Символика птиц как Душ Предков
Представления о том, что Душа после телесной смерти принимает птичий облик, существовали с незапамятных времен. По-видимому, прежде считали, что только крылатые создания способны воспарить к недоступному божественному Мiру. И хотя сейчас немногих заботят подобные духовные вопросы, традиция кормить птиц в поминальные дни продолжает жить. Конечно, образ птиц в нашей культуре многогранен, и все-таки связь их с Иными Мiрами очень значительна. Потому о ней следует поговорить отдельно.

Птица – посредник меж Мiрами
Отождествление Души с птицей встречается и у западных славян, и у восточных, и на Русском Севере. На юге верили, что детские души возвращаются на землю в образах певчих птичек. Прилетают они к родным избам и утешают песней родителей в непоправимом горе.
В продолжение темы о похоронно-погребальных песнях и причитаниях хочу привести примеры, где встречается сравнение Души и птиц. В Поволжье и Черноземье распространено было верование в то, что умерший может оборотиться в пташечку и в таком виде предстать в Яви. В надгробных причитаниях, найденных в этих местах, звучали такие обращения:
Та прилизь же ты до мене, мий братику, хоть сивым голубем, хоть ясным соколом, хоть билым либидем.
Вылетай, мил, ясным соколом, пой, воспой-ко соловеюшком!
Прилетай ко мне хоть кукушечкой, прокукуй мне свою волюшку!
Порой птицам даже задавали вопросы о покойниках. Так, к примеру, плакала дочь над мертвым отцом, вопрошая кукушку:
Мий же ты таточку!
Як будуть садочки цвисты,
И буде зозуленька куковаты,
Я ж буду, мий таточку,
Зозуленьку пытаты:
Чи не бачила-ж ты, зозуленько,
Мого батьку риднаго?
А еще в народном творчестве сама Смерть нередко предстает птицею. Даже загадки такие есть:
На море на окиане,
На острове на Буяне
Сидит птица Юстрица (или: Вертяничка);
Она хвалится-выхваляется,
Что все видала,
Всего много едала —
И царя в Москве,
Короля в Литве,
Старца в келье,
Дитя в колыбели.
Сидит утка на плоту,
Хвалится казаку:
Никто меня не пройдет –
Ни царь, ни царица,
Ни красна девица.
И наверняка вам приходилось слышать дурные приметы о птицах, звучащие примерно так:
Ласточка в окно влетит – к покойнику.
Птица стукнулась об окно – к беде.
Не просто так крылатых гостей звали вестниками. Считалось, что это Предки с того света знаки шлют: чего ждать вскорости – добра иль худа? Но фольклор отразил лишь то, что лежит на поверхности. В действительности образ птицы еще более сложен, в особенности в отношении Культа мертвых.
Роль птиц в похоронной обрядности
Особое место в похоронной обрядности отводилось курице и петуху. Да, это одновременно и солярные символы, и символы Культа мертвых. Тут надо напомнить, что именно яйцо отождествлялось с началом начал, зарождением жизни и самой вселенной. А блюда из курятины отмечены во всех значимых трапезах, будь то свадебный пир или поминальный обед. В разрезе нашей темы разламывание тушки знаменовало нечто вроде освобождения Души от бренного тела. Каждый, кто брал себе кусочек, становился сопричастным к этому сакральному действию.
В продолжение этой мысли хочу привести в пример похоронный обряд восточных славян. Для него как раз требовалась курица, но непременно живая. Когда покойника выносили из дому, родственница со стороны умершего становилась справа от гроба и передавала живую птицу другой женщине (чаще старушке или вдове). Та должна была стать от гроба по левую сторону и поймать курицу. Далее покойного следовало обязательно проводить, выказать ему уважение. Затем птицу забирала насовсем новая хозяйка. Непонятный на первый взгляд обряд решал сразу две важных задачи:
1. Прочая живность оставалось невредимой, потому что не отправлялась со двора следом за покойным.
2. В новый для птицы дом приходило благополучие, осознаваемое как дар Предков.
Здесь можно говорить о взаимопомощи между живыми и мертвыми, а птица была навроде откупной жертвы. Одновременно она же олицетворяла Предка и исходящую от него благодать изобилия.
В Нижнем Поволжье был похожий обычай, только передача делалась через могилу, а курицу потом отдавали как подаяние. В Прикамье ее отдавали первому, кто пришел проститься с покойным, в Карпатском погорье – тем, кто нес гроб. Вообще, практика откупаться от смерти именно курицей или петухом была распространена не только на востоке, но и на Севере, в Сибири. Вот какие обычаи соблюдали наши предки в разных местностях:
– Птиц приносили в жертву во время мора, чтобы остановить поветрие.
– Если подряд умирали два человека, то второму клали в гроб курицу, как бы подменяя вероятного третьего покойника.
– Петуха подавали за помин души умерших от удушения, чтобы птица отпела его на том свете.
– Постель покойника на три дня выносят в курятник на опевание петухам (чтоб петухи опели)
***
В целом, в нашей традиции насчитывается немало обрядовых практик, основанных на воззрении о птицах как о Душах Предков. Это обнаруживается даже в предметах обихода, оберегах и вышивке, украшавшей одежду или рушники. Вот о ритуальных полотенцах в следующий раз и пойдет речь.
На благо!