Поиск
Тайна: Святая вода. Где, когда и почему?

Праздничная крещенская вода

зимние подарки

Какую воду называют крещенской, или водокресной? Вода, набранная из любого открытого водоема/колодца в трое суток Крещения. Особенную силу имела вода, набранная на в полночь с 18 на 19 января. В это время вода в реках и ручьях останавливается, чтобы отдохнуть. Причём, внимание! Совершенно всё равно, крестили её христианские священники или нет.

Надо сказать, что изменение свойств воды в открытых источниках измеряется современными приборами и объясняется астрономическими явлениями. Об этом можно прочитать здесь.



Праздничная крещенская вода

От представителей разных поколений во всех селах можно узнать о людях с недобрым глазом, сглазе, способах его предотвращения (приколотые булавочки и иголочки) и борьбы с последствиями (в частности, умывание крещенской водой и вытиранием подолом рубахи). Этой водой лечатся от болезней и сглаза, ею кропят дом и скотину для защиты от злой силы и порчи.

Чудесную силу приписывали и крещенскому снегу. Его собирали и целый год использовали в лечебных целях.




Только ли крещенская вода святая?

Надо сказать, что так называемая «крещенская вода» (6 января по старому стилю и 19 января по новому стилю) не всегда (даже среди христиан) считалась самой лучшей и наиболее целебной.

Интересный факт: «крещенскую воду» предпочитали брать не только в сочельник (6 января), когда, собственно, и предусматривается Типиконом Великое освящение воды святых Богоявлений, а в самый день Богоявления (19 января), когда данный чин совершается повторно.

Надо сказать, в церковных кругах спорят и сравнивают силу «крещенской» («иорданской»), и «богоявленской» воды. Мораль отсюда такова: Типикон с его указаниями ныне не является всенародно признанным, гораздо большее значение имеют невесть когда сложившиеся — как правило, «от ветра главы своея», «старинная традиция» и «народный обычай».

А народный обычай — помнит легенду о двух крещениях, с мужской и женской силой. Больше об этом: в вебинаре «Вся правда о Водокресе».




зимние праздники, магия рез, обряды зимней ночи

Как использовали крещенскую воду в другое время?

К примеру, в Егорьев день, в народе - Егорий, покровитель скота (сохранившийся культ Бога Ярило). В этот день впервые после зимы выгоняли домашних животных на пастбища. В селах хозяйки провожали их со двора веткой вербы, смоченной в освященной воде, коей окропляли двор, живность и, трижды обойдя вокруг, хлестали её, приговаривая:

— Макарий, ты наш храбрый, Григорий Преподобный, сохрани нашу скотинушку Ии в поле, и за полем, и в лесу, и за лесом. От зверя лютого, от человека злого. От стихии и ненастья.


Обрызгивали освященной водой («святой водой», «священной водой», «крещенской водой»):

— Чтобы скот не терялся, не болел, домой ходил; на ладошку немного нальешь, да на них потом брыжжешь, куда попадешь, корову дак погладишь этой рукой со святой водой. Да и скажешь, что приходите домой, да не теряйтеся, вот и все слова.


Стакан святой воды держали в красном углу (помимо этого освещённую вербу, венчальные, громничные и четверговые свечи, клали бумажки с заговорами). Эту воду держали для Предков – бытовало поверье, что на красный угол садятся, чтобы навестить родных, души умерших близких. Держали стакан со святой водой, чтобы душа могла омыться.

Перед сватовством, чтобы оно было удачным, кланялись на восток, пили крещенскую воду и со словами: «Деды, благословите!», брали каравай, завернутый в обрядовое полотенце и отправлялись в дом невесты.

В день святого Власия (культ Бога Велеса) (11 февраля) скотину кропили святой водой и кормили святым хлебом, приготовленным на крещенской воде.

Крещенской водой умывают ребёнка при подозрении на сглаз и для крепкого сна, «чтобы не кричал по ночам».

При подозрении на «сглаз» или после встречи с людьми с «дурным глазом» умывались крещенской водой.

В случае пропажи молока скотину поили целебной водой — крещенская, четверговая, молчанная или взятая с почитаемых источников — была средством лечения разных недомоганий. Такой водой брызгали на животных, омывали больной участок, давали скотине попить глотками или подливали в пойло.




Как святить воду?
Деревенская магия Воды. Снятие призоров
Вебинар по ритуальной практике


Узнать подробнее


Как крестили воды староверы

Я писала о разнице между названиями «староверы», «старообрядцы», «родноверы».

Характерной особенностью является освящение в годовом цикле праздников «Богоявленской», «Великой» и «Малой» святой воды.

«Богоявленская» освящалась с 6 на 7 января на Малый Водокрес.

«Великая» (иначе «Большая», «Крещенская») освящалась с 18 на 19 января на Большой Водокрес.

