Поиск
Тайна: святочные шалости. Что мы можем сейчас себе позволить?

О каких святочных гуляниях идёт речь?

защитный обряд на коляду практикум

Будем честны перед собой!

По мне — назначенные государством или РПЦ даты мертвы.

Но каждому из нас стоит определиться, что отзывается в душе?



когда святочные гуляния славян, велесовы святки, славянские зимние праздники, васильев вечер


Нравятся назначенные государством каникулы, и ажиотаж подарков, подогреваемый торговыми организациями? Но это, надо сказать, не для христиан. Выходные государственные праздники противоречат положениям христианства, знаете? Собственно, нынешнее 1 января (по новому стилю) происходит во время поста перед православным рождеством 6 января (по новому стилю), так-что христиане, перестаньте нарезать салат оливье тазиками! Для вас это — грех! Выбирайте, что важнее — сытый желудок в ночь на 1 января или спасение Вашей души, отданной Христу.

Если вы — не христианин, то вам легче. Вообще, по жизни, а не только в этом случае. Если вам «всё равно», то государственные праздники хороши именно привычными поздравлениями, детскими утренниками, всеобщим ожиданием сказочного чуда, у многих — воспоминаниями детства.

Если, всё же, вы хотите повернуться (или, точнее, вернуться) к природному танцу кологода, то выбирайте сердцем — какой из Солнечных праздников Вам ближе.




О каких праздниках пойдёт речь?

В целом все славяне делили праздники на «большие» (связанные с движением Солнца) и «малые». Одна часть «больших праздников» отмечались по указу христианской церкви (храмовые—престольные, Пасха, двунадесятые), а другая часть «больших праздников» — те, которые были до христианства, во-время, и, наверно, будут всегда: встреча Солнца четыре раза, Коляды-святки и особые, заветные, отмечаемые целым поселением.

«Малыми», как правило, считались семейные праздники; праздники, в том числе и заветные, справлявшиеся одной деревней, входящей в крупное поселение; магические обряды, приуроченные к определенным датам (в том числе и поминовение Предков).

Главным отличием больших и малых праздников являлось время празднования: большие отмечали (то есть не работали) 1—3 дня, иногда — неделю; малые — обычно до 12 часов дня (то есть до обеда), реже — день.

А по кологоду магические обряды народа-земледельца распределялись так:

  • зимний святочный, с магической целью обеспечения благополучия в земледелии на весь год;
  • ранневесенний (февраль — март), связанный с подготовкой к полевым работам;
  • весенний — начало полевых работ (конец апреля — май);
  • летний (июнь — начало августа), направленный на охрану посевов;
  • осенний (август — середина октября) — жатва яровых и последующая обработка урожая.

Я же буду рассказывать о народном праздновании прихода молодого Солнца, который бытовал у нас на Севере в восемнадцатом-девятнадцатом столетии. Да что там! Народные обряды, о которых я буду рассказывать, выполнялись в наших краях вплоть до 40-50-х годов XX века, а некоторые — до середины 70-х.

Как было написано в конце девятнадцатого века:

«Отсюда становится вполне понятнымъ то нетерпение, съ которымъ молодежь, а отчасти и люди зрелаго возраста, ожидали наступления зимних святокъ, когда можно было развернуться во всю ширь русской натуры и веселиться напропалую целыя ночи напролетъ, благо эти удовольствия почти ничего не стоили. Веселились до упаду, до изнеможения силъ, проводя 7— 8 безсонныхъ ночей подрядъ»




когда святочные гуляния славян, велесовы святки, славянские зимние праздники, васильев вечер


Чем «святки» отличаются от праздника Солнцеворота?

День Солнечного Излома «по старому стилю» 11-12 декабря. Во время двоеверия этот день называли «Спиридон-поворот», или просто, «Солнцеворот».

В народе знали, что именно с этого дня солнце поворачивает на лето: «От Спиридона солнце на лето, зима на мороз». Собственно, во празднования солнцеворота жгли костры, а потом все вместе ходили звать солнце: «Солнышко, повернись, Красное, разожгись! Красно солнышко, В дорогу выезжай!» Скатывали с гор колесо, которое потом сжигали возле проруби: «Колесо, гори-катись, С весной красною вернись!»

