Поиск
Тайна: Святая вода. Где, когда и почему?

Как использовать воду в магии?

зимние подарки

Чтобы использовать воду в магических целях, конечно, надо понимать где берём воду, как берём, почему вода может быть помощником в магии и с какими целями мы используем силу Стихии Воды.

Поговорим об этом!

Вода — передатчик

Считалось, что вода становится частью того, кто ее выпил. Человеку и животному вместе с водой переходили ее природные качества и приобретенные в процессе приготовления отвара. Таким образом, можно придать объекту желаемые качества. Вода, которую пил конь, могла защитить от сглаза, реализуя веру в обережную силу коня. В Сербии, чтобы у ребенка был звонкий голос его, поили водой из бараньего колокольчика.

В магии считалось, что если кто допьет за человеком недопитую воду, то будет знать все думы и тайны пившего прежде.

Через остаток воды можно было навести порчу. И наоборот, сила и здоровье человека могут перейти на того, кто допьет его воду, могут перейти и болезни. Мотив превращения через напитки представлен во многих славянских сказках.

Способность воды воспринимать не только добрые, но и вредоносные свойства предметов, людей и животных, бывших с ней в контакте, требовала от людей особой осторожности. Воду, оставшуюся в доме после обмывания умершего, больного человека, новорожденного младенца, после стирки одежды покойника выбрасывали подальше от жилья, выливали в места быстрого течения рек, на перекрестки дорог, на межи полей, под кусты колючих растений либо сохраняли ее для черной магии.

Для оценки добрых и худых свойств воды в народе разделяли живую и мёртвую воду. Признаком «живая» наделялась вода движущаяся, играющая световыми бликами, прозрачная, тогда как «мертвой», «дохлой» называли стоячую, мутную, неподвижную воду, как бы лишенную души.

В народной терминологии и магии, относящейся к воде, более отмеченным является признак «мертвый». Название «мертвая» относится, прежде всего, к воде, которой обмывали покойника. По поверьям, оставшаяся после мытья умершего вода считалась вредоносной, поэтому ее следовало выливать на колья забора (чтобы нельзя было наступать на место, где она вылита) или относить подальше от дома. «Мертвая» вода повсеместно у славян считалась опасной для живых, способной навредить людям и скоту. Например:

— Жила тут давно адна женщина. чой-та умела делать. умер у ней муж. А ана са мной полаялась (поругалась) и падлила воду, каторой мужа-то абмывала парасятам маим. они все и падохли на следущий день. Все шесть штук. Я даже выличить не смагла. мертвая вада сильная, с пакойника. а с женщиной той мы патом сладились (помирились).


В южнославянской традиции «мертвой» чаще называлась вода, которая оставалась в доме на момент смерти члена семьи. По болгарским верованиям, мъртвешка вода должна быть вылита из всех домашних сосудов сразу после смерти человека или после выноса тела из дома и заменена свежей; строго соблюдался запрет пить такую воду, поскольку «в нее погружалась (или мылась) душа умершего».




Как брать воду для лечения?

Для лечения следовало брать воду в определенных местах и в определенное время. Чаще всего воду брали по течению воды, у истока реки, из семи различных колодезей. Для лечения детей в Тульской губернии брали девять кружек воды, почерпнутой при слиянии двух рек: три кружки по течению одной реки, три — против течения другой и три в месте слияния рек. При этом соблюдался целый ряд правил и запретов. Лучшими свойствами обладала непочатая вода, только что почерпнутая из реки или родника, набранная в молчании на восходе солнца.

Для обрядовых и магических целей могла быть использована лишь такая вода, которая отвечала определенным требованиям: это должна была быть не только свежая, вновь набранная, но и «непочатая» вода, т. е. зачерпнутая из источника раньше всех других жителей села до восхода солнца. Такую воду называли непочатая, непитая. Ходить за такой водой следовало натощак, молча, ни с кем не разговаривая и не здороваясь со встречными. Соблюдению молчания придавалось особое значение. Вода сможет помочь в лечении только в том случае, если она будет молчаная (набрана и принесена в дом при полном молчании).

Для магических целей нужна была вода, которую только что принесли в дом, соблюдая правила сохранять молчание и не оглядываться назад.

