Поиск
Тайна: Святая вода. Где, когда и почему?

О поклонении Богиням Воды у северных славян

зимние подарки

В представлении северных славян, вода — источник жизни, магического очищения, плодородия, оберега, рождения и т.д. О роли воды (рек, родников, колодцев и т.д.) свидетельствуют различные религиозно-магические обряды божествам-покровителям воды.

Божеств воды у северных славян много. Как пишет Ольга Боянова в книге «Магия славянских Рез Рода»:

— Тебе уже должно быть знамо про Стихии, что Явь составляют. Когда Род — Творец всего Сущего задумал Явь сотворить, то сделал тогда четыре вещественных начала Мiра Яви. Огонь, Землю, Воду и Воздух. Так была создана Природа. Но только тогда всё стало живым, когда Боги наполнили своим присутствием вещественные начала. Три стихии наполнились сразу — Мать — сыра Земля, Стрибог — Бог Ветра, Семаргл — Бог Огня, заняли свои места. А вот с Водой так просто не получилось. Разлилась вода по всем низинам, образовался окиян‑море, реки наземные и подводные, озёра, да облака на небе. И тогда разрешил Род многим Духам быть в воде. Водяные, русалки, да царь морской, много их теперь знаем. Здесь, на севере, мы зовём Богиню Агидель, девушку‑реку, что однажды спасла Землю от жара небесного. Так Стихии соединили явную Природу, которую ты ощутить можешь, и Богов Родных, которых позвать на помощь можешь. И после того, как Стихии наполнили Явь, стали они всё оживлять, собой наполнять.


Сейчас хочу рассказать о других Богинях Воды и об особенностям поклонения, которые были у нас на Русском Севере.



зимние праздники, магия рез, обряды зимней ночи

Богиня Ведязорава

Под влиянием карело-финского и веппского населения на Русском Севере была известна Покровительница воды всей Земли, дождя, водных растений, рыб — Ведязорава.

В народных представлениях это полная женщина в серебряной одежде, с хвостом карася, знает язык рыб (особенно белой плотвы) и все подземные дороги. Многочисленным покровительницам рек, водоемов (Ведявам) она сообщает о своем приходе звоном бубенчика, который, якобы, слышен и людям на земле.

Во время дождя говорили: «Ведязорава семя капает». В это время молодые женщины выходили на улицу, чтобы божество помогло им быстрее забеременеть и легче родить. Однако к этому божеству обращались редко. Чаще молили избавить от глазных болезней. В этих целях также ходили к роднику, произносили заговор, зачерпнув воду, промывали ею глаза.

Чтобы умилостивить покровительницу воды Ведязораву, накрывали стол около речки. Перед ритуальной трапезой совершали моление, в котором, кроме просьб о помощи, сообщали, что отправляют часть принесенной еды для нее через реку в море, где ее уже ждут с песнями и плясками.




когда новый год у славян, славянские зимние праздники, васильев вечер

Богиня Агидель — Ведява

Наиболее почитаемой была божество-покровительница воды (рек, водоемов, брака, деторождения) Агидель (другое имя Ведява).

В народных представлениях покровительница воды Агидель-Ведява — молодая высокая женщина с длинными, до колен, светлыми волосами. Ее образ дуалистичен: она наделена и положительными, и отрицательными чертами. Имя Агидель упоминается в просьбах вылечить (чаще всего глазные болезни).

По поверью, покровительница воды живёт в воде, в глубоких местах. Если человеку удавалось спастись от утопления, необходимо было поблагодарить покровительницу воды, поклониться и бросить в воду деньги, пшено. Затем обязательным считался выход спасенного человека на перекресток дорог вместе со знахаркой на прощенье. Неисполнение обряда беременной женщиной могло повлечь смерть ребенка во время родов или его немоту впоследствии.

После купания покровительница воды Агидель могла снять болезнь. В умилостивительных целях ей устраивали моления, принося различные подарки (холст, платки), жертвенную курицу. Рано утром больной вместе со знахаркой ходили к роднику и просили у божества прощения: произносили заговор с мольбой взять болезнь, дать здоровье. Затем в воду бросали узел с солью, хлебом, пшеном и уходили, не оборачиваясь.

