Тайна: Священный конь

Жизнь, Смерть, Ярило-Солнце и конь

Солнечный обряд на Ярило
Первый в году защитный обряд на постановку тына

Подробнее


Почему конь?

«Коней на переправе не меняют»

«Дареному коню в зубы не смотрят»

«Конь о четырех ногах, да спотыкается»

«Не в коня корм»

Знакомые пословицы, не правда ли? А задумывались ли вы, почему так часто в фольклоре упоминается конь? Ведь он не относится к лесным зверям, по умолчанию наделенный особыми качествами. И все-таки это животное оставило заметный след в древнеславянской культуре. Удивительного тут нет, потому как лошади в целом тесно связаны с земледельчеством и вытекающим отсюда аграрным культом. Интересно то, что их в сказках наделили необычайными способностями, мудростью и даже даром исцеления.

Вообще, образ коня довольно многогранен. Он был связан одновременно и с плодородием («Старый конь борозды не испортит»), и культом солнца («Борони по солнцу, лошадь не вскружится»), и даже со смертью («Если больной бредит о дороге и конях, то умрет»). А еще он играл важную роль в обрядах свадебных и погребальных, календарных праздниках и бытовой магии славян. Далее я подробно разберу каждое проявление героя этой тайны. А начну, пожалуй, с самого понятного образа.



ярило, конь, образ коня, конь солнце


О связи коня и Солнца

Для начала предлагаю вспомнить сказку. Василиса спрашивает:

— Я хочу спросить тебя, бабушка, только о том, что видела: когда я шла к тебе, меня обогнал всадник на белом коне, сам белый и в белой одежде: кто он такой?

— Это день мой ясный, — отвечала Баба-яга.

— Потом обогнал меня другой всадник на красном коне, сам красный и весь в красном одет, это кто такой?

— Это мое солнышко красное! — отвечала Баба-яга.

— А что значит черный всадник, который обогнал меня у самых твоих ворот, бабушка?

— Это ночь моя темная — все мои слуги верные!

На самом деле это не придумка. Считалось, что Утренняя Заря ведет с собой белоснежных коней. Днем они окрашиваются в красный цвет. А Вечерняя Заря уводит под уздцы уже темных жеребцов. Именно эти цвета всегда считались сакральными, обладающими магическими свойствами.

Движением Солнца определялись и времена года. Так, прежде говаривали, что Осень и Весна ездят на пегой кобыле. До сих пор сохранились пословицы и приметы, объединяющие переход от одного сезона к другому. Только дошли до нас они уже видоизмененные в соответствии с христианскими воззрениями:



«Никола осенний лошадь на двор загонит, Никола весенний откормит.»

«На Юрья св. Егорий разъезжает по лесам на белом коне и раздает зверям наказы.»

«Гурий на пегой кобыле (грязь и снег).»

Солярная природа коней объясняется тем, что у наших предков Солнце отождествлялось с Божественным скакуном. Появляясь утром, он пересекает небосвод, после чего спускается по землю. А поводья или вожжи уподоблялись лучам, освещающим все небо.

Примечательно, что не только у славян имелось такое представление. Обратитесь к иным культурам, и вы увидите такую же связь. Так, у древнегреческого солнечного Бога Гелиоса была целая упряжка, перевозивших его колесницу. В индуизме Бог Солнца Сурья также передвигается на повозке, запряженной семью лошадьми. И даже скандинавская Богиня Сунна тоже правит своей солнечной колесницей, которую влекут два коня. Обратимся теперь и к нашим славянским Божествам.




ярило, конь, образ коня, конь солнце


Ярило и конь

Бог Весеннего Солнца Ярило является на белом коне, облаченный в такие же белоснежные одеяния. С собой он приносит животворящие силы, плодородие и процветание. Потому и встречали его всегда с радостью и надеждой на плодовитость (во всех смыслах). У восточных славян даже существовал особый майский обряд по этому случаю. Молодого парня сначала наряжали, а затем усаживали на коня. В таком виде он должен был проехать близ засеянных полей. А девушки в это время водили хороводы и пели песни, посвященные Ярому Богу.

По другим преданиям Ярило держал в одной руке сноп, а в другой – череп. Здесь тоже прослеживается определенный символизм: напоминание о том, что все имеет свой конец. Одновременно это означало освобождение умерших душ и их возвращение на землю в весенние дни поминовения (Красна Горка, Навий День). Отражение подобных воззрений можно найти в обрядовых действах, проводимых в Русальи недели. В завершающий Русалий день 2-3 человека накрывались одним пологом. Впереди идущему давали в руки палку с лошадиным черепом, на который надевали сбрую. Ряженых вели в поле, сопровождая проводы прощальными песнями. Так прощались с вернувшимися ненадолго душами Предков.

С принятием христианства славянские Боги стали замещаться святыми угодниками. В результате Ярило сменил св. Георгий, который, к слову, тоже изображался верхом на белом коне. Выше уже упомянута пословица о нем, но есть и другие, подтверждающие, что именно он призван был заменить в умах людей образ Бога Весеннего Солнца:



«Св. Георгий красную весну на красную горку начинает, пророк Илья лето кончает, жито зажинает.»

«Весной Георгий с летом, Никола с кормом; в осень Георгий с мостом, Никола с гвоздем.»

«Защити мою коровушку, св. Егорий, Власий и Протасий!»




традиции почитания предков

Роль коня в погребальных обрядах

Как же получилось, что солнечный скакун стал отождествляться с похоронами? Тут нужно взглянуть на него как на перевозчика. Взгляд на коня как на проводника душ умерших людей сохранялся у многих народов. Раньше ведь только так можно было доставить покойника до его последнего пристанища. Вот и укоренилось такое представление о лошади как о вестнике смерти. По возвращении с погоста было принято разворачивать животное к дровням и обходить троекратно. А во время движения похоронной процессии и вовсе все старались смотреть на копыта. Считалось, что конь может «затоптать» страх перед покойным. В некоторых местностях даже устраивались ритуальные скачки, чтобы установить связь между Мiрами и помочь душе умершего уйти из Яви.

***

Как вы видите, образ коня довольно неоднозначен и многогранен. Однако для современных людей он остается скорее положительным. Иначе как объяснить повсеместно продаваемые амулеты в виде подковы? Именно об обережной силе коней пойдет речь в следующей статье.
На благо!