«Малая» (иначе «Спасова», «Спасовская», «Успенская») вода освящалась на Первый Спас (14 августа).

Освящали по-разному, и по-разному использовали. «Богоявленская» и «Великая» вода считалась неприкосновенной, в то время как «Малая» вода — повседневной.

Повсеместно предписывалось брать воду для освящения из проточного водоема, реки, предпочтение при этом отдавалось роднику. При заборе воды говорят:

— Благословите нас воды набрать.


Посуду, в которой приносили воду, тщательно мыли в реке или роднике в проточной воде. От совершающих ритуал требовалось постоянного прочтения про себя заговоров, обращённых к Высшим Силам. Набранную воду приносили в помещение и ставили на стол как на Водокресы, так и на Спасов день.

Статус водокресной воды также зависел от времени ее освящения — вечером накануне (она называлась вечерняя святая вода) или днем, в праздник (называлась утреняя святая вода). Различие в статусе также закреплялось в названиях: утренняя / святая, великая / вечерняя:

— Великая вода освящается вечером, она два часа только непростая, а святая вода. Другая днем освящается, ее можно весь год пользовать. Мы привозим две воды, утреннюю и вечернюю, одна разводится вода, другая – нет. Утрешня, она уже не разводится, так и пить её. А с вечерней, бери воды из колодца, свежей только надо, ну, или с реки ли, теперь три капли тут только капнешь, и можно пить уже, как святая вода она.


Чин освящения вечерней «Большой Водокресной» воды совершался на праздник Водокреса в ночь с 18 на 19 января (по н. ст.):

В семь часов вечера зажигали свечи и начинали говорить Слова Предкам и Богам. После шли за водой, сосуд ставили на стол, сверху – крестовину для четырёх свечей. Свечи горят, в это время снова говорим Слова Предкам и Богам. После воду кадили (закрещивали дымом смолы живицы).


В некоторых районах при освящении воды опускался деревянный равносторонний крест. В г. Лысьва и окрестных деревнях, наоборот, отмечали:

«Некоторые туда крест деревянный спускают. Мы этого никогда не делали».


В других деревнях Лысьвенского района отмечали, что крестом освящали лишь «Великую» воду и не использовали его при освящении «Малой» воды. Именно использованием креста при освящении «Великой» воды и объясняли в данном случае ее неприкосновенность.

В Верещагинском районе также при освящении воды не опускали крест:

«У нас крест в воду не опускают, у нас крестообразно вливают воду годичную...»


Обязательным при совершении ритуала освящения было и каждение воды, окуривание её смолами.

Одной из составляющих освящения воды было и ее «приполнение». Этим словом обозначали добавление при освящении старой (прошлой) воды в новую. Иногда «приполняли» лишь «Великую» воду:

— Раньше ведь у нас приполнение было, у нас наставник был. Воду поставят, он из сосуда старую воду льет крестом, крестообразно. Это приполненная считается вода, «Великая».


В настоящее время воду не приполняют:

— Только покадим и все, не приполняем.


Объяснение чему находят не только в отсутствии наставника, но и в оскудении веры:

— А теперь че, все обстрижены, все ни на че непохожие, теперь не приполняем.


После освящения все присутствующие пробовали «Крещенскую» или «Спасовскую» воду. Этот ритуал был достаточно развернутым:

— Скатерку на стол ставишь, полотенце стелешь, и чтоб полотенце было на правой стороне. Сосуд ставим, у нас специальные блюда есть, чашки, ложки. Люди подходят, парами идут. Два человека, кто постарше встает по правой стороне, кто моложе — на левой стороне и пробовали воду из чашек, при этом оба поворачивались по солнышку по кругу и, встав лицом к остальным, клали земной поклон и прощались (просили прощения) у присутствующих.


Значительным было различие в использовании «Великой» и «Малой» воды. Использовать «Водокресную» воду разрешалось только два часа после ее освящения:

— Водокресная вода дана только на два часа, через два часа — она неприкосновенна. Два часа надо прикасаться, а через два часа она неприкосновенна. Если очень далеко везти воду — еще час разрешается. Два часа ее можно пить, ей можно конюшню, дом святить.


После двух часов вода становилась неприкосновенной, пользоваться ей разрешалось лишь в исключительных случаях. Крещенской» водой лишь причащали перед смертью:

— Водокресная вода, она великая, ее только причащают при смерте. По нашим понятиям она священна. Ее только на смертном одре и вот побрызгать в гробу.


«Водокресную» воду добавляли при имянаречении детей. Строгость использования «Великой» воды закреплялась и в предписании:

— Если вода освященная прольется — это место следует выжечь. — А если падет на землю — надо выжигать, настолько она велика.


В случае причащения святой водой также помнили об этом строгом предписании:

— Прощаешься с человеком перед смертью, тряпочку здесь чистую налаживаю, чтобы не пала на тело, и подаю три раза. И эту тряпку на реку полоскать нести надо.


