Поиск
Уходящая магия старообрядцев

Общественный строй старообрядцев

Сейчас, в период разобщения обычных людей и правящей элиты, у многих возникает вопрос: «Как должно быть устроено справедливое общество, дающее возможности для всех людей?». Друзья, за примером далеко ходить не надо — просто посмотрим, как была устроена общественная и семейная жизнь старообрядцев во времена, не столь отдалённые.

общество старообрядцев, община старообрядцев


Принцип самоуправления

Старообрядцы опирались на национальные традиции, взяв за основу институт земства с его практикой советов, сходов, выборного самоуправления, принципами общинного пользования капиталом. Благодаря этому старообрядцы смогли создать предпринимательскую деятельность, лишенную хищнического отношения к миру.

Все участники общины старались сохранять здоровье человека, и самым важным было понятие «чистота» — нравственная и телесная. Старообрядческим обществом поддерживались социальные нормы трезвости и отказа от табакокурения.




Сохранение праведности — основная идеология

Мировозрение старообрядцев требовало сохранение мира, созданного Богом. Старообрядец как земледелец и скотовод не пытался довлеть над природой, он встраивал свое бытие в ее природные ритмы. Важно было брать у природы ровно столько, сколько нужно для жизни.

Такое бережное отношение к окружающему основывалось на ответственности каждого за сохранение праведности вокруг. Это, казалось бы, простое нравственное усилие, определяло быт и жизненную позицию каждого представителя общества староверов.




Внешность как отображение внутреннего мира

Известно, что людям с привлекательной внешностью больше доверяют, а сильным и высоким людям предпочитают отдавать право принятия решений.

Современные исследователи староверов и очевидцы, отмечают у староверов исконные славянские физические данные: высокий рост, внешнюю красоту, утонченные черты лица. Так, М. И. Орфанов, побывавший у старообрядцев, писал:


«Мало того, что красивых между ними очень много, они к тому же весьма крупный, сильный народ. Старики же бывают такие красивые, сановитые, что прямо просятся на полотно. Они могли бы послужить натурщиками для божественных сюжетов».




Поведение

К привлекательной славянской внешности добавлялись выносливость, физическая сила и здоровье. Все это не могло не вызывать уважения и восхищения у людей, проживающих рядом. Значительное превосходство в физической силе староверов служило серьезной заявкой на победу в случае конфликтного столкновения, что также не могли не осознавать и не принимать во внимание соседи. Сами потомки староверов и по сей день в качестве одной из своих отличительных черт отмечают «боевитость», умение защитить и постоять за себя.




Здоровый образ жизни

Хорошее здоровье и выносливость достигались благодаря особой заботе о здоровом образе жизни. В семьях и общинах строго запрещались винопитие и табакокурение. Заботились и о здоровье потомства, поэтому к заключению браков относились очень внимательно. Браки заключались преимущественно в своей среде, со своими единоверцами.

Однако при этом строго запрещалось кровосмешение, с этой целью перед заключением браков тщательно проверялось наличие родства до седьмого колена.




Язык общения

Религия староверов определяла допустимые и запрещенные формы речевого поведения. В своей среде старообрядцы ценили такие качества личности как сдержанность, умение говорить по существу дела. Неоспоримым свидетельством тому служат неодобрительные отрицательные высказывания в адрес многословных, крикливых, их называли «ботало», «зуда», «брякало», «пейка», «самопрядка», «шалоболка», «брехуша», «тряпалка». Но любили и тех, кто «не лез в карман за словом», умел вовремя включить в разговор острую фразу, мог дать собеседнику емкое и «разящее наповал» прозвище. Существовал строгий запрет и на ругательства, а тем более на нецензурную брань.




Семья

Жили староверы в большинстве случаев небольшими семьями, состоящими из мужа, жены, детей и престарелых родителей; изредка попадаются семьи, состоящие из родителей, нескольких женатых и не отделенных сыновей их, даже приживальщиков, но такие семьи — редкость.

Иногда вместе со стариками-родителями и одним из женатых сыновей живет вдова умершего сына или брата, но это бывает только в тех случаях, если у вдовы есть дети и она живет в большой дружбе с остальными членами семьи. В другом случае — вдова живёт отдельно.

Есть случаи, когда в семье живет старая дева-сестра или тетка домохозяина и к ней семья относится с большим почтением, как к «божъей невесте».