Среди способов добывания магической воды (здоровой, целебной, чудесной) упоминаются правила, согласно которым воду в источнике надо было зачерпывать новым ведром (кувшином), наполнять сосуд с первого раза, не доливая его и не отливая из него, а затем нести проточную воду к дому, не оглядываясь по дороге.

Существовал способ «с перебора». Надо было встать лицом по течению, два раза набирать воду и оба раза выливать. И только набранная на третий раз вода считалась магической.

Также упоминается ритуальное требование ходить к источнику тайком от соседей и даже от домочадцев, либо ходить в день Водокреса к воде в меховом кожухе, чтобы тем самым обеспечить прибыток в хозяйстве на весь год; либо, возвращаясь от источника, идти к дому другой дорогой:

— Мать мая делала так: тулуп овчиный шерстью наружу адявала и шла рана утрам в Крищенье за вадой, штоп ни видел никто. Набирала непятой вады и шла абратно уж другой дарогой. Штоп значит ф доме дастаток был и ни хварали дамашние. Вот.


В лечении сглаза и порчи используется как «непитая», набранная в особое время вода, так и «стоячая», набранная со дна колодца. В Тамбовской области повсеместно в лечении в подавляющем большинстве случаев используется именно «непитая» (проточная) вода.




зимние праздники, магия рез, обряды зимней ночи

Как магически очищали воду

Свойства оберега приписывались воде, которую проливали через металлические предметы (замки, дверные петли, очажную цепь, щипцы для углей, плужный лемех, топор и др.).

Для магического «очищения» от скверны воду проливали не только через металлические предметы, но и через узкие отверстия (как бы процеживали воду).

Самым известным способом освящения воды было переливание ее сквозь сито или решето. Показательно, что в тех случаях, когда не удавалось добыть особую дождевую воду (собранную в определенном месте), ее вполне могла заменить «обычная вода, пролитая сквозь решето»:

— Ну, святая вада всигда памагаит, ана жи святая. а если прастую воду набрать и пралить сквось сито, то ана тоже может вылечить. Патому как нечисть, каторая в ней была ни прайдет чрез сито-то, узко очень ей (нечисти,) вада-то и ачистица.


Целебной и магической считалась также вода, пролитая через ступицу тележного колеса, обруч, кольцо или венок, деревянную цевку или мотовило, через отверстие в доске, образованное от выпавшего сучка, и другие предметы с отверстиями.

Вода, пролитая сквозь чью-то одежду, приобретала, как считалось, признаки того лица, которому одежда принадлежала. Для обеспечения нормального хода родов женщину старались напоить водой, вылитой из мужской обуви или перелитой через штанину мужниных брюк или шаровар; если такой воды рядом не оказывалось, роженице давали пить воду, процеженную через отверстие ткацкого челнока.

Чтобы предохранить ребенка от порчи и сглаза, ему обтирали лицо водой, стекающей после водопоя с морды коня или свиньи.

Имела значения магия чисел: воду набирали из трех, пяти, семи, девяти источников; если важно было брать ее точно в полночь, то приходилось ходить к источникам в течение девяти ночей подряд; дома принесенную воду сливали вместе в один сосуд, бросали в нее определенное число раскаленных угольков (спички или другие предметы), после чего ее пили три дня подряд или трижды обливали ею больного. Например:

— Я лячу вадой давно. ка мне приежают и из Масквы и из Липеца. У рябеночка грыжа пупочна была, бальшая, с куриное яйцо. он малинький, плакал все ночи. Я три утрянней зари чатала над вадой заговор и патом этай вадой три раза абливала дитя. грыжа патом вся сашла.



вода в магии

Как использовать воду в магических целях?

Смывание болезни (купание, обливание), утопление недуга в реке, колодце; передача с помощью воды болезни другому лицу; отпугивание с помощью внезапного обливания; задабривание и символическое кормление воды; побратимство с водой, просили воду быть посредником между здоровым и больным.

В качестве лечебного средства прибегали и к внезапному обливанию страдающего эпилепсией, желтухой, лихорадкой, чтобы испугать болезнь. В традиционной лечебной практике по реке в иной мир отправляли болезни, неприятности, «горе-тоску». Так, в Архангельской губернии на реке Пинеге так избавлялись от тоски, если она одолевала.

Больного ребенка советовали выкупать в воде, в которой разведено 3 щепотки четверговой соли, а потом вылить под ближайшее молодое дерево.

На Русском Севере одежду больного топили в реке и одевали новую.

