Поиск
Тайна: Символы безсмертия — как мы единимся с Предками?

Символика обрядового полотенца



— Весится, болтается, всяк за него хватается. Так звучит загадка о полотенце, которое сегодня найдется в каждом доме. А знаете ли вы о его сакральном значении? Только относительно недавно оно перекочевало из предметов силы в предметы обихода. Вышитые рушники и оберегом служили, и в дар отдавались, символизировали о разных событиях и т.д.

Полотенца соотносили в равной степени и с Мiром живых, и с Мiром мертвых. Отсюда такое их многообразие, начиная от утиральников и заканчивая божниками. Особую роль полотенца играли в обрядах жизненного цикла. Здесь в первую очередь речь идет о деторождении, свадьбе и похоронах. Предлагаю начать по порядку.






Родильные полотенца

Полотенце – это первое, с чем соприкасался младенец после появления на свет. В него принимала повитуха новорожденного. Его же вешали над колыбелью как оберег. В некоторых местностях при первом купании корыто выстилали полотенцем, которое потом отдавали повивальной бабке вместе с гостинцами. Происходило это в ходе действа, получившего название «размывание рук» или «размовение рук» (потому что обряд сводился к взаимному омовению повитухи и роженицы в бане).

По случаю рождения ребенка в дом приходили гости, да не с пустыми руками. У западных славян это посещение называлось «повойница». Родителями и дитю несли подарки, съестное, завернутое в полотенца. А в некоторых местностях сам рушник стал обязательным даром для младенца.




Свадебные полотенца

Два полотенца из дубового поленца (приданое).


Полотенце не просто так было неотъемлемой частью приданого хоть богатой девицы на выданье, хоть самой бедной. Его считали знаком семейно-родственных связей, причем именно по женской линии. Рушники невеста готовила сама в количестве 10-50 штук в зависимости от достатка. Узоры и орнаменты брались такие же, какие в свое время создавали ее мать и бабушка. Вот и получалось, что в новую семью девушка входит с частью своего наследия. Его она следом передавала уже своим дочерям. А если она умирала бездетной, все ее труды отдавались обратно в родительский дом.

В день свадьбы полотенцем укрывали невесту от сглаза. На таком полотне могли пришить красную полосу или вышить обережный орнамент из ромбов и треугольников. Но на этом участие полотенец в свадебных обрядах не заканчивается:

1. Прощание с девичеством. Девушка отправлялась в баню, где подружки укрывали ее полотенцем.

2. Сватовство и сговор. В случае удачного сватовства на доме будущей невесты вешали рушник. Другой такой предмет, именуемый «рукобитным полотенцем», вручался сватам. Новоиспеченную родню и гостей тоже одаривали рушниками:


Дары вы, дары,
Тонки были полотняны,
Не год я вас шила,
А в один час раздарила


3. Свадебный поезд. Полотенце повязывалось на дружку, дугу телеги или сани.

4. Обручение. Правые руки жениха и невесты соединялись и оборачивались союзным рушником, утверждая их совместную жизнь. Отсюда и поговорка пошла: «Судьба придет и руки свяжет».






Поминальные полотенца

Не реже прочих использовалось полотенце в похоронно-поминальных обрядах. Отсюда и суеверия пошли:


После покойника шесть недель стоит на окне стакан воды, а на углу избы, снаружи, вывешено полотенце (душа шесть недель витает на земле, до поминок, купается и утирается).

Покойнику в руки дают косыню или полотенце (чтобы утирался на том свете).

В день погребения без полотенец было не обойтись, им отводилось места в каждой части похорон:

– гроб покрывали белым отрезом, лошадиную упряжку обвивали холстом,

– мужчины, несшие гроб, повязывали голову полотенцем,

– гроб порой тоже опускали на холстах, которые затем отдавали могильщикам,

– на закопанной могиле оставляли зерно, вместе с ним белый плат или кусок полотна,

– после выноса тела ворота завязывались полотенцем, чтобы смерть не ворочалась,

– у южных славян было принято вручать рушники пришедшим на похороны,

– в день похорон раздавали подаяние, завернутое в полотенце (часто просто кусок хлеба).


То были местные обычаи, однако была одна общая традиция, которая прослеживается у всех славян. Когда в доме умирал человек, за окно вывешивалось полотенце так, чтобы один конец наружу выпускался. Иногда на второй конец ставили хлеб для птиц. Висеть полотенце оставляли 40 дней. Почему это имело большое значение? Наши предки верили, что Душа после телесной смерти остается на земле еще сорок дней. Перед уходом она «утиралась» и отправлялась в Навь. Провожать ее шли родственники и соседи: выходили за околицу деревни, встряхивали полотенце в ту сторону, куда увезли покойника, низко кланялись и говорили прощальные слова.

На годовые поминки проводилось похожее обрядовое действие. По окончании поминальной трапезы открывали окно, распускали полотенце одним концом на улицу и провожали Предков обратно. Западные славяне ставили еще на второй конец стакан с питьем и угощением, которое наутро раздавали нищим.

Символика полотенца здесь шире, чем кажется. Оно не просто служит утиральником, а указывает путь Душе. Потому не было на нем орнаментом да украшений. Чистое белое полотно бралось, а если и был узор, то скромная полоска белой нитью. То есть пелена, по которой Душа отправляется как по дороге, ведущей в дальнюю сторону. В иных представлениях полотенце сравнивалось с водами, которые уносят Душу в царство мертвых.


***


И в годовые поминальные дни полотенце из окна вывешивалось, только было оно знаком того, что Дедов ждут в гости. На могилы ходили тоже с рушниками, на которые помин ставили. Среди съестного разные блюда могли находиться, но неизменно приносили кутью – еще один символ безсмертия. О ней пойдет речь в другой раз.
На благо!