Поиск
Тайна: магическая развилка

Рогатка, избавляющая от болезней и несчастий

У многих народов можно обнаружить особенное отношение к развилине, которая использовалась в обрядах лечения как место, куда «отправляют» болезнь. Согласно материалам этнографов, использовали связку из трех или семи можжевеловых ветвей, к которому после исполнения некоторых магических действий должен был «пристать» недуг, относили на развилку дерева.


Обрядовые действия с развилкой


народная магия, магия развилки, развилка в магии

Можжевеловый веник, после хлестания им больного в бане, поднимали на «третью развилку ели» — дерева, имевшего особую связь с лесными духами.

Верили, что охотник может обрести удачу, если в начале сезона перепрыгнет через горящий костер, в котором тлеют можжевеловые ветки и пролезет через расщепленный ствол рябины.

Так же поступали по отдельности с ружьем, ловушками и собакой, если их преследовала неудача. Снять с себя невезение в промысле можно было, отправившись в лес в очень сильный мороз. Раздевшись донага, следовало руками расщепить тонкую рябину и, привязав к ней в трех местах красные нитки, пролезть через развилку.

Охотники для очищения от предполагаемой порчи пролезали с оружием и всем своим инвентарем сквозь искусственно сделанную развилку — на лесной тропе они выбирали сосну, ствол которой раскалывали надвое, а образовавшуюся расщелину распирали клиньями. Чтобы остановить появление уродливого приплода, оленеводы протаскивали телят-альбиносов через развилку дерева. Чтобы избежать воздействия враждебных духов, борясь с неудачей на промысле или с мором оленей (а также в определенные календарные праздники), делали развилку из дерева и совершали магический обряд очищения, проходя сквозь него и окуриваясь дымом багульника.

Запирали в развилке «злых духов» — в развилку знающий вначале «вселял», а потом защемлял приготовленную статуэтку злого духа.

Похожее удержание в разветвлении злокозненного духа, болезни или неопределенной «маны» с плохой для человека силой видится ив обряде излечения человека от воровства. Здесь происходит магический перенос «духа болезни воровства» на расщеплённое дерево. Больного пронимают через три расщепленных дерева. После этого деревца вырывают из земли и топят при помощи камней в пороге реки, при этом говорят:


— Живи, зло в бурном пороге
Чтобы не ломало чистых
И не валило освященных.



Что же такое развилка в магическом смысле?

Магическое свойство развилки, отмечаемая ею граница между Мiрами, использовалось как в случае возможной, гипотетической порчи (вспомним пролезание через щель в начале промыслового сезона), так и для борьбы с уже свершившейся порчей или болезнью.

При этом наблюдаются два интересных магических свойства: конкретное очищение «от скверны» при помощи запирания зловредного духа в самой развилке и более общее использование развилки как средства перехода из одного состояния в другое. Конечно, здесь прямое проявление способов пронимальной магии (об этом в тайне «Пронимальная магия», открытой для желающих знать больше).



Возвращение потерявшихся

Вспомнилось ещё одно магическое действие по возвращению потерявшихся в лесу (коров, людей). Потерявшиеся в лесу считались попавшими под действие лесных потусторонних сил, «скрытых лесом». Потом, когда имена (или клички) потерявшихся выкликали через развилку двух растущих из одного корня и скрученных вместе сосен, то это считалось действенным способом того, что пропавших вернут.

«Связывание леса» в случае потери скота — например, связывание растущих по обе стороны лесной тропы деревьев или связывание вместе красной ниткой трех, растущих из одного корня молодых побегов, считалось сильным способом воздействия на духов леса и возвращения нарушенного равновесия. Знающие увидят здесь силу традиционных науз, конечно.



Обряды для изгнания болезней

В качестве подношений духам болезней (наводящим на людей сумасшествие) на севере «приготовляют девять щербатых пирожков, в деревянные жбаны наливают пиво. Из дерева делали фигуру свиньи или петуха. Полагается еще шкурка хорька, бечева, свитая из белых и черных волос и двухразвильчатая вилка из дерева.