Украинцы бросали одежду больного на мельничное колесо, чтобы вода с одеждой забрала и болезнь, у больного эпилепсией одежду сжигали, а пепел бросали в воду.

С помощью воды передавали болезнь другому лицу или предмету. По сербскому поверью, если несчастливый или больной человек выльет под явор воду, в которой он умывался, явор высохнет.

Русские Пензенской губернии для исцеления ребенка от рахита купали его вместе с щенком, затем парили их, ударяя веником по ребенку раз, а по собаке-два раза, передавая болезнь от ребенка собаке.

Белорусы верили, что если воду после купания больного ребенка вылить к порогу дома, где живет его ровесник, то болезнь перейдет к нему.

Чтобы исцелиться, старались побрататься с источником болезни, заключить с ними договор. Знахарь обращался к воде как к сестре по Богу:

«О Водица, по Богу сестрица, не гоняй по морю ветрю, а схвати и привяжи больному желудок».


Вода выступала посредником между здоровым человеком и больным, передавая жизненную силу. У сербов Косова бездетная женщина, желая избавиться от своего недуга, отправлялась на реку и дожидалась первого прохожего, чтобы тот, набрав в рот воды, напоил ее из своего рта и затем вылил ей немного воды за пазуху.




Дневная и ночная магия воды

Во всех славянских традициях считалось, что магические свойства вода приобретала в зависимости от периодов календарного времени или от сезонных природных событий, поэтому широко известный запрет ходить за водой ночью мотивировался тем, что в ночное время вся вода в источниках оказывается «нечистой», что в ней «дьяволы купаются» и т. п.

В «ночной воде» (т.е. принесенной в дом ночью) нельзя купать младенца и стирать его пеленки, иначе на ребенка «нападут ночницы».

Вообще темное время суток (как и темнота во время солнечного затмения), согласно народным представлениям, плохо воздействовало на качество воды, набранной в такие моменты.

После захода солнца не принято было ходить за водой, и уж, во всяком случае, такую воду не использовали для питья или для купания младенцев. При солнечном затмении старались поплотнее закрыть колодцы и водяные емкости в доме, «чтобы вода не оказалась зараженной».




книги сказок

Свежая и застойная вода

Считается, что во сне проточная вода символизирует дальнюю дорогу, а мутная — болезнь и смерть. Застойная (ржавая) вода считалась у русских гиблым местом; желающие навредить своим врагам бросали в «ржавку» сено, украденное из чужого хлева, с приговором:

«Пусть у такого-то корова околеет».


Положительно оценивалась в народе свежая и холодная вода по сравнению с той, что уже постояла в доме какое-то время и согрелась. По отношению к свежей, только что принесенной из источника воде в народной традиции часто использовались эпитеты «новая», «молодая», «живая».

Переночевавшая в доме вода называлась «старой»; она могла использоваться для мытья посуды или для стирки, но ни в коем случае не для питья и тем более не для обрядово-магических целей.

Второе значение термина «новая вода» связано с фактом замены всей имеющейся в доме воды на свежую (заново принесенную) в особых случаях: например, в случае смерти домочадца или в определенные дни календаря (восемь кологодных точек).

Во многих славянских традициях сразу после выноса умершего из дома (либо после погребения тела) принято было выливать из всех сосудов воду, которая считалась вредоносной, нечистой, и заменять ее на свежую («новую»). Подобным образом люди поступали и в некоторые праздничные дни, мотивируя замену «старой» воды на «новую» тем, что в переломные моменты календаря вода в источниках и колодцах сама собой становится «чудесной», «целительной».




Праздничная вода

Вместе с тем в большие календарные праздники, когда, как считалось, в полночь происходят чудесные превращения с водой, она якобы сама собой очищалась в источниках, становилась «здоровой», «целебной», «сильной» либо превращалась на короткий миг в вино, кровь, молоко или золото. Именно перелом суточного или сезонного времени воспринимался как момент радикальных перемен в природе, как время чудесных превращений с водой. Поэтому в праздничные дни за водой ходили в полночь, на рассвете, до восхода солнца:

— Есля у чилавека срамная балезнь, он можит умыца ф сачельник да васхода сонца непитой вадой, все у няго прайдет.


