Тайна: как сейчас называют травы из старинных справочников?

Царские травы — панацея по мнению нашего народа!

царские травы

Вот перечень царских трав, встречающихся в старинных заговорниках:

«Царь царей»:
  • семитар (чёрный па́поротник Matteúccia struthiópteris)
  • адамова голова (башмачок крупноцветковый Cypripedium macranthum Swartz)
  • девятисил Inula helenium
  • верес (можжевельник Uniperus communis L.)
  • плакун (дербе́нник иволи́стный Lýthrum salicária)
  • царь Симан (осот Sonchus)
  • аир обыкновенный Ácorus cálamus
  • колюка, кликун (дурни́шник обыкнове́нный Xánthium strumárium)
  • царь Сим (полынь болотная Artemisia palustris)



«Царь, царик» — ятрышник-дремлик Orchis morio L.

«Царь-трава»:

  • аконит Aconitum Lycoctonum
  • ясенец белый Dictamnus albus L.
  • лютик Ranunculus
  • чертополох Carduus Gaertn
  • петров крест чешуйчатый Lathraea squamaria L.
  • лютик едкий Ranunculus acris L.
  • ятрышник-дремлик Orchis morio L.
  • белокопытник Petasites vulgaris Desb.
  • осот Sonchus

«Царь-зелье»:

  • живокость высокая Delphinium elatum L.
  • лапчатка серебристая Potentilla argentea L.
  • стальник пашенный Ononis hircina L.
  • мать-и-мачеха обыкновенная Tussilago farfara L.


«Царь мордвин», «царь мурат», «царь муром», «царь-трава» — чертополох Carduus Gaertn

«Царев лист» — седмичник европейский Trientalis europaea L.

«Царевы очи»:
  • росянка круглолистная Drosera rotundifolia L.
  • маршанция Marchantia
  • сфагнум Sphagnum

«Царские очи»:
  • белозор болотный Parnassia palustris L.
  • росянка круглолистная Dro sera

«Царевы кудри»:
  • трясунка средняя Briza media L.
  • мох кукушкин лен Polytrichum commune L.
  • просвирник лесной Malva silvestris L.
  • лилия кудреватая Lilium martagon L.


«Царский посох» — колокольчик крапиволистный Campanula trachelium L.

«Царский скипетр» — коровяк Verbascum L.


В чём же сила «царских трав»? Чем они важны для целителя и чародея? Посмотрим на это вместе!


царские травы



Чем же важны «царские травы»?

Своей силой и многообразным действием. Такие травы применяли, главным образом, в четырёх областях ведовства.


Целительство именно магического свойства: заболевания, воспринимаемые традицией как особо тяжёлые, неизлечимые, в некоторых случаях бесовской, навьей природы, требующие магического вмешательства.

Действие этих растений связывалось также с лечением психических заболеваний. Так, царь Симан (Марьянник дубравный (Иван да Марья) (Melampyrum nemorosum L.) должен был помочь тем, у кого «ум рушится».

Царь Сим (анютины глазки Viola tricolo), царь Мурат (чертополох Carduus Gaertn), архилин (аир обыкновенный Ácorus cálamus) — вылечить «чёрную болезнь» (эпилепсию). Женскую истерию, известную в народе как кликушество, согласно травникам, должно было вылечить растение царь Иван.

Другую болезнь, связанную с худым воздействием извне, — застарелую порчу — исцелял архилин (аир обыкновенный Ácorus cálamus). Давнюю глухоту рекомендовалось лечить травой царь Симан (осот Sonchus). Магическая способность заживить любую рану за три дня приписывалась адамовой главе (башмачок крупноцветковый Cypripedium macranthum Swartz).

Воздействие трав царские очи (белозор болотный Parnassia palustris L.) и царские кудри (мох кукушкин лен Polytrichum commune L.) строилось на основе магии подобия. Царские очи нужно было использовать для лечения глаз: «И та трава велми добра, аще у кого очи болят, и ты держи при себе, отнюдь болеть не станут». Царские кудри — для того, чтобы хорошо росли волосы и не болела голова: «Пригодна, у кого на голове нету волосов, парить травою, то волосы будут тонки и гладки. А естьли у кого болит голова, то корень облепить воском и зашить в шапку. А есть ли бабе - то в кокошник, голова болеть не станет».


Успех среди других людей магического свойства: почёт, власть, удача.