В отличие от «Водокресной» «Спасовская» вода считалась «повседневной», ее разрешалось использовать в любых случаях. В этом отношении именно использование «Спасовской» воды схоже с традициями использования «Крещенской» воды у православного населения.

— Вторая вода — "Успенская", "Спасова" — ей в любое время пользоваться можно, вот, я свечки соскала, освятила, вот освящаем дома.

— Бывает Спасов день, та проще вода, ту можно везде использовать. Прыснуть можно в огороде и в доме.

—"Спасовской" водой лечиться можно: заболеешь — попьешь.


«Спасовской» водой святили колодец, если в него случайно попадала мышь:

— А если мышь в колодец попадет — сорок ведер вычерпывать надо и воды святой лить, "Спасовской".


Оставшуюся и «Крещенскую», и «Спасову» святую воду предписывалось выливать только в проточный водоем. Отмечали изменение статуса «Спасовской» воды через год после освящения.

«Годичная» «Малая» вода становилась «Великой», чем и объяснялась возможность «приподнять» ею новую «Спасовскую» воду при освящении.

Статус воды также зависел от времени ее освящения — вечером накануне 19 января (она называлась вечерняя святая вода) или днем, в праздник (называлась утреняя святая вода). Различие в статусе также закреплялось в названиях: утренняя / святая, великая / вечерняя:

«Великая вода освящается вечером, она два часа только непростая, а святая вода. другая днем освящается, ее можно весь год пользовать. — Мы привозим две воды, утреннюю и вечернюю, одна разводится вода, другая – нет. Утрешня, она уже не разводится, так и пить её. А с вечерней, бери воды из колодца, свежей только надо, ну, или с реки ли, теперь три капли тут только капнешь, и можно пить уже, как святая вода она.




книги сказок

Другие традиции

В некоторых деревнях сохраняли несколько иные представления об освящении воды. Например, считали — в Водокрес вся вода святая. Чаще всего поэтому в поморских традициях предписывалось просто набирать воду в ключе в ночь на 19 января:

— На Водокрес воду берут с ключика в 12 часов ночи. Просто наберут и всё. До другого Водокреса пользуют, пьют, умываться можно ей.



Праздничная крещенская вода


Как проходил Водокрес?

Расскажу о традициях в эпоху двоеверия, которая, хоть и включала в себя службу в церкви (а у староверов – в безпоповской часовне), но по сути представляла собой древние магические обряды.

Праздник встречали постом. Накануне Водокреса совершали ритуалы с целью уберечь родственников от нечистой силы: рисовали мелом или углём кресты на окнах и дверях хозяйственных и жилых построек, окропляли водой жилища и скотину, «закликали» (приглашали) мороз на кутью:

— На Хрищение висимнатца-тово ввэчери оцэ крестики пишут на викнах, на двэрях. На окних, на двэрях, у скотыны на двэрях — кругом. Просто везде-везде крестов наставим и ложимся спать. Может, старые люди и заговоры читали... Утром встанешь, слава богу, все хорошо. Раньше говорили: святки будут уходить и могут с сабой что-нибудь унести, иль животину каку-нибудь, скотину. Все уголки обрызнули в доме, в сараях обрызнули.


Канун Водокреса, праздничная дата и последующий день отмечаются как единый праздник. Основным действием кануна является выбор и подготовка места для совершения обряда водосвятия. В близлежащих водоемах вырубалась прорубь в форме квадрата или равностороннего креста изо льда.

В день Водокреса собирались к проруби на водосвятие, возле которой устанавливается ледяной крест, облитый свекольным квасом. Святили воду (и не всегда это делали попы, а могли опускать в воду раскалёное железо), купались в освященной проруби, пели песни, Молодежь стреляет в воздух из ружей, выпускает из клеток птиц.

Разговляться на Водокос начинали с глотка святой воды, в семье строго следили, чтобы накануне во рту не было даже крошки. Употреблять пищу разрешалось только грудным и маленьким детям. В конце трапезы следовало обязательно начисто прополоскать рот.

Окунались ли раньше в прорубь? Согласно традиционным представлениям, обязательно очиститься святой водой должны были «шуликаны», т.е. те, кто рядились, надевали «бесовские личины» в период Святок.

Замечу, что традиция массового крещенского купания — новая. Наши старики не рассказывают о купании в проруби — не было принято. Собственно, умывались, а не окунались в прорубь с целью избежать переохлаждения (особенно женщины). Соприкасались со святой водой, как правило, путем обливания или умывания:

— Кто шуликался, это обязательно водой святой надо было облиться, хоть умыться.



Уделила большое внимание водокресной воде, как наиболее известной. И всё же, используя другую воду в магических целях полезно разделять «праздничную» (например, водокресную», от «новой, «старой», «холодной», «ночной». Об этом — в следующей статье.
На благо!