Символика обрядовой кутьи
Какая бывает кутья? Пшеничная, ячменная, ржаная, с медом, изюмом, маком… Единого мнения нет, как ее верно готовить. Все потому, что она считалась необходимой на похоронах и поминках. А в каждом селении свои порядки блюли как при прощании с покойным, так и в отношении поминальной трапезы. И здесь кутья занимала значительное место не просто так.

Где чует кутью туда идет
Если обратиться к древним текстам, то можно понять, что кутья представляет собой неотъемлемую часть ритуальной трапезы. В сочинениях, направленных против славянских языческих верований, указано следующее:
...молятся... Мокоши и Симу и Раглу и Перуну и Роду и Рожанице... не також зло творим просто, но и мешаем некии чистыя молитвы со проклятым моленьем идольским, иже ставят лише кутьяины трапезы законнаго обеда, иже нарицаеться беззаконная трапеза, мнимая Роду и рожаницам.
Вообще символизм каши во многом схож с символизмом полотенца. Ее также ставили на стол на родинах, подавали на свадьбе как праздничное блюдо, варили на календарные праздники и поминки. Кушанье это истинно сакральное, служило оно зачастую для угощения Предков, задабривания и расположения. А способность каши расти и увеличиваться во время варки связывалось с преумножением благ, что было особенно важно в родильной и скотоводческой обрядности.
Но вернемся к нашей главной теме. Кутья – это ведь тоже каша, только готовилась она из цельного зерна. На похоронах появлялась она потому, что смерть – это тоже рождение для Души. Приходящего в этот мир человека встречают кашей и провожают ей же, что полностью укладывается в воззрения наших предков.
В какие еще дни подавали кутью?
Кутья – традиционное кушанье накануне праздника Коляды. В этот день необмолоченный сноп в переднем углу ставили, солому с сеном на стол клали, гадали на будущий урожай. Все это символизировало предстоящий весной посев, жатву, чаяние на изобилие. Ведь зерно – это не что иное, как символ зарождения нового, зачатия и плодородия. Так и вместе с очередным поворотом Солнца происходило возрождение природы, пробуждение ее от зимнего сна. Потому к Зимнему Солнцестоянию принято было готовить ячменную кашу, политую медом.
В то же самое время и в последний день уходящего года кашей задабривали Бога Корочуна. К примеру, старший в семье брал ложку кутьи (иногда киселя) и выходил на порог сеней, говоря:
Мороз, Мороз! Приходи кисель есть. Мороз, Мороз! Не бей наш овёс, лён да конопли в землю вколоти.
Или
Морозе, Морозе! Иды до нас кути исты, та не поморозь нашой гречкы.
Еще такие слова могли читаться в волоковое окно, а после троекратного повторения прибавлялось:
Не идешь? Не иди ж ни на жито, ни на пшеницю, ни на всяку пашницю!
Считалось, что после угощения Карачун будет менее суров, не повредит морозами нивам и скоту (не зря же он был известен еще как Бог скотьего падежа).
Велесовы святки – еще один повод варить кутью. Бралось для нее ячменное зерно, а позже – рисовое. Готовая каша щедро сдабривалась медом. По традиции к ней готовили узвар и сушеных плодов. Оба горшка с готовыми блюдами накрывали пшеничным хлебом. Подавались они по окончании трапезы. Часть кутьи относили курам, чтоб они давали больше яиц.
Известно, что на Святки гадать было принято. Вот и кутьей связана были связаны примета и предсказания, правда, зачастую предвещавшие худо:
Считалось, что тот, у кого за столом во время вкушения каши не будет заметно тени, умрет в ближайшее время.
В переднем углу ставили горшок с кутьей. В него ставили зажженную свечу и клали ложки по количеству домочадцев. Чья ложка вскорости оказывалась перевернутой, тому суждено умереть.
По тому, как варится каша, тоже делали предсказания о смерти, а заодно и об урожае на следующий год. Ямка в середке кутьи сулила смерть хозяину дома, по бокам – других домочадцев. Бугры означали изобилие, а трещины – недород.
Для гадания на суженого брали пшеничную или гороховую кутью. Ее бросали на порог и ждали, кто первым войдет в дверь.
У западных славян было гадание с ложкой, которой мешали кашу. Незамужняя девушка несла ложку во двор очищать и слушать, откуда послышится собачий лай. С той стороны должен был приехать жених.
На углы колодезного сруба девушки клали понемногу каши. Затем смотрели, чья первая упадет в колодец, та и сыграет свадьбу раньше всех.
***
Что роднит между собой перечисленные особые дни? Наверняка вы уже догадались, что речь идет встрече Предков. Границы меж Мiрами становятся тоньше, появляется возможность пообщаться с Душами, попросить помощи и защиты, задобрить, а то и просто откровенно рассказать о наболевшем. Так бывает и в годовые поминальные дни, среди которых самыми значимыми слывут Радоница и Семик. О Семике я расскажу в следующий раз.
На благо!