Для лечения опухоли между пальцев рук использовали разветвленный березовый прутик, а детский недуг, связанный с отсталостью, лечили «с помощью специально хранившегося прутика с тремя разветвлениями».

Собственно, народный лечебный ритуал — это всегда общение с потусторонним Мiром, и он предполагает, что к помощи подобных предметов (в том числе к «ведьминой метле» — густо наросших и переплетенных в виде гнезда веток деревьев) обращались для установления контактов с духом болезней.

Вот как передают:


— Когда отправляются в лес, то для удачи и охраны охотника от всяческой порчи берут трехразвильчатую хвойную ветку, плюют на нее и бросают назад через плечо, приговаривая: Хвоя в помощь, развилки в пособь!


Магические развилки помогают также вернуть украденную дичь:


— Дичь принесут обратно, если взять оставшееся на земле рядом с ловушкой перо, положить внутрь каплю ртути и ячменное зерно, воткнуть перо в гнилое дерево или положить в воду, и трехразвильчатой вицей ударить его три раза, говоря: «Ищи свое!»




народная магия, магия развилки, развилка в магии

Мутовка — магический предмет с развилкой

Любопытно, что знающие часто использовали магический предмет с развилкой — деревянную мутовку, сделанную из вершины молодой сосны с несколькими развилками. Живым магическим деревом подобной формы считался «леший стол» — так именовали встречавшиеся в лесу низкорослые елки с плоским верхом, ветви которых образовывали густую поросль с множеством развилок. На верхушке такой ели охотники оставляли в качестве жертвы для Лешего хлеб или какую-то часть добытого зверя или птицы.

Возвращаясь к магической мутовке — её относили в лес, а именно, в муравейник, в случаях, когда надо было задобрить Хозяина Леса — например, для охраны скота, охотничьей удачи и спасения заблудившихся.

О связанном с мутовкой вредительском колдовстве упоминается, например, в материалах 1888 г.: речь идет о медведе, которого колдун «поднимает медведя» для нанесения увечий скоту. Это, по описанию, делалось при помощи вырубленной в лесу и подвешенной на дерево мутовки, где она крутится под воздействием ветра. После этого остановить медведя можно, только найдя эту мутовку и захоронив под его следами в земле.

Известны обычаи магического применения мутовки в свадебном обряде, кроме того, её использовали в зимних гаданиях и была атрибутом ряженых колядовщиков.

Среди магических предметов с развилкой на конце можно упомянуть свадебные посохи северных знатков, применяемые на свадьбах — это были мутовки или развильчатые мотовила (Вам они могут быть смутно знакомы как инструменты для намотки ниток. Ещё одно вспомнилось — вилкообразные птичьи кости использовались как любовные амулеты (коноки).




обряды магии

Что из этого получается?

Развилка дерева, реки, дороги, по мнению знатков, являются:

  • временным или постоянным обиталищем потусторонней силы,
  • границей Мiров, местом контакта с Духами и Богами,
  • местом силы,
  • проходом в наш Мiр и злых порождений, навий,
  • местом, с помощью которого происходило очищение, освобождение от болезни (вселившихся в тело злых духов), перерождение в новое качество, приобретение утраченной жизненной силы и нового духа-охранителя.

Установка на могиле развилки из дерева — разветвленного можжевелового креста, развилистой можжевеловой ветки, обрезаемого впоследствии в виде рогатки куста можжевельника — является знаком захоронения тела и обитания душ и маркером границы потустороннего Мiра.

Учитывая опасность духа покойного (бродячей души) для живых, эти действия были одновременно и способом его удержания при помощи магической развилки.

Основная задача погребального символа развилки, по народным представлениям, — это остановить мертвеца или его душу, когда он будет стремиться обратно в свое жилище. Однако развилка на могиле выполняла ещё одну роль: в качестве ритуального символа обряда перехода оно служило инструментом для будущего перерождения и возрождения души в ином Мiре.


Ну что ж, не всё ещё написано, но пора остановиться. Проверьте свои представления, отвечая на тест, напишите свои впечатления в обсуждении.
На благо!