Поиск
Тайна: магическая развилка

Дорога для Богов

Углы и развилки, дороги — вот тонкие места, через которые к нам проявляются Высшие — Боги и Богини Хранители. Где ставим капище в доме? В красном углу. Где опасаемся Водяного: на слиянии рек и протоков. Где зовём Лешего? На перекрёстке.

Вспомнилось чудное описание из книги Ольги Бояновой «Люди и Духи», где она описывает то, как Калик звал Лешего, чтобы тот помог найти потерявшихся детей:

— Старший калик между тем, собрав что-то в свой мешок, отправился в гости к Лешему. Пошёл, не оглядываясь, на перекрёсток лесной дороги, оставил на нём два яйца. Сам встал в сторонке, очертил вокруг себя круг посолонь лутошкой — очищенной от коры липовой палочкой, кинул под ноги соль и встал на неё.

Ждал довольно долго, потирая озябшие руки, растирая щёки и притопывая ногами. Наконец рядом что-то зауськало да засвистело, подхватило ветром шапку, сдуло и понесло. Калик не поддался, не ринулся догонять, не выскочил из обережного круга, а только покрепче утвердился ногами и тряхнул волосами, закрывая щёки. Тут уж и сердце ему задавило, и ноги ослабли, даже пришлось свалиться на землю и встать на колени, потирая руками грудь.

А кто-то невидимый пошёл вокруг противосолонь, скрипя свежим снежком и оставляя следы в полтора раза больше человечьих: «Тяп, тяп, тяп, тяп». Стало слышно, как шумит одежда и кто-то рядом шумно дышит, дышит, дышит. Тут калик выдохнул воздух, видно, что далось это ему с усилием, и прохрипел:

— Живе и здраве, Хозяин! Прими угощеньице, не обессудь ответить на один вопрос. Что-то чмокнуло, яйца исчезли, а на перекрёстке проявился седой старик невысокого роста, с ясными глазами и клюкой странника, с виду точно такой же, как и тот человек напротив, который сейчас поднимался на ноги в обережном круге и отряхивал снег с одежды.

— Ну, живе и здраве, калик перехожий, — нехотя поздоровался Леший. — Дело пытаешь или от дела лытаришь?





Для встречи с Духами мест и Домовыми обустраивали особые места, и, конечно, это были углы-развилки.



Чистое место для Кутного Бога

народная магия, магия развилки, развилка в магии

У вепсов и карел, сохранивших во многом дохристианские представления, существовало поклонение «Божествам Земли», а наиболее почитаемым из них был «Кутный Бог, сидящий в углу огорода».

Дело в том, что в таком углу находилось место жертвоприношений каждого конкретного дома, огороженное низкой оградой. Название этого кута-угла — «чистое место» само по себе красноречиво. Внутри ограды рос можжевеловый куст, перед ним был установлен можжевеловый крест и можжевеловая жердь, которую оплетал хмель. Перед жердью было три камня, под которые зарывали пожертвования. Последнее было делом одного только хозяина, женщин допускали сюда только единственный раз в их жизни, а именно по прибытии от венца.

Как вы понимаете, друзья, это уже было отмечено другое место силы, отличное от места захоронения праха. Это уж была дверь в Навь, к Предкам и Богам. Женщины не допускались из-за представлений о том, что женщина — сама врата в Иной Мiр, ведь через женщину сюда приходят Души, рождаются дети. Так что эта мера, скорее, защитная, оберегающая Ту, которая ближе мужчины к Нави.

Здесь речь не идет о похоронном обряде, культ духов земли — это традиции почитания Предков. Можжевельник считали деревом Первопредка, возможно, Бога Чура, потому что много именно защитных обрядов проводили с можжевельником. Возможно, культ можжевельника относится и к самому Богу Роду-Творцу.



Дорога Лешего

Хвойное дерево, у которого после отсечения вершины вместо одной верхушки вырастало две или больше, встречается не только на кладбищах, но и в почитаемых рощах, также на развилках дорог.

Дерево с развилкой (и расщелиной на просвет) однозначно воспринималось как указатель дороги в Иной Мiр. Рассказывали быличку вычегодских коми об охотнике, который пытался переночевать таким деревом, «но ночью его разбудил поднявшийся вихрь. С вихрем, исходящим из развилистой вершины ели, до охотника донеслись крики, требующие, чтобы он ушел с дороги. По народным представлениям через развилку хвойного дерева проходит дорога лешего. Считалось, что закрыть этот путь можно при помощи разведенного рядом с таким деревом костра.

Вихрь как признак явления Лешего присутствует еще в одном северном поверье, которое связано с магической развилкой: если кому хочется увидеть Лешего, то во время вихря он должен посмотреть в сторону его промеж ног и сквозь распяленные ручные пальцы.



Место обитания Водяного

По представлениям многих народов водные духи обитали в местах впадения в реку притоков или местах раздвоения русла реки, то есть в развилках, имеющих особый мистический смысл. Так, например, знаменитый «Обский старик», «рыбный Бог» всех хантов, обитал на слиянии Оби и Иртыша. Самое известное в округе священное место лесных ненцев находилось там, где река Лямин (правый приток Оби) расходилась на три рукава, а у селькупов обиталищем водяного считалась всякая развилка реки. Проезжая ее, обязательно бросали в воду кусочек пищи, лили напиток или кидали деньги.

В озерах на Европейском Севере такие места, как правило, находились в проливах, сужениях и раздвоениях вод, образованных островами. Например, «Железные ворота» на Водлозере, где обитает пречистенский водяной.