Чтобы приобщить к воде молодую невестку, на второй день свадьбы ее приводили к реке или роднику представить Агидель и устраивали моление в честь божества-покровительницы.

По традиции невестка должна была бросить в реку кольцо, пожилые — лепешку. Кроме того, оба новобрачных молились о даровании детей и втайне от всех бросали в реку хлеб, соль, говядину, холст; часть пищи съедали, сидя на берегу в обнимку, и обращались к покровительнице воды.

В честь Агидель совершали ритуально-магический обряд на восьмой день Первых Русалий (бросали в воду яйца, большой зажженный сноп). Молодые люди, которые хотели жениться в текущем году, и женщины, желавшие иметь детей, окунались в воду.

Когда долго не было дождя, селяне совершали особый обряд. Жители приходили к роднику, «будили» божество и просили дождя, затем брызгались, обливались водой. Приглашая Богиню Воды, ели принесенную с собой ритуальную пищу. Перед паводком Агидель просили дать здоровья, не гневаться на людей, приносили жертвенную курицу, пели песни-мольбы.

Божество воды является также и покровительницей рыб, наставницей человека, предлагающей ему бросить рыбный промысел и заняться земледелием.




когда новый год у славян, славянские зимние праздники, васильев вечер

Русалки-мавки

Это, конечно, не Богини, а Духи плодородия, тесно связанные с водой. Как пишет Ольга Боянова в книге «Что знают Духи?»:

— Русалки — это не девы с рыбьими хвостами, как думают многие. Это духи природы, живущие в воде, но приходящие в Явь по весне. Ходят они по полям, и от них зависит будущий урожай. Там, где бегают русалки, трава растёт гуще и зеленее, а хлеб становится обильнее. Угощениями и гуляньями встречают Первые Русалии весной и провожают русалок с наступлением лета хороводами и песнями.

Много про русалок знали, много имён у них было, например, такие: навка, шутовка, водяниха, лоскотовка, лоскотуха, купалка и казытка. Считалось, что русалками становились девушки, умершие от несчастной любви до свадьбы, могли стать ими и просто утонувшие на русальной неделе. Выглядели они чаще всего как молодые красавицы с длинными русыми или зелёными волосами, с венком на голове, сплетённым из трав и цветов, нагие или в белых длинных рубахах. Русалки большую часть времени проводят в воде, любят сидеть на плотах, прибрежных камнях, расчёсывать волосы костяными гребнями; играют с колёсами водяных мельниц — забираются наверх и с криком и шумом ныряют сверху в воду.


Правила такие соблюдали:

  • маленьких детей к колодцу не пускали, чтобы русалки не утащили;
  • на русальной неделе не купались, не стирали и не ходили по житу, чтобы не встречаться с русалками;
  • молодым мужчинам и вовсе к берёзам не стоило ходить в русальные недели — русалки качаются на ветвях и заманивают молодых мужчин покачаться с ними, чтобы потом их погубить;
  • чтобы умилостивить русалок, вывешивали для них одежду, платки и полотенца, куски полотна и нитки, чтобы те могли что-то сшить себе;
  • большинство запретов было на время русальной недели: нельзя белить дом, чтобы не замазать глаза русалкам; стирать, чтобы не забрызгать их грязной водой, шить, чтобы не пришить русалку к одежде; чтобы русалки были добры к людям, делались «относы» — подношения в виде хлеба, соли, блинов, мёда, которые оставлялись на границах полей, на перекрёстках, на пнях;
  • если вдруг случится вызвать гнев русалок, то защищаться надо железом и обережным кругом, проведённым железным предметом — серпом или ножом, кочергой; отбиваются от них, махая наотмашь рукой крест-накрест;
  • русалки же, если подойти к ним с верными словами да с подарками, могут и милостью одарить, и о будущем предсказать — это уж в сказке «Люди и Духи» читай: про то, как девушки и Лёля к русалкам на гадание бегали. Всё там написано — и как правильно себя вести, и что не нужно спрашивать, коли не хочешь русалкой стать, как они.



книги сказок

Наш народ не отделял мифологию и магию от реальности — по сути, наши Предки жили в другом многомерном Мiре, где не удивлялись пришельцам,а, напротив, умели с ними договориваться. Потому и магия была не «заумной», а такой же простой, как дыхание. В следующей статье обсудим способы магического использования воды.
На благо!