В самую полночь накануне Крещения вода в ручьях и реках «приостанавливается», «очищается», становится «крещеной», «животворной»; кто ею умоется или ее попьет, на весь год избавится от кожных болезней и очистится от вредоносного воздействия «нечистых» святочных дней. «Богоявленская» вода хранилась в доме как надежное лечебное средство.

Положительные свойства «очищенной от скверны» воды (из которой изгонялись злые духи) приписывались воде после обряда водосвятия: считалось, что при водокресе «шиликуны-бесы» выскакивают из «источников и переселяются в растения».

Такие же чудесные свойства приписывались воде, набранной в ночь перед 7 января, накануне Васильего вечера, в Юрьев день, накануне дня Купалы и в некоторые другие праздники.

Чудеса с проточной водой могли происходить, как считалось, и накануне летнего Купало и праздника Спаса.




когда новый год у славян, славянские зимние праздники, васильев вечер


Вода с особых природных мест

Сильной считалась вода, собранная с места слияния двух-трех потоков. Такие места у восточных славян называются «спорными» (от глагола переть): спорное, супорное течение — «водоворот», «круговое течение», «сшибка двух потоков».

— От всех балезний харашо памагаит вада, каторую набрали тама, игде сходяца три иль два ручья. патому как силы у ней больше.


Особые чудодейственные свойства приписывались проточной воде, набранной в местах водоворота или там, где она заворачивает против естественного течения.

Очевидно, «наоборот текущая вода», «крутящийся поток» — это признак, благодаря которому вода с такого места признается «чудесной». В особенно трудных случаях (при лечении болезней) старались достать воду из таких мест, «где никто не черпал ее приблизительно три года», или приносили воду с ближайшего брода.

Повсеместно у славян целебной считалась вода, взятая из культовых, «святых» источников.




Магия живой и мёртвой воды

Движущаяся вода в народной магии обычно соотносится с символикой напора, силы, быстрого роста, развития, беспрепятственного хода, успешного осуществления дела.

Быстрое течение воды могло обеспечить некий прибыток в хозяйстве (увеличение молочности у кормящих матерей и у стельных коров):

— Штоп у кароф малако ни перевадилась, штоп ни зглазяли, нада их сабрать рана утрам и всех три раза перевести чрез ручей или речку, так штоп вада вымя касалась. все плахое вада унясеть.


В то же самое время в места быстрого течения рек и ручьев бросают вещи, от которых хотят избавиться: «на быструю воду» относят одежду больного, домашний мусор, накопившийся за святочный период; насекомых-вредителей; первые остриженные волосы годовалого ребенка; вырванный в поле «залом». Исключительно в проточной воде принято стирать одежду умершего и «по быстрой воде» сплавлять его личные вещи.

Найденные во дворе или на дороге вблизи дома предметы, считавшиеся вредоносными (клочки шерсти, соломенные узлы, кости), бросали в такие ручьи, которые текут «налево» от села.

Быстрая, глубокая, темная вода считалась тем местом, куда следовало отсылать болезни в лечебных заговорах. Например:

— Если нашла пад парогам падклад-клочь (странный предмет, пучок шерсти и ниток, иглы, мусор), тады иди ф полночь и выбрось в быстру речку и скажи: Деды мои спасите и сахраните меня, а дальше Имя свае. Да будет так!


Известны и прямо противоположные примеры, запрещалось выливать в реки и ручьи остатки коровьего и овечьего молока, иначе уменьшатся надои:

— А если хто тваей каровы малако вазьмет и выльет в ручей, тады малака мало будет - все вада унисет, за сабой утащить.

— Живая вада эта такая вада, каторая льется, бяжит куда-та, а мертвая вада, та, каторая стаит, это в балоте или в озере каком.


При общей негативной оценке стоячей «мертвой» воды (которую использовали прежде всего во вредоносных целях) ее считали необходимой в тех случаях, когда надо было приручить живность (символически «привязывали» ее к новому месту):

— А если купила скатинку: карову, свинью или лошадь, так штоп ана никуда ни дявалась от тибя, штоп ни убяжала, нада найтилужу, или из карыта или бадьи со сваего двара вады набрать, каторая там долго стаяла, и энтой вадой морду живатины побрызгать и на ноги не забыть. Тады не убяжить. Уже привязана, яе вада дяр-жать будить.



