Тайна: старинные наставления к тому, как рвать травы

Травы в славянской магии: области применения

Эта тайна — продолжение статей, объединённых названием «Существует ли магия трав и деревьев». Эта тайна в целом о применении трав именно в магии. Мы считаем, что магия трав существует, и мало того, травы — близкие к нам божественные создания по сути. В травах и деревьях много жизненной силы и природный «вдох-выдох» приближен к человеческому.

Речь пойдёт о таких растениях, упоминающихся в старинных травниках:

адамова глава, архилин, ахтоном, верба, дягиль кудрявый, левуппа, ликопер, любит, могойт, молчан, одолен, осот, папоротник без сердца, перекоп, петров крест, плакун, пузырь, ратма, ризфазомраз, сириндарх херуз, солнешник, хелидония, царевы очи, царской двор, чапр, четверник; белой шелк, медветь, могильная, напахт, омела, парамон черная, царские кудри, цемравная, ябедник; перфянка, царь Сим, кокуй, малая купаленка и некоторых других.
травы в магии, применение трав в магии


Посмотрим, как применяют травы в магии.

Области применения трав в магии:

  • на взаимоотношения с другими людьми («…копать ея не просто и носить при сбе, то дух нечистой не прикоснеца, тот человек не боится врагов и супостатов, никакой порьчи, всяких чинов люди будут любить, кто ни увидит»):
○ с людьми вообще (люди, люди добрые, всякие люди, многи полки людей и т.п.),
○ с властями (всяких чинов люди, всякие чины, всякие власти, все власти, начальство, великие люди, великих чинов люди, судья, цари, князи, патриархи и т.п.),
○ с опасными людьми (враг, недруг, сопротивник, суперник, супостат, злой человек, злоковалственный человек, чарные люди, урочик, колдун, колдуница и т.п.),

  •  как апотропеи: от порчи, нечистой силы, беды и напасти («...и та трава носить при себе, и тот человек не боится нечистых духов ни днем, ни ночию…»),
  •  для лечения,
  •  помощи по хозяйству,
  •  налаживание семейной жизни,
  •  затрагивались «профессиональные» интересы: мельников, пасечников, охотников, воинов,
  •  общения с потусторонними силами,
  •  обретения сверхъестественных способностей.



В травниках, однако, отсутствует тема земледелия и спасения от стихийных бедствий и природной непогоды.


Во взаимоотношениях цель применения трав — изменение чувств к тому, кто применяет магические травы.

Вот что мыслилось как итог чародейства при взаимоотношениях с другими людьми в обычной обстановке:

  • люди и власти должны были любить его («и люди станут любить велми»);
  • не сердиться на него («…и носи тую траву при себе в чистоте, то никто на тебя не думает иметь сердца; кто был гневен, тот будет добр, т.е. всякой человек будет тебя любить…»;
  • покоряться ему («…добро тот корень носить на себе, ино люди любят, покоряются пред тобою и зла на тебя не мыслят…»);
  • почитать его, оказывать ему почести («…от людей честь будет и великою славою тот человек вознесется…»);
  • кланяться («…и тебе будут кланятися все власти, и честь тебе будет велика зело. А носить тот цвет в чистом воску с собою, куды не пойдешь, всегда имей ея в чистоте, здрава тя сохранит и всегда тебе честь творит при царех, и при князех, и при патриарсех, и при всех властех…»);
  • молчать, не говорить против («…носи при себе, то никто против тебя говорить не станет и зла думать не будет…»);
  • не мыслить зла («…кто ее носит при себе, никоторой человек на него сердит не бывает, хотя и недруг, то зла не мыслит…»);
  • любить («…куды изволишь итить к великим людем, и они тя станут любить и жаловать, аки мати младенца. Велми предивна сия вещь.»);
  • вежливо встречать («…где хошь итти, и тот человек приход являет добр…);
  • соглашаться с предложениями («…а кто ее носит, то всеми любим бывает и чин пожелаешь, то по прозбе все получить может…);
  • одалживать деньги («…к тебе люди признаютса добрые, и начнут тебя жаловать, и добрые будут, и много станут ссужать деньгами…»).


При общении с опасными людьми также речь идёт о чувствах, но теперь уже о преодолении страха того, кто носит траву с собой или внушение страха недругу:

  • смелость («…и та трава велми добра, аще кто ее берет <...> и носит на себе, и тот человек не убоитца врага, и злато человека во дни и в нощи…»);
  • храбрость перед врагами («...и у всякой власти одолеешь врагов своих»);
  • страшен врагу («…ту траву кто носить будет при себе в чистоте, тот будет очинь силен, и храбр, и страшен всем противным врагом…»).


Приводятся сведения о том, как травы помогают при разбирательстве в суде:

  • одолеть или «потягать» соперника в суде («…на суд пойдешь - суперника потяжешь…» (трава архилин); «...на сут пойдет, одолеет соперника своего…» (могойт); «…а естьли будешь с кем судится, то одолеешь своего соперника…» (папоротник без сердца); «...или с кем будешь судится, носи траву при себе, перетягаешь своего соперника…» (трава одолен );
  • снискать любовь судей («...или на суд пойдешь, возми с собою, и великих чинов тебя люди любят…» (растение ахтоном); «…пригодна корень носить при себе от суда, то всеми любим бываешь…» (медветь));
  • чтобы никто в суде не противился («…и кто сию траву носит на себе и никто противитися, не будет ни на воде, ни на пути, ни в суде…» (хелидония));
  • чтобы не осудили кривым судом («…и на суд итти, возми с собою, кривым судом не осужден будешь…» (царевы очи).


При применении трав как сильных оберегов предполагалось, что травы магически отгоняют нечисть и создают барьер от злого глаза, навета колдунов. При применении трав в магии для целительства считалось, что травы изгоняют болезнь, некое иномiрное существо, вредящее здоровью. При обретении удивительных способностей делалась ставка на волшебные особенности некоторых трав.





Удивительные сведения о применении магии трав хранит наш народ! Продолжаем обзор старинных травников. На благо!