День был повсеместно праздничным, девицы и молодицы выносили донца для прядева и скатывались на них с круч, дети с утра до вечера пропадали на горках — катались на салазках, ледышках, старых корытах и обледенелых рогожах. Лепили снежную бабу, играли в снежки, словом, творилось веселье.

Взрослым запрещалось в этот день работать, зато следовало совершить ряд магических действий, направленных на подготовку к урожаю следующего года и выяснение того, что уготовила природа в ближайшее время. Принято было «закармливать» кур гречихой из правого рукава, для того чтобы раньше неслись и проверить всё зерно для нового урожая. Это была подготовка перед большим празднованием «Коляд».

Почитайте тайну Праздник Коляда.

«Коляды», иными словами «святки», начинались позже, через пару недель после Солнцеворота. Слово «святой» означает «чистый», и первая неделя с 25 декабря (по старому стилю) считалась именно таковой. Их называли «святые вечера», а неделю после 1 января (по старому стилю) «страшными вечерами».

Помним, что это было начало зимнего святочного периода, с магической целью обеспечения благополучия в земледелии на весь год. Под влиянием православной христианской церкви Коляды — Святки стали связывать с рождественскими обрядами и отмечаться по церковному календарю — от Рождества до Крещения.

С введением в 1918 году «нового стиля» стало многое путаться в календарных датах, как и в целом, в головах.

Если «переводить» даты на нынешний официальный календарь, то Солнцеворот: 21 или 22 декабря, «святые вечера» Коляд: с 6 по 13 января, «страшные вечера» Коляд: с 13 по 18 (19) января.




Велесовы святки

Велесовы святки — это современная реконструкция, осмысление святок именно как магического времени. Бог Велес почитается как Бог Магии, Покровитель благополучия, поэтому такое понимание тоже верно.

Большими Велесовыми Святками называют двенадцать ночей до Водокреса, с 6 по 18 (19) января (по новому стилю). Иногда приписывают сюда ещё время с самого праздника Коляды, солнечного перелома. Обряды в конце декабря схожи с Велесовыми Святками: ритуалы предсказания, гуляния ряженых. Однако, волшебным временем, закладывающие благополучие будущего лета, почитают именно двенадцать ночей.

Здесь я опираюсь на существующие этнографические записи, поэтому буду называть время с вечера 6 по середину 19 января «зимними святками».





зимние праздники, магия рез, обряды зимней ночи


Что делали на Коляды-святки?

Зимние обряды в это время совершались всеми славянами, независимо от мест расселения:


  • поздравительные обходы дворов,
  • колядование,
  • магические действа с хлебом и зерном,
  • поминальные обряды в виде ритуальных костров из соломы («обогревали родителей»),
  • приготовление обрядовой еды,
  • гадания,
  • ряжение.

Ритуальными действиями крестьяне стремились воздействовать на природу, с целью получения хорошего урожая. При этом благими подателями считались Предки и Боги. Начало святок 25 декабря по старому стилю (6 января по новому стилю) знаменовалось торжественным поминальным столом, где непременным блюдом была кутья, а почетными гостьми — Духи Предков.

Посредине Коляд-святок отмечали Васильев ужин (нынешнее 31 декабря), его роль была в том, что он отмечал переход «святых» вечеров в «страшные», и возвращение Духов Предков к себе. Как видите, в нём не было никаких примет теперешнего «оливье с шампанским».

Завершение Святок отмечалось купанием в проруби, обливанием скотины и дома водокресной водой, словом, творили очистительные и защитные магические обряды.

И забудем уже про христианское освящение воды. Она и без того в это время святая и чистая.

Вы можете посмотреть встречу Магия славянских Рез. Обряды на чистоту Озёр,
Встречу Календарь традиционных обрядов. Январь


О колядовании, обрядовых песнях «виноградарьё» много уж мною сказано и написано. Как ни хочется рассказать подробности, всё же в следующей статье сосредоточусь на значении обрядовых кушаний.
На благо!