Вода в любовной магии

Вода в любовной магии служила в качестве приворотного средства. На Украине существовал обычай в ночь на Введение святить воду: девушки шли к месту слияния трех потоков, набирали воду в кувшин, зажигали два полена и лили воду между двумя огнями, а потом ее использовали в качестве приворота.

В «Вопросах Кирика (XII в.) упоминается о том, что жены, которых невзлюбили их мужья, омывали свое тело водой и давали ее выпить супругам. В Новгородской губернии воду, которой мылась невеста, подмешивали в пищу жениху и его родителям, чтобы они любили молодую.

В Заонежье девушка, присушивая парня, стряхивала в бане на горячую каменку брызги с косы и говорила:

«Как вода сохнет на этом камне, так и у (того-то) горело и сохло бы сердечко по мне (имярек).


Вообще, отмеченная выше женская символика проточной воды проявляется не только в магии, обеспечивающей легкие роды, молочность рожениц, свойства характера молодой жены, но и в комплексе магических действий, направленных на привлечение женихов. В славянских свадебных и лирических песнях мотив зачерпывания «быстрой воды» (принесение такой воды в дом или ее питье, погружение девушки в поток, переход ручья, разлив реки и т. п.) символизирует любовь, брак, сексуальный контакт; соответственно, высыхание источника — конец любви.




Обряд на выздоровление с четырьмя Стихиями

Передавали такой обряд на излечение глазных болезней:

— Штоп глаз прашел, нада на утрянней заре набрать непятую воду, идти не аглядываясь до дома, взять и жечь шесть спичек над няпитой вадой со святой вадой, громничную свячу фставить ф стакан с солью, рядам класть буханку хлеба, салить и есть, чатать заговоры, а над вадой чатать на спички и крястить: ат чернаго глаза, ат сераго, ат нядобрага часа. Да будет так! Лить эту воду пат три пятки (дверные), сделать три глатка.


Этот обряд с водой включает в себя взаимодействие нескольких стихий: вода (непитая), огонь (громничная свеча), воздух (дыхание человека при произнесении текста заговора) и прямую связь со стихией Земли — хлеб. Также присутствует числовая символика: «шесть спичек», «три пятки», «три глотка» — все кратные числу три. В этом обряде взаимодействуют чары и заговор, что, по мнению знатухи, усиливает его действенность.




Подводя итог магическим свойствам воды

Согласно народным представлениям, магические свойства (полезные или вредоносные) вода приобретала в зависимости от:

1) ее природных характеристик (проточная или стоячая; быстрая или медленная; шумная или тихая; прозрачная или мутная; чистая или грязная; верхняя, т. е. набранная из горных ручьев, с поверхности реки, или нижняя — подземная, глубинная; теплая или холодная; «свежая», только что принесенная из источника, или «старая»; дождевая или снеговая и т. п.);

2) особых периодов календарного или суточного времени (набранная в полночь, полдень, до восхода солнца, на «утренней зорьке», на «вечерней», в большие годовые праздники, в новолуние, при солнечном затмении, после первого весеннего грома и т. п.);

3) места, где набирается вода (вблизи перекрестков дорог; там, где сливаются два-три потока; набранная из углубления культового камня; из-под колеса водяной мельницы; из омута, водоворота; оттуда, где вода в ручье заворачивает против течения, т. е. течет «наоборот»; добытая из трех, пяти, семи, девяти источников и т. п.);

4) способов набирания воды из источника или от условий ее доставки в дом (наполнение сосудов по течению реки, против течения; набирание воды самым первым из жителей села в течение суток; хождение за водой босиком, молча, не оглядываясь назад и т. п.);

5) контакта воды с особыми предметами и лицами (например, вода, которой обмывали колокол, дверные петли, ручки, замки, очажную цепь, посуду после поминальной трапезы и т. п.; пролитая сквозь прутья веника, острые металлические предметы, сквозь огонь, через штанину мужских брюк, отверстие в доске; та вода, которой обмывали новорожденного, роженицу, умершего; вода, в которую бросали особые растения, монеты, тлеющие угли, пасхальное яйцо и т. п.);

6) от того, какие ритуальные действия совершались с водой (освящение воды, наговоры на воду, обжигание воды огнем, выставление воды «под звезды», «под луну» и т. п.)



Есть ли основания для стойкого народного убеждения в магических свойствах чистой воды? В следующей статье почитаем мнение учёных по этому поводу.
На благо!