Вот что написано о свойствах трав под общим названием «царь царей»:

— И как царю травы все травы покланяются, и повиноваютца, и постилаютца, и також бы мене (имрак), покланялися, и повиновалися, и постилалися всякия власти и государевы началныя люди мене (имроку) на дороги и пути, и на всяком месте, и седя в государевой судебны палаты, по вся дни, по вся нощы и по вся часы и по всю дватцать четыре часа. Да будет так!

— Есть трава осот, ту траву носить при себе, где пойдешь, много добра приобрящещь, от людей честь будет и во всяких ремеслах пойдешь, Бог, с великою честию взнесется тот человек на земли».

— Есть трава на земли царь, именем ахалин и тот человек не боится дьявола ни в день ни в нощь, ни злого человека, ни еретика; а на суд пойдет, одолеет супротивника своего, а князи его любят и всяких чинов люди».

— Есть трава Царь Сим. Та же трава угодна - корень ея, ходить с нею в воду и мелницы ставить, плотником - церкви сооружать, и кто ходит высоко, а кажетса на земли, и страху нет. Та же трава добра, хто хочет на бой ехать, возьми с собою корень тое травы и потри саблю свою, и пищаль, и стрелы - и ты сам будешь полковник, и всех обладаешь. Добро ея держать царю, и князю, и купчине - его же учнут боятися вси орды и земли».


Как видите, расположение окружающих, начальства, судей и проч., а также обереги от злых людей, колдунов и нечистой силы тесно переплетается, с одной стороны, с любовной магией (например, удачная женитьба), а с другой — с воинскими оберегами и мотивом бесстрашия.

Травы с общим названием «царские очи», кроме излечения глазных болезней, считались оберегами на суде, на пиру, на войне, в пути; помощь в пчеловодстве, на охоте, в супружеских отношениях, часто заговаривались на «почёт и власть». «Царские очи» — обладают необыкновенной силой взгляда, помогающие умилостивить власть, неуязвимостью и независимостью:

— Вы же, кормилицы, царския очи, как служили царям-царевичам, королям-королевичам, так послужите мене (имя рек), день послужите и в ночь послужите, по утру рано и в вечеру поздно, в каждый час, в каждую минуту, век по веку, отныне до веку».

— Вси цари и царицы, князи и княгини, бояра и боярины, и вси приказные люди, и мои супостаты (имя рек) — вси овцы мои; я — волк; своим ясным оком взгляну и поймаю.


Магические свойства трав, нацеленные на обретение благополучия, плодородия, здоровья, беременности.

В травниках так подчёркивается сила «царских трав»:

—Есть трава царевы очи. И та трава добра держать в дому к животу и скотом и человеком велми ползует. Она ж добра пчелы окуривать» (царевы очи).

Есть и указания для бездетных жонок :

— Есть трава на земли именем архилим. А корень ея добр: у которыя жены детей нет, и ты истопи того коренья в каком ни есть молоке и дай пить, то будут дети.

— Трава адамлева глава. А корень ее давать женам, кои детей не родят— будут дети: прежде дочь, потом и сын.

— Есть трава именем на земли глава адамова. А кому женъкы дитя не родитця, дай пить, родит.

— Есть трава Парамон, та трава всем Царь, той парамон, а корень тое травы - человек, и то печень сварить того человека, варить в молоке и пить по 3 дни и утра той жене на тоще сердце - и родитса дитя: девица, потом и отрок» (семитар).


Травы для достатка и изобилия, успеха в хозяйственнх делах, описывались так:

— Есть трава царь Аросалим <...> Или похощешь птиц ловить или зверей, носи при себе траву и уловишь много» (царские очи).

— Пригодна есть ли станешь что торговать, то держи ея при себе, то щастие великое иметь будешь в торгу, где бы ты ни был, то въсюду добро будет» (осот).


И, хотя эти травы были особенно успешны в целительстве, получении почёта среди людей и помогали благополучие, самым значительным свойством «царских трав» является их всеохватность, возможность применения во всех случаях.

Красноречивые утверждения этого находим в старинных травниках, к примеру:

— А силу она в себе имеет такову: к чему хошь, к тому и годнаю (о траве кликун дурни́шник обыкнове́нный Xánthium strumárium)

— И та трава велми силна ко всему. (царь Сим (полынь болотная Artemisia palustris)

— Та трава угодна ко всяким вещам и ко всяким болезням. (царь Симан (осот Sonchus))


И, надо сразу сказать, если трава не наделяется «царскими свойствами», нельзя говорить всеохватности травы. Именно «царские травы» считались самыми сильными, и потому могли использоваться в любых целях.



Теперь и вы знаете об этих удивляющих своей силой травах.

На благо!