиций потребления крепких алкогольных напитков, но на праздничном столе обязательным было домашнее пиво. Хмельное темное с густой пышной белой шапкой пены пиво из бочонков наливалось в медные ендовы или деревянные братины, которые пускались по кругу за столом. Ограничений в питии пива не отмечается, хотя считалось, что необходимо выпить не менее двух стаканов. При отказе от второй чаши пива говорили: «на другую ногу встань», что подразумевало прочную связь с мiром живых, с чётными числами.
Важным ритуалом в день равноденствия было чаепитие
Украшением стола был самовар, который к празднику специально начищали. Чаепитие имело свои особенности — чай пили горячим, подача холодного чая рассматривалась как неуважение к человеку, мол, холодная пища предназначена для мiра иного. Впрочем, в нашем холодном климате желание согреться вполне понятно.
На праздничный стол подавали разнообразные каши и выпечка, чем больше, тем лучше. По окончанию — обязательно блины. У нас было принято сворачивать их вчетверо и макать в латку с тёплым маслом. Ритуальными словами, которыми хозяйка провожала гостей, были такие:
«Блины да пироги-шаньги принесла. Как могла, так и принимала гостей, сердце радуется, не осуждайте».
Ритуалы перехода к новому времени
Во многих губерниях, даже в конце XIX века, сохранялся архаичный обряд, знаменующий наступление нового витка жизни, переход в новое состояние природы и людей: в этот день вечером гасили в избах (в печах) старый огонь, а утром зажигали новый, причем нередко это был «живой огонь» — его добывали из дерева путем трения.
Если кто переселялся в новый дом, то старались устроить новоселье в этот день. Переходы на этот день на новоселье — счастье и веселье.
Открывалась пора сватовства или внимательного приглядывания к девушкам, достигшим возраста невест. Женщины, родственницы парней, заходили в посиделочные избы, наблюдали, как работают будущие невесты (прядут, вяжут, вышивают), как общаются между собой и с заглядывающими к ним на огонек парнями, умеют ли петь, опрятно ли одеты и т.д.
Как говорили:
«Девки на поре — женихи на дворе. Для парня просвататься — все равно, что дровней попросить: не дадут в одном месте, дадут в другом. Сватались к девушке тридцать с одним, а быть ей за одним».
Также после уборки хлеба, приблизительно к этому дню, отворяли ворота в изгороди и пускали скотину в поле — с весны вплоть до уборки хлеба ворота были заперты, и скот ходил в особо огороженном месте — поскотине.
В течение веков русские крестьяне придерживались обычая в этот день торжественно «постригать» подрастающих мальчиков и «сажать их на коня», что должно было знаменовать конец поры младенчества.
Как правило, «постриг» совершался над двух- или трехлетним мальчиком («по четвертому году»): ему выстригали волосы крестом, одевали его в новую одежду, устраивали по этому случаю семейный праздник. Летописи упоминают этот обряд с конца XII века. Когда-то он совершался не только в семьях скромных селян, но и над маленькими княжичами — сыновьями великих князей. В XIX столетии он имел место у донских казаков, в Орловской губернии, где назывался «застрижки», у белорусов. Существовал и сходный с «мальчишеским» обряд над девочками.
Другие ритуалы в день равноденствия
Надо сказать, что в народе не «караулили миг равноденствия», все начиналось за неделю-пять дней и продолжалось ещё после несколько дней. В целом это время отдавалось мирянами:
- участию в ярмарках
- гостеванию
- сжиганию худа в кострах, прыжкам через костёр, хождению по углям
- изготовлению птицы Таусень из лыка и ритуальное сожжение
- защитным мерам — опахивание селения
- изготовлению оберегов для людей и дома, чаще всего из рябины
- домашним ритуалам благодарения Предков и Домового
- изготовлению ритуальных мостков
Что после праздника равноденствия?
После ритуалов осеннего равноденствия наступало затишье. Бабушки сказывают так:
Осенью они каждый день, посиделки-то. Мы, девки, собирались осенью, пряли, на неделю к родному ездили, прядем тама. Прядем, прядем – приедем домой. У соседов пойдем попрядем… Молодые собирались отдельно от пожилых.
Посиделки начинались, приспешками назывались. Осенью устаивали посиделки. К девушкам приходили ребята.
После рябинника (23 сентября) женщины начинали прясть. К сентябрю и коноплю помолотят, и масло набьют конопляное, как коровье, сладкое.
В конце первого месяца осени тоже были свои приметы и обычаи. Считали, что, если снег упадет, зима не скоро настанет. В этот день в некоторых местах жгли старую солому из матрасов, затем их набивали новой соломой. Принято было купать детей из решета на пороге дома — от призору. Молодухи сжигали изношенные за лето лапти, чтобы, как говорили, «прибавить ходу зиме».
Посмотрим в следующей статье один из обрядов осеннего равноденствия, связанный со священным деревом рябина.
На благо!