Тайна: магическая развилка

Магия можжевеловых крестов-развилок

Что Вы знаете о можжевеловых крестах?

Конечно, знаете о можжевельнике, широко применяемом в качестве магического средства. Наверно, и об обетных, нехристианских, крестах, до сих пор стоящих по всему Северу, слышали тоже. А какой важный, традиционный смысл придаётся можжевеловому кресту, наверняка для Вас окажется новым. Ну, а коли знаете этот сильный символ, то познакомьтесь с подробностями.

Материалы, которые используются в этой тайне — этнографические записи, сделанные в местах давних поселений вепсов и карел. Не секрет, что на русском севере мешались славяне и финно-угорские народы, образовав в настоящее время общность северных славян.

При этом магические представления, приёмы, знания очень похожи (то ли из-за взаимного проникновения, то ли из-за дальнего единого родового корня). Не будем сейчас углубляться в историю возникновения народов и переселения, обращаю внимание на то, что вепсы и карелы (называемые еще в начале двадцатого века «чудью») всегда считались сильными чародеями, поэтому изучить это магическое наследие чрезвычайно познавательно.

Речь пойдёт о магии можжевеловых крестов. Многие народы такими крестами отмечали те странные места, за которыми признавали особую тайную силу, способность открывать двери в Иные Мiры.

Надеюсь, вы понимаете, друзья, что здесь не идёт и речи о христианском распятии. Мы познаём сохранившиеся магические приёмы, да ещё какие! Связанные с общением ныне живущих с Мiром Предков и Богов.

народная магия, магия развилки, кресты можжевельник, развилка в магии, можжевеловые кресты, традиция ставить кресты


Кладбище — место перехода души в Иной Мiр

Можжевеловые намогильные кресты встречаются на территории проживания карел-людиков, вепсов и тихвинских карел в Карелии и Ленинградской области. У южных вепсов и в лютеранских приходах в Ингерманландии такие кресты иногда заменялись окоренной веткой можжевельника.

Можжевеловые кресты устанавливались и на могилах сету в юго-восточной Эстонии, у которых, вероятно, раньше существовал культ этого дерева. У тихвинских карел известны раздвоенные можжевеловые кресты, бытовавшие также у южных коми. По своему виду они сходны с намогильными карельскими карсикко и вожа у коми — деревьями с развилкой.



Давняя символика развилки

Этот обычай — ставить символ перехода в Иной Мiр, очень давний. Вспомним, что обычай хоронить прах от сожжённого тела, по крайней мере, у вятичей и кривичей встречается до XV века. В «Повести временных лет» Нестор Летописец писал:


…Аще кто умряше, творяху тризно над ним, и по семь творяху кладу велику и взъложахут и на кладу, мертвеца сожьжаху, и посемь собравше кости вложаху в судину малу и поставляху на столпе на путех, еже творять вятичи и ныне…

Потому, кладбище в ту пору, когда установится обычай ставить можжевеловый крест, был не местом, где лежат тела, а местом, где Душа, освободившаяся от земных одежд, прорывается и уходит в Мiр Иной.

Деревья на могиле всегда означали рубеж потустороннего Мiра, а многочисленные данные о ритуальном применении развилки дерева, реки, дороги и связанные с ней представления говорят о том, что в народном сознании развилка сама по себе является обиталищем некого хранения непознаваемой запредельной силы, границей миров, местом контакта со сверхнормальным, а также местом, с помощью которого происходило очищение и перерождение в новое качество.

Вот что подразумевали наши предки, устанавливая крест как воплощение «магической развилки».



Старинные старообрядческие кресты

У тихвинских карел, проживающих несколько южнее вепсской территории в той же Ленинградской обл., изготовление намогильных крестов из можжевельника было давним обычаем.

Известно, например, устное завещание грамотной книжницы И. И. Бирючевской (1895—1987): на ее могиле был установлен старообрядческий “вересовый” (можжевеловый) крест.

Экспедицией 2004 г. к тихвинским карелам было зафиксировано несколько десятков таких. Многие кресты делались из неструганого раздвоенного можжевелового дерева, к которому прибивали поперечину, часто уже из сосны. И даже больше — только некоторые кресты имели привычную форму, остальные представляли собой окоренные фрагменты деревьев, порой весьма необычной формы. В девяти случаях «крест» представлял собой «разветвленный ствол дерева» с обрубленными ветвями можжевельника, к которому была прикреплена поперечная доска. Вырезанные на досках даты указывали на вторую половину XIX в.

Можжевеловые кресты встретились и на кладбищах южных вепсов в 2003 г., хотя не в таком количестве, как у тихвинских карел. По сообщению из вепсской Радогощи их ставили на захоронение праха взрослых людей.




народная магия, магия развилки, кресты можжевельник, развилка в магии, можжевеловые кресты, традиция ставить кресты

Можжевельник с развилками

Собственно, можжевельник с развилками выполнял ту же роль можжевелового курса, что ещё раз подчёркивает важность не «креста», а «перекрестья, развилки».

По сведениям Л.П. Азовской у средних (капшинских) и южных вепсов Ленинградской области было обычаем высаживать над захоронениями можжевельник, который украшали разноцветными ленточками, также кусты можжевельника сажали на могилах девушек или детей.

У южных вепсов было принято втыкать в могилу умершего ребенка очищенную от коры белую ветку можжевельника с множеством отростков и привязывать к этим отросткам разноцветные ленточки. Также вместо креста в могилу иногда втыкали можжевеловую палку:


— Кресты всякие были. Самые простые — можжевельник высушить, окорить — вот тебе и крест.

Здесь интересно отметить, что главный инструмент сету (народ, иначе известный как «псковская чудь»)— это каннель (инструмент, похожий на гусли), который также делался из можжевельника. На этом “святом инструменте” было принято играть сразу после отлета души покойного.




обряды магии

Можжевельник и ель

Также часто сгибали ветки можжевельника, а к ним привязывали еловые веточки в виде венка.

О ели, как дереве, связывающим с Иным Мiром, можно почитать в тайне «Что вы знаете про встречу пяти на Перекрёстке?» и тайне «Магия деревьев».

На двух старообрядческих кладбищах были обнаружены можжевеловые кресты с изображениями животных и птиц.

Также существовали так называемые «деревья носилок», под которыми во время похорон по дороге на кладбище оставляли носилки, «смертные доски» (на них лежало тело), щепки от гроба, солому, веник и горшок, используемые для мытья покойника. На обратном пути под деревом разжигали костер и вещи покойного сжигали, а горшок разбивали о дерево. Этими деревьями были можжевельник и ель.

В том или ином виде развилка в качестве намогильного знака присутствует у некоторых сибирских народов. Например, шест с развилкой у ног покойного на могиле ставили алтайские теленгиты, в Хакасии в могильный холм вбивали деревянный колышек высотой 30-40 см, в основание которого лили напитки. Колышек был с развилкой на вершине, такие магические кресты ставили на могилах шаманов, они считались духами-охранителями могил.


Мы посмотрели на развилку как «врата смерти». Но и ещё знаем! Развилки — места, через которые приходят Боги-защитники. Посмотрим на это в следующей статье.
На благо!