Тайна: Традиционные обрядовые кушанья. Календарь
Весну-красну несколько раз зазывали, и один из прекрасных дней связан с Призывом не только Солнца-Ярило, но и Лёли-красы. Первый раз делали это 8 или 9 марта. Второй раз — уже после астрономического явления весеннего солнцестояния, 22 марта. В христианской традиции день называется «Сорок мучеников», но странным образом народные традиции этого дня говорят нам, что даже под таким названием люди по сути встречали весну и весеннее Солнце.
Закрепившееся название этого дня «сороки». Прежде чем расскажу о печенье «жаворонки», упомяну ещё о двух обрядовых выпечках, которые внешне объясняются христианскими традициями — печенье «Лествицы» и печенье «Кресты».
Печенье «лествицы»
Во время весеннего равноденствия делается, на мой взгляд, прекрасное обрядовое печенье, которое называется «лествицы» («лестницы»). В отличие от «тетёрок» и «козуль», пресное ржаное тесто засыхает в тот же день, поэтому должно быть съедено сразу. Несмотря на смысл, привнесённый христианством, у этого печенья важное значение — путь к Небесам, возвышение Души.
Тесто для этого печенья такое же, как у «крестов», которые пекутся в этот же день, так что сделать их можно одновременно.
Печенье «кресты»
На «сороки» пекутся печенье «кресты» по числу мужчин в семье, не исключая малолетних. В один из хлебных крестов запекается деревянный или медный крест. Кому он в праздник достанется, тот должен засевать хлеб весной.
Надо сказать, что от христианства тут мало что осталось — крест совсем не является собственностью этой религии (вы можете посмотреть дохристианские кресты здесь), ну а обряд, связанный с богатством и земледелием — исключительно народный.
Посмотрим, какие действительно народные поверья и магический смысл вкладывался в ритуальные действия с «крестами».
Совершенно ясен первоначальный магический смысл выпечки таких печений. Это являлось как бы подготовкой к севу. Печение перед посевом обрядового хлеба должно было способствовать новому урожаю, дать силу как земле, так и пахарю, его лошади или волам. Показательно, что у белорусов выпекали также печенье в форме земледельческих орудий — аграрная магия выступает здесь совершенно явственно.
Происхождение обычая — несомненно очень древнее, и не случайно он в сходных формах был распространён повсеместно у всех восточнославянских народов.
К середине христианского поста этот пережиток древнейшей сельскохозяйственной магии не имел никакого отношения и был приурочен, очевидно, по аналогии — «крестопоклонная» неделя и печенье в форме креста (возможно, впрочем, что форма печенья несколько видоизменилась под воздействием христианства).
Печенье кресты (крестцы) пекли в среду (кое-где в четверг), русские — обычно из ржаной, украинцы — из пшеничной муки. Как уже упоминала, печенье пекли по числу мужчин, и их съедали в тот же день, иногда давали и скоту. В некоторых местах вместе с другими крестами пекли три особых, в один из них запекали монету. Их хранили в посевном зерне, а когда выезжали первый раз сеять, брали с собой, обходили с ними три раза ниву, затем разламывали, и тот, у кого оказывалась монета, начинал сев. Кресты, которые были принесены на поле, съедались.
В некоторых местах пекли кресты и катухи (шарики). Катухи скармливали овцам, а с крестами выходили в поле, или вместе с крестами пекли маленькие лепёшечки, их в тот же день давали скоту, а один крест закапывали в овес. Его брали с собой в поле и съедали, когда начинали сеять, чтобы «овес ровный был».
Словом, какие бы ни были магические приёмы, смысл остаётся один и тот же — магический ритуал, выполненный в Весенний Излом Солнца с целью обеспечить плодородие и благополучие скота в этом году.
Так как испечённым в «сороки» крестам стала приписываться магическая сила, они в некоторых местах стали применяться не только при посеве, но и в других случаях. Так, в Московской губернии их иногда хранили «до Егория», когда давали их коровам и лошадям. В Сибири их ели для здоровья. У украинцев-пчеловодов, когда выставляли улья, растирали это печенье в порошок и всыпали в мёд, которым кормили пчел.
Использовали кресты и как целебное средство, и как оберег. Так, в Нежинском уезде Черниговской губернии ими лечили «од прыстриту», «од поганкы» и других болезней (Малинко, 1898, 162). Белорусы клали кресты-печенье в закрома с зерном мукой — «щоб бясовская сила ни паскудила» (Романов, 1912). Использование же крестов для гадания о личной судьбе было, конечно, уже позднейшим осмыслением обряда.
Есть и свидетельства о том, что ритуальное действие с печеньем «кресты» использовалось в обрядах вызова дождя — в случае засухи женщины делали обход по селу: «Подайте «крест», подайте другой, обмывайте водой», им подавали печение «кресты» и поливали водой.
Это свидетельствует, что сбор крестов был не просто забавой, а магическим обрядом вызова весеннего дождя, необходимого для всходов и роста посевов. Об обливании говорится и в детских песенках: «Чем хошь поливай, только крест подавай»; «Подавайте крест, обливайте хвост» и т. п. Заклинание на дождь было важной частью весенних аграрных обрядов. Об этом говорят заклинания, ставшие детскими песенками (например: «Дождь, дождь, на бабину рожь»), распевавшимися весной.
Потому, друзья, сами видите — магия здесь творится народная на благополучие, а вовсе не по поводу какого-то христианского праздника.
Как испечь такое печенье
Тесто для печенья «крестов» и «лествиц» одинаковое: 2–2,5 стакана ржаной муки; 3 ст. л. меда; 1/3 стакана постного масла; 1/3 ч. л. соли; 1 ч. л. молотой корицы В постное масло добавьте 1/3 стакана горячей воды, растворите в этой смеси мёд, добавьте корицу и соль. Постепенно всыпая просеянную муку, вымешивайте тесто до плотного, хорошо держащего форму. Слепите из этого теста лесенки, обсыпьте мукой, уложите на противень и выпекайте в разогретой до 180 °С духовке до готовности, примерно 10 мин.
На благо!