Главой семьи издавна является отец, его слово — закон для всей семьи, даже старики родители слушаются своего сына, считая его кормильцем всей семьи. Конечно, есть случаи, когда фактическим главой семьи является женщина, но она не высказывает своего влияния на мужа, и он действует как бы самостоятельно.

Есть также семьи, в которых мать является главой, и ей подчиняются даже пожилые женатые сыновья, но таких семей мало, это, так называемые, вдовьи семьи.

Кто бы ни был главой семьи, все остальные относятся к нему с большим почетом и уважением, он дает тон всей семье, от его воли зависят все домашние, без спроса главы семьи не начинается работа, не покупается одежда и так далее.

Без разрешения главы семьи дети не могут даже идти на гулянку и вечеринку. К старикам-родителям глава семьи относится в большинстве случаев почтительно, спрашивает их совета в делах, заставляет также почтительно относиться и остальных членов семьи.

Большинство еще до сих пор боится проклятия отца или матери, придерживается того взгляда, что благословление родителей воздвигает дома, а проклятие их все разрушает.

Приводят даже такие рассказы, когда у одного человека после того, как он оскорбил мать, а она его прокляла, переболели и умерли дети, пропал скот, а также со временем исчезло и все имущество.

С женой глава семьи обращается большей частью ласково, часто советуется о делах, иногда даже подчиняется ее советам и только в одном отношении пока еще не признавали старообрядцы равноправия женщины — это в земельном. Многие не хотят наделять землей женщин, ссылаясь на то, что женщины не будут отбывать всех общественных повинностей, не пойдут в армию и так далее.

Жена, относясь с уважением к своему «хозяину», во многих вопросах имеет громадный вес, да и нельзя иначе: ведь весь дом лежит на руках женщины и от ее желания, уменья и хозяйской сметки зачастую зависит благосостояние дома. Кроме того, на женщине всецело лежит воспитание детей и тут она уже имеет большое право и часто муж уступает в этих вопросах жене. Но, несмотря на это, женщина никогда не выкажет того, что она имеет какое-то значение в доме, наоборот, она всегда ссылается на мужа. Обратитесь к ней с каким-нибудь вопросом, касающимся хозяйства, — она отвечает: «я никого не знаю, хозяина нет дома, наше — бабье дело, ково мы, ну, ково с бабы спрашивать?».

К детям родители относятся очень хорошо; любят и не стесняются большим количеством их, — «бог даст, куда их девать», — ласково обращаются с ними. Очень редко бьют и ругают особенно не бранят «черным словом», боясь худых последствий, ласковые названия — «бравенькой», «бравенькая», «голубушка», «милый» и т.п. — часто слышатся у старообрядцев по отношению к детям.

С самого раннего детства ребёнок старообрядцев имел большую свободу. Урвавшись от хозяйственных забот, мать все же успевает приласкать своего ребенка, переменить ему одежонку, вымыть лицо. Маленького ребенка мать чаще «наблюдает», ей приходится кормить его грудью, «пеленать», чего еще не каждая маленькая нянька сделает.

Но чаще всего ребенок остается на руках бабушек, которые заменяют ребенку мать. Бабушка в большинстве является первой руководительницей ребенка, она любит его и пользуется его взаимной любовью; иногда ребенок так привязывается к ней, что его трудно с ней разлучить. Бабушка направляет его ум в ту или иную сторону, учит его первым жизненным навыкам, внушает ему правила нравственной жизни и первая учит его религии.

С 8-9 летнего возраста детей начинают понемногу приучать к кое-какой работе. Мальчика отец берет с собою в поле, приучает его бороньбе, к уходу за лошадьми и т.п., девочку мать усаживает за пряжу конопли и шерсти, а также учит ее шить разные необходимые для себя вещи, вязать вареги и чулки и следить за порядком в доме. Конечно, работают дети понемногу, но иногда в таких семьях, где все мальчики и только одна среди них девчурка, она является в 9-10 лет уже серьезной помощницей в доме.

В 9-10 лет мальчиков, реже девочек, учат грамоте, до революции, главным образом, церковно-славянской, которой обучали уставщики и начетчики. За учебу родители платили и деньгами и натурой; «швецкую еретицкую грамоту» старообрядцы не признавали и не хотели отдавать детей в гражданские школы, открытые правительством, считая грехом учиться в такой школе, где нет закона божья и славянской грамоты.




общество старообрядцев, община старообрядцев


Грамотность и книголюбие

Отличительной особенностью старообрядцев была грамотность. Современников в старообрядцах в начале прошлого века поражало их отношение к книге. При переездах они везли огромное количество книг, которые затем переписывали и бережно хранили.

