Поиск
Тайна: что же такое Водокрес?

Первый Водокрес, иначе Водосвятие

Мы уже посмотрели, что регулярное появление святой воды в открытых источниках — это природное явление, которое не зависит от человеческих усилий и магических действий со стороны каких-либо представителей какой-либо религии. Но это не значит, что наши Предки относились к этому небрежно, мол, каждый год такое, чему тут радоваться…В этих природных проявлениях видели «руцу Божью», и каждый раз были благодарны Богам и Предкам за вновь данную возможность получить святую воду себе на благо.

Что именно знали о первом Водокресе?

первый водокрес, водосвятие




Сейчас посмотрим на вечер 6 января. Православные христиане празднуют рождение Христа, а католики в этот же день Богоявление. А наш народ верил в Природу и Богов. Считалось, что 6 января (по новому стилю) наши Деды, прилетают к нам за праздничный стол. Бог Велес, дождавшись, пока последние Благие Предки прилетят, захлопывает дверь между Мiрами. Это неслышный, но сотрясающий пространство хлопок раздаётся 6 января после заката Солнца. И в тот же миг Сварог, Отец Богов ударяет молотом по Алатырь-Камню, и искра мужского ярого Огня-Креса падает в воду!

И наступает на Земле малый Водокрес, 6 января по новому исчислению — вода меняет свойства и становится «могутной да премогутной». Свойства сохраняются с 6 часов вечера до полудня следующего дня. Чёрные Навьи оказываются запертыми в Яви, потому что не могут вернуться «вниз по реке» к себе домой. Здесь они останутся до 19 января, каждый день теряя силы и свою способность причинять вред.


Защитный крест Сварога


Через тринадцать с половиной суток от прихода Бога Коляды вода в это чудесное время становится «святой», то есть чистой. Это свойство воды в открытых источниках не зависит от того, какие действия совершают над ней люди (и даже чародеи), это божественное явление Бога Сварога, который накладывает свой прямой мужской крест на все явные воды.
На некоторое время останавливаются реки, вода становится святой и можно увидеть, как она волнуется и дышит. Бог Велес наполняет своей силой воду, происходит одухотворение и преображение Стихии.

Первый Малый Водокрес традиционно проходил вечером 6 января (по новому стилю, 24 декабря по старому стилю), хотя считалось, что и днём 7 января вода оставалась святой. Это был семейный праздник, большие общие ходы к воде не делали. Могли и не купаться, только набирали воду. Ходили к проруби, или прорубали лёд прямым крестом.
Освящённую воду бережно приносили в дом. Все ею умывались, на ней готовили, использовали как лечебное средство при болезнях телесных и душевных. Принесённой в дом богоявленской водой хозяева окропляли дом, людей, двор, скот, ульи, огороды, лили её в колодец, добавляли в корм скоту.


Малый Водокрес праздновался народом северным так:


  • в этот день каждая семья соблюдала строгую умеренность в еде до самой полуночи; после того, как во второй половине дня принесут дома славления Предкам и попросят их лететь в Явь, праздник продолжался на каком-либо источнике, на озере, а при отсутствии таковых — около колодца;
  • перво-наперво раскалив на огне костра кусок Сварожьего железа, славя Сварога, опускают его в прорубь,
  • потом – купаются, смывают с себя «все болести и горести» или набирают воду с собой, для того, чтобы окроплять дом, двор, родных, домашних животных, дать выпить больным.


Возвратясь домой после малого Водокреса, жители страны северной отпивали по несколько глотков сварожьей воды, а затем ею с помощью берёзовых веников, хранящейся со времён Купало, окропляли весь дом, хозяйственные постройки, имущество с целью предохранить хозяйство от беды и сглаза. Делался праздничный ужин, когда готовили ритуальную еду для Предков.

Было принято в этот день выливать в колодец принесённую воду, чтобы в неё не смогли забраться нечистые тёмные Навьи и не брали воду до большого Водокреса 19 января.
Этой же водой лечили больных и заживляли раны. Почерпнутая из проруби сварожья вода, как считалось, особенно помогает женщинам-кликушам, но при том условии, что взявший воду, идя от проруби, будет произносить славления Богам и не обернётся назад.
Хранили эту чистую воду так: рядом с сосудами зажигали свечи с завязанными на них наузами, в которые вплетали с заговорами свои чаяния.


После первого водосвятия люди начинали готовиться к весёлым «прямым святкам». Сейчас, возвращаясь к древним дохристианским традициям, это время называют Большие Велесовы Святки.


Расскажу об этом немного подробнее в следующей статье. На благо!