Поиск
Тайна: что же такое Водокрес?

Великий Водокрес

И вот наступал вечер 18 января. Христианские священнослужители готовятся: этот день называют Крещенским Сочельником и проводят утреннюю литургию, в 11-12 часов дня освящают воду, потом, 19 января, делают это второй раз и проводят вечернюю литургию.

Помните семидневный пост перед наступлением Больших Велесовых Святок и первого Водокреса? 18 января также — время поста.
Вечером, после заката Солнца, вода вновь становится святой.


Последнее, что хочу рассказать вам, друзья, о старинных традициях этого праздника.
великий водокрес




И вот наступал Великий Водокрес 19 января



К тому времени чёрные навьи (позже их называли бесами, а при христианстве чертями), запертые в Яви, лишались последних сил.
Этим пользуются и колдуны — люди, которые призывают чёрных навий для злых дел. И такие есть в стране северной, тут уж против правды не пойдёшь. Колдуны, получая от Хаоса своё могущество обречены, как все знали, после своей смерти превратиться в змей, поддерживающие столбы последней крыши Нави. Оттого-то и держались колдуны за свою жизнь, подчас выпивая силу и кровь других людей, чтобы продлить свою молодость. И умирали долго и мучительно, стараясь передать своё проклятие кому-нибудь из живущих и уйти в Навь обычным смертным.
Поэтому к тому времени навьи были слабыми, а колдуны-сильными, принявшими их силу на себя.


Великий Водокрес проводился всегда чрезвычайно торжественно



Этот праздник отмечал завершение дней, отмеченные особым разгулом «нечистой силы». Одновременно, все готовились к защите от возможных бед. Очищение всегда имело характер предосторожности, поэтому Водокрес 19 января нужен был как защита на будущее. Свойства воды сохраняются с 6 часов вечера 18 января до полудня следующего дня.

Приготовления к празднику начинались еще накануне: избы мыли и тщательно выметали сор, в котором, по поверьям, мог спрятаться бесёнок. Верили, что утром перед Водокресом все «бесенята» должны утонуть. Подготовкой к празднику Водокреса являлся и строгий пост накануне до первой «вечёрной звезды». Пожилые люди полностью воздерживались от еды и проводили славление Родным Богам. Даже дети и подростки старались ничего не есть.

На открытом воздухе на льду реки устраивалась прорубь – льдом в январе в стране северной никого не удивишь. Волхвы загодя рубили прорубь в виде восьмиконечного креста.
На купание в Великий Водокрес шли совместным ходом, а не просто отдельными семьями. Шли большаки родов, взрослые мужчины и жонки. Молодёжь берегли, дома оставляли. Дорога для этого хода устилалась соломой, а по бокам украшалась вершинками молодых ёлочек — священного дерева Богини Макошь.

Потому как время от малого Водокреса до Великого Водокреса было во власти этой Богини магии и судьбы. Все гадания, которые проводили люди в это время, были посвящены ей, Владычице покутных нитей.
Именно через двенадцать дней после малого Водокреса Макошь ударяла по камню Алатырь своим веретеном крест-накрест. Искры огня женского начала снова ложились на открытые водоёмы, закрепляя мужской крест Сварога, и делая воду не только лечебной, но и охраняющей от нечисти.

До недавних времён это знали почти все, а сейчас подзабыли. Хотя ещё в книгах 19 века можно прочитать вот что:
— По окончании обряда Водокреса и солому, и елочки крестьяне разбирали и относили в скотные дворы с целью предохранить скот от болезней, порчи, от воздействия на него "волхиток" (колдуний) и вредных действий навий. Сюда же, на прорубь, пригоняли скот, который окропляли освященной в реке водой. Кое где считалось правильным приезжать на лошадях, а не приходить. По объяснениям, это делалось для "освящения" скота с целью предохранить его от болезней и от порчи колдунов и ведьм: «в реку, конечно, лошадь не загонишь, потому что вода оченно студеная, так пусть хоть по льду пройдется и защитится.


Окропление святой водой строений накануне и в день праздника совершалось ещё и для того, чтобы выгнать отовсюду святочную нечистую силу, имеющую в разных местностях свои названия.
Так, в Вологодской губ. святой водой из домов, овинов, бань и т.п. выгоняли шолышнов.
В Иркутской губернии чертей — шулюпанов во время водосвятия давили копытами лошадей, состязавшихся в верховой езде у проруби. Подобным образом в некоторых местностях нечистую силу изгоняли ночью накануне Водокреса — толпа молодых парней верхом на лошадях носится по всем дворам, бьёт метлами и кнутами по всем темным углам и закоулкам с заклинанием, криком и визгом.

И ещё вот что делали у нас на севере — по возвращении с Водокреса совершали обряды, в которых использовались все свойства божественной воды: пили её всей семьёй, окропляли дом, хозяйственные постройки и скот.
Каждый домохозяин ставил мелом кресты, окуривал дымом живицы и окроплял божеской водой все места в доме и во всем хозяйстве, отделяющие "своё" пространство от "чужого": косяки окон, рамы, двери, заслон у печи, задворки, ворота, калитки, вереи - воротные столбы, двери хлевов, конюшен, погреба и проч.
Все это делалось с целью защиты — ведь в Великий Водокрес все колдуны особенно опасны, так как они встревожены Водокресом и потому мечутся повсюду. Кое где считали, что если не защитить в этот вечер скотину, окропив её и загородь божеской водой, то нечистый будет сильно мучить скотину, и на следующее утро она будет в мыле и в поту.

Праздничный ужин в день Водокреса назывался «голодной кутьей». Обязательными блюдами этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель. Блины на Водокрес ставили в хлев для дворового с целью обеспечить благополучие для скота.

В старом календаре день Водокреса был одним из важнейших праздников начала года, осмысляемый в мифологическом сознании как рубеж, за которым создаваемый в святочное время мир приобретал качественно новые характеристики: четкость, упорядоченность, устойчивость и тому подобное. С этого праздника все становилось на свои места: начинался своего рода новый отсчет времени, «закрывались» границы между Мiрами, прекращался контакт людей с Иным Мiром, и они возвращались к своему привычному течению жизни.


Конечно, это только на время — впереди День Домового, Громница, весеннее кликанье мёртвых, но попозже. Сейчас надо доделывать простые житейские дела.
Отвечайте на вопросы теста и делитесь мнениями в обсуждениях.
На благо, друзья!