Старообрядцы особое значение уделяли сохранению значимости слова. Трепетное отношение к слову привело к появлению техники чтения, в рамках которой сформировалась особая языковая норма. Отступление от нее воспринимается не только как неправильно обозначенное, а приобретает противоположный бесовский смысл. Сейчас и мы, друзья, стараемся восставить смыслы русского языка. Старообрядцы изо всех сил пытались сохранить язык и не допустить его искажения.

Техника чтения, требовавшая особого внимания к тексту, способствовала формированию развитого мышления, воспитанию острого ума, который и оттачивался в спорах с иноверцами. Это оказывалось очень полезным в практической деятельности.




Природопользование

В процессе хозяйственной деятельности старообрядцами выбирались наиболее действенные способы природопользования. Будучи прагматиками, они очень рационально использовали лесные богатства, заботясь при этом не только о своей пользе. Несмотря на обилие природных ресурсов, они создали систему очень бережного и щадящего использования пахотных, сенокосных и охотничьих угодий, животного и растительного мира. Религиозность спасала старообрядца от потребительства: используя богатства природы, он не брал от нее лишнего.

Другим важным фактором выступал общинный уклад старообрядцев, способствующий развитию самоуправления, он обеспечивал большую успешность в действиях по охране природы. Совместно устраивали загоны для спасенных диких изюбров. Действовали обязательные для всех правила охоты, сбора дикоросов, запрет убивать детенышей и самок с приплодом, запрет на хищническое отношение к сбору ягод. Совместно очищали реки от старых деревьев. Определялись и строго соблюдались сроки на охоту. Повсеместно спасали диких животных во время сильных снегопадов и холодов, подкармливали обессиленных животных.

Хозяйственность старообрядцев, их организованность обеспечивали сохранение чистоты в лесу: рубка и обработка деревьев превращались в безотходное производство.

Старообрядцы, спасаясь от гонений, часто оказывались в местах, где земледелие не могло обеспечить нормальное проживание семьи, тогда они перестраивали свои промыслы, использовали все возможности, которые давала окружающая природа- охоту, рыболовство, сбор дикоросов, соболевание, заготовку пантов изюбра.

Переселенцы за короткий срок выясняли ценные и пищевые свойства дикорастущих растений: грибов, орехов, ягод, кустарников. И научились их использовать с большой выгодой для себя. Но всегда, согласно старообрядческой этике, практиковались только безвредные формы сбора лесного урожая дикоросов.




Отношение к труду

Трудовое поведение определялось убеждением в необходимости ежедневного упорного труда как естественного состояния человека, закрепленного религией. Существовало убеждение, что только труд способен воспитать человека и только трудом можно сохранить мир, созданный Богом (а это убеждение было основополагающим).

Целью усилий было не стремление к получению прибыли, а создание необходимых условий для сохранения общины, возможности отправления религиозного культа и, самое главное, строительства церкви, которая становилась ядром созданного старообрядческого поселения.

Церковь у старообрядцев, как уже много раз обсуждалось, — это место, в которых не было попов-посредников общения с Богом. Это место, куда каждый мог прийти для встречи с Высшими Силами.




Общественный капитал

Купец-старообрядец, особенно в первом поколении, был истым верующим, который свято верил, что его деятельность «спасет его душу», так как является «богоугодной» и направлена на спасение от «антихристов» истинной веры. Соответственно, каждый начинающий купец-старообрядец знал, что его дело важное, от его успеха будет зависеть не только благосостояние, но и сама жизнь многих его единоверцев.

Все купцы участвовали в сборе средств в общественную казну, которая использовалась для заботы о сиротах и нетрудоспособных, обучения детей и взяток светским и духовным властям для строительства общинного жилья и выкупа общинников-старообрядцев из крепостной зависимости.

Старообрядцы создали систему экономической поддержки общинных хозяйств и формально частных предприятия членов общин (которые организовывали из общей казны).

Отличительной чертой купцов-старообрядцев было подчинение по иерархической лестнице более богатым купцам-старообрядцам, которые верховодили в братстве. Они знали, что всегда получат от богатых купцов-староверов финансовую и организационную поддержку: те по просьбе менее состоятельных собратьев всегда дадут денег в безвозвратный долг, помогут реализовать товар на ярмарке, доставят товар к месту реализации.


Вот так, через семейное воспитание, принятие духовных ценностей и общественное самоуправление, обеспечивалось весьма небедное существование староверов.
На благо!