Имеются и другие приметы и обычаи, связанные с магическими свойствами воды в местах ее слияния. Здесь о водяных речи нет, однако видно особое отношение. Так, в Бородине Дмитровского уезда Московской области в день весенней пахоты 1 мая проводили магические действия с лошадью, направленные на обретение ею силы и работоспособности. Через решето, в которое были положены предметы, обладающие определенной жизненной силой (яйцо, к примеру), ее обливали водой от гривы до хвоста и обратно, приговаривая: “С гуся вода, а с тебя худоба!”. Воду же для обряда добывали из места стечения ручьев, зачерпывая ее по течению, при этом воду приносили домой, не оглядываясь назад.



Изображение домашнего духа-Домового

Говоря о развилке дерева (понимаемой как вместилища вместилища), стоит упомянуть также изображения родового или домашнего духа — Домового.

Изначально такой Чур выглядел как ветка или деревянная рогатка с придававшимися ей человекоподобными формами. Так, например, основой фигурки домашнего духа мог быть «всего лишь небольшой сучок, на котором оставляли две развилины в качестве рук».

Бытуют легенды, что первые люди, часто незавершенные их прообразы, были сделаны из дерева. Таковы в скандинавской мифологии Аск (ясень) и Эмбла (ива), которых символизируют деревянные фигурки раннего железного века, найденные в Шлезвиге. По форме это две рогатки с вырезанными головами и развилками на месте ног.

Такими были и хакасские тёсы — рогатки, обернутые кусочками шкурок, материи или бересты и изображающие духов. Большая часть хонгорских фетишей представляла собой березовую палку с развилкой вверху, между концам и которой натянут ремешок с пришитым к нему прямоугольным лоскутом материи. Узнали детскую рогатку, друзья?

В тех случаях, когда было необходимо заменить старую рогатку на новую, «старый фетиш относили в лес, где вешали на раздвоенную лиственницу». Другие кумиры представлял собой березовый прут с развилкой на конце.




народная магия, магия развилки, развилка в магии

Магическая развилка

Среди множества форм креста в различных традициях для нас наиболее интересны две: это так называемый вилообразный крест (Y) и косой крест (Х).

Обе фигуры используются у разных народов как в качестве родовых знаков (клейм или тамг), так и в качестве магических защитных знаков-апотропеев. Оба знака в раннехристианской традиции также были известны как кресты-распятия, несмотря на то что вилообразный крест собственно крестом не является, а изначально был, вероятно, символом Мiрового древа.

Известно, что изображение дерева, в частности развилки дерева, является наиболее частой родовой тамгой у всех народов Западной Сибири.



Знак середки Мiров

Вспомним знак Алатырь — восьмиконечную звезду, четыре соединяющиеся между собой развилки.

Что только не говорят – пишут! Например, что при своем нисхождении на Землю Вышний обращался в Камень. В разные эпохи он являлся разными Камнями (Горами, Книгами, Источниками и прочее), в том числе и Камнем Алатырь.

Другой рассказ такой: Бел-горюч Алатырь камень был явлен в начале времен. Его подняла со дна Молочного Океана Мировая Уточка. Алатырь камень был очень маленьким, потому Утка хотела скрыть его в своем клюве. Но Сварог произнес волшебное Слово, и камень стал расти. Уточка не смогла его удержать и уронила.

Там, где упал бел-горюч камень Алатырь, поднялась Алатырская гора. В любом случае возникновение Алатырь камня относят ко временам Сотворения мира. Бел-горюч Алатырь камень (олатыр, латыр, алтарь, вивтар) является началом и центром Мира, держит на себе Мировое Древо и источает живительные воды.

От «Алатырь» происходит слово «алтарь». На камне начертана мудрость Богов, Законы Мирозданья, заветы, которые они оставили нам, своим потомкам. Поскольку Алатырь камень уже несет на себе все обережные символы, все другие амулеты являются лишь малым его проявлением.

Из него выходят и в нем сходятся все дороги. Именно Камень Алатырь является Первой Развилкой, куда приходят и откуда выходят могучие Стихии Явного Мiра — земли, воды, ветра и пламени.

Именно на этом Камне любят отдыхать Боги. На Алатырь Камне отдыхает Бог Справедливости Перун, высекает из него искры, разжигает грозовое пламя и заваривает чудодейственный напиток – Живую Воду. Ну, а отсюда, с Перворазвилки и до проявления в Явном Мiре — один шаг. На Алатырь Камне растет Мировое Дерево, соединяющее три мира: Навь, Явь и Правь.

Алатырь точно так же, как и любая развилка — место творения. Рядом с Алатырем всегда горит Живой Огонь Сварога, Бога – Творца. Алатырь Камень олицетворяет могущество и бессмертие творчества. Когда Сварог ударял своим молотом по Алатырь камню, из его искр рождались Боги, а если искра попадала в человека, то зажигала в нем великую страсть к творчеству.

Алатырь является вечной и неуничтожимой основой, которая соединяет Ариев, Сколот, Антов, Славян, Русинов, всех «мертвых, живых и нерожденных» в единый Род.


Возможно, именно поэтому существовал давний обычай хоронить под деревом с развилкой, или укоренять такое дерево на могиле — чтобы уложить покойного поближе к Богам, облегчить путь его Душе. Посмотрим на это повнимательнее в следующей статье этой тайны.
На благо!