Хлеб — простая и великая магия нашей жизни

Боги, хлеб и благополучие

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь!» Такое обращение к Богам наверняка возникло в той древности, когда первый пахарь с надеждой высыпал горсть золотистых семян в приветливую тёплую землю-матушку.

Так и повелось у народа-землепашца — даже в голодный год «перебивались с хлеба на воду», питаясь этим спасительным продуктом.

В этих условиях хлеб не мог не стать сильным магическим средством, связанным с Божествами благополучия и плодородия. Именно об этом я и написала эти статьи — о правилах обращения с хлебом, имеющих магическую подоплёку и, собственно, использования хлеба в магии благополучия.

На благо!
Иванова Ирина



Боги, хлеб и благополучие

Боги плодородия и благополучия наших Предков

Кто поможет землепашцу вырастить и сохранить урожай зерновых, основу жизни всей семьи?

А много кто! Потому и не было у нашего народа единого Бога, а, как многообразна Природа, так и множество природных сил помогало человеку.

Первые, кто приходит на ум — это Стихийные Боги Яви. Земля-матушка, Боги и Богини Воды, Стрибог-Ветер, да Семаргл-Огонь. После — Духи-Хозяева из тонкого слоя Мiра Яви — Русалки, Полуденницы, Полевик.

И, конечно, Боги Прави. Прежде всего, Бог Неба и Богатства Дый и Солнечные Боги: Хорс, Даждьбог, Велес, Ярило и Авсень.

Вот те Силы, к которым обращаются для полным закромов, сытого жития, уверенности в благополучном следующем лете.




Почему Солнечные Боги?

В целом это понятно, потому-что славяне всегда считались «солнцепоклонниками». Но и к магии хлеба Солнечные Боги причастны, как никто другой. Возделывание полей напрямую связано с солнечной активностью, и судьба урожая зависела от благосклонности Солнечных Богов.

На Русском Севере найдено большое количество петроглифов, многие из которых символически изображают солнце. Да, собственно, такие свидетельства религиозного почитания находят от Испании и Мальты до северных районов России и Зауралья, что говорит о повсеместном почитании Солнца. Припомнила и Древний Египет, и фараона, который считался живым воплощением Бога Солнца, при этом от личного благополучия фараона зависело благополучие всей страны.

В Древней Индии поклонялись солнечному богу – Сурье, пересекающему небосвод на крылатой колеснице. В то же время, солярным Богом в Ригведе назван и Савитар, которому посвящено одиннадцать гимнов. О его связи с культом солнца можно судить по эпитетам, употребляемых в Ведах: глаза, руки и волосы у Савитара подобны золоту, его колесница имеет золотое дышло и запряжена лучезарными коням, сам Савитар излучает золотое сияние, освещая воздух, небо и землю. Многие признаки солярного Бога есть и у Митры – Бога договоров и союзов, который был ещё и охранителем городских ворот. Считается что в эпоху создания Вед, Митра считался одним из солнечных Богов древних ариев, олицетворявшим солнечный свет и тепло, исходившее от светила.

В Древней Греции известны два солнечных Бога — Гелиос, правивший солнечной колесницей и лучезарный Аполлон, покровитель искусств и музыки. В римской мифологии, как и в греческой, Бог солнца звался Аполлоном, но имел ещё эпитет «Феб», что означает сияющий или блистающий. Это наводит на мысль, что древние считали Апполона богом солнечного света и дарителем тепла.

У славян, так же, как и у других народов, было несколько Богов, связанных с солнцем, и теперь самое время перейти к знакомству с ними.




Боги Хорс и Даждьбог: дарители солнечного света

В славянском мiропонимании хлебам помогает Бог Солнечного колеса Хорс, что управляет Солнцем с восхода до заката и Бог Даждьбог, который свои щитом то пропускает свет на землю, то закрывает её от палящего зноя. Возможно, Вы вспомните и Бога Белобога, но его вклад в человеческое благополучие несколько иной — это податель белого света, добра, ответственный за движение и развитие, его влияние именно на хлебопашество не так заметно.




Ярило и Авсень: Солнечные Боги посева хлебов

Ярило — Бог весеннего Солнца, при управлении которого сеют весеннее зерно в землю. Яровые хлеба засевают с начала весны и до начала лета — обратите внимание, что даже в названии посевов звучит Имя Ярого Бога. А озимые хлеба сеют в то время, когда Подсолнечным Мiром управляет Бог Авсень — с сентября до конца октября.

Вот и прослыли эти два Солнечных Бога как Покровители хлебопашества. Но помним, конечно, что братья солнечны не только это важное свершают для людей.




Бог Велес — Покровитель жатвы

Когда же приходит время жатвы, то земледельцы уповают на Бога Велеса. Конечно, Вам известна магия первого и/или последнего снопа с поля, который, называясь «Велесовой бородой», служит магическим символом благополучия и сохраняется в доме до следующего урожая.




Боги, хлеб и благополучие

Боги, хлеб и Доля

Надо сказать, что в нашем народе хлеб равняли с Божеством, то есть сам хлеб был не только «даром Богов», но нёс в себе Божественную силу. На Витебщине, поднимая и благоговейно целуя хлеб, говорили: «Ах, Божинька ты мой!», относя в этом случае название «Божинька» прямо к хлебу. На Украине, поднимая и трижды целуя хлеб, приговаривали: «Боже, даруй мёне!», а в Польше троекратно говорили: «Boże daruj mu!». В Архангельске упавшему хлебу говорили: «Бог с тобой!»

Само слово «Бог» и «богатство» — однокоренные. Лингвиствы считают, что славянское слово bog родственно древне-индийскому bhágas, что означает «одаряющий достоянием и счастьем».

Но, возможно, славянское bog значило и непосредственно: «удел, доля, счастливая доля».

«Богатство» и «бедность» мыслились славянами в плане наличия/отсутствия Бога. Бог — распределитель счастья и Доли, а счастье и Доля для земледельца материализованы как в земле, так и в хлебе. Теперь снова вспомним, что хлеб считался божьим даром, и из этого приходит осознание, насколько важен был хлеб не только для тела, но и для души наших предков.




Счастливая доля для новобрачных

Бытовали обряды с хлебом, которые делались для счастливой доли молодожёнам:

  • каравай хлеба возят на бракосочетание; вернувшись, ломают его сначала на две части, потом раздают присутствующим по кусочкам, для приобщения к счастью молодых
  • могут отвезти уже две половинки, после складывают в сундук к молодой и хранят всю жизнь
  • другой обычай — побывавший на бракосочетании ситник разрезается пополам над склонёнными головами молодых супругов, половинки трижды складывают вместе и раскладывают, обряд называется «каравай молить»
  • или во время выезда молодых по обеим сторонам ворот стоит супружеская пара с половинками хлеба; после проезда поезда супруги целуются, складывают обе половинки хлеба и отдают его дружке
  • после венца за столом мать вносит белый пирог (круглую булку из пшеничной муки), надрезанный, и, склонив вместе головы молодых, на них ломает хлеб.

Разрезаемый или разламываемый пополам хлеб, нередко затем снова складываемый в целое, символизировал двуединую Долю молодых.

Прием молодых, обвенчавшихся незадолго до масленицы, на масленицу могло сопровождаться таким обычаем: отец молодой сажает новоженов за стол и кладет перед зятем хлеб и нож. Если зять отрежет хлеба от середины, это означает, что он доволен своей молодой женой; если же то режет от края, то это значит недовольство его.




Здоровье для ребёнка

Бытовало такое средство лечения: брали «слипухи» (буханки, слипшиеся во время испекания) и разламывали над головой больного ребёнка, который долго не ходит. Как я понимаю, здесь смысл в отделении здорового ребёнка от его двойника-болезни.




Целостность хлеба

Хлеб, треснувший в печи во время печения, предвещает раскол семьи, дележ и уход кого-нибудь из родичей, смерть. Такой хлеб надо побыстрее съесть, пока не пришло какое нибудь горе.

Целостный хлеб символизировал единство, здоровье, благополучие и богатство человека, семьи (рода).




Раздел имущества

При разделе братьев или семейств, по случаю несогласий, старший в семействе разрезал хлеб пополам, и если другой возьмет себе другую половину, то и приступают к разделу всего имения, которое делится по равным частям.

Братья, приступая к разделу, сперва вспоминают Богов, потом разрезают ковригу хлеба