Поиск
Уходящая магия старообрядцев

Старообрядчество и «язычество» — что общего?

Расскажу о наших северных старообрядцах, которые этнически представляли собой смесь новгородцев, спасающихся на Севере от религиозных гонений со стороны «новой христианской церкви» и карело-финских народов, проживающих на этой территории: вепсов, карел и финнов.




Почему важно знать о старообрядцах?

В 16 веке старообрядцы двинулись в наши северные земли, унося свои "старые обряды". Здесь они встретились с северянами-староверами, которые никогда не забывали Старых богов.

Старообрядчество и язычество

Надо сказать, что старообрядцы, хотя и говорят о вере в Христа, на деле совершают те самые, дохристианские обряды. Например, у северных старообрядцев провозглашена "безпоповщина" — то есть везде на Севере стояли часовни, в которых люди могли обращаться к Богам без посредников.

Образ Бога, к которому они обращаются, странным образом похож на Бога Рода-Творца Природы. Вера старообрядцев, которую мы хорошо знаем по сохранившимся документам, была круто замешена на «языческих» представлениях. Буду использовать слово «языческое» как «до христианское» мировозрение.




Как возникло двоеверие?

Мне нравится, как М.Н.Никольский объясняет возникновение двоеверия:


«Не будучи в силах достичь действительного превращения днепровцев в христиан, видя тщетность убеждений, что языческие боги не существуют в действительности, а существует один лишь христианский бог, греческие священники пошли на такие же уступки прежней вере, какие в свое время была вынуждена сделать и греческая церковь: они признали существование всех бесчисленных славянских богов, приравняв их к бесам, и признали святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на месте прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие. Но этот прием не достиг вполне своей цели. Не говоря уже о народной массе, которая, благодаря ему, могла изменить только номенклатуру, но не содержание своих верований, он открыл широкую дорогу для двоеверия и среди верхнего слоя киевского общества».


Хочется вспомнить, как происходило принятие христианства на Руси. Вопреки достаточно примитивному и назойливому толкованию, что его приняли чуть ли не в один день, причем именно от «греков», процесс этот на деле протекал более сложно.

Христианство проникало на Русь в разное время (в том числе и за более чем столетие до крещения Руси князем Владимиром) и разными путями. И на первых этапах явно отличалось от византийского, а тем более римского.

На севере ещё в середине XVIII века христианство в его «новом» виде присутствовало очень слабо. И только в середине XIX века духовные центры старообрядцев были разгромлены, пал последний оплот старообрядцев — Соловецкий монастырь.




Много ли было «раскольников»?

Тем не менее приверженцы старообрядчества до 17 апреля 1905 года в Российской империи официально именовались «раскольниками» и преследовались церковными и светскими властями.

Однако репрессии царского правительства против старообрядцев не уничтожили это течение в русском христианстве. В XIX веке, по некоторым мнениям, до трети русского населения были старообрядцами. Старообрядческое купечество богатело и даже отчасти стало основной опорой предпринимательства в XIX веке.

В противостоянии Русской Православной Церкви и старообрядцев мы видим противостояние дохристианских представлений о мире, о правилах поведения. Если учесть, что эти представления у северных старообрядцев самым естественным способом смешивались с «языческими» представлениями карело-финов, то внимательное рассмотрение того, как был выстроен религиозный культ и быт, очень интересно с точки зрения реконструкции дохристианских верований и правил поведения.

Не будем «зацикливаться» на упоминания Исуса в культе старообрядцев — кстати, даже имя Бога старообрядцы писали по-своему, возможно, это был Другой Бог?

Недаром этнограф Н. Харузин в 1887 г. с удивлением отмечал в русских деревнях Пудожского уезда засилье языческих представлений и слабость православной веры. Он даже посчитал, что там проживало не русское, а какое-то «инородческое племя». В церковной публицистике конца XIX века отмечалось, что «карел шаток в православии, но крепок в расколе». Суть раскола с его толками и течениями была все же усвоена карелами формально, во многом население наших северных краёв придерживалось дохристианских верований.


А сосредоточимся, друзья, на рассмотрении того, как старообрядцы выстраивали своё служение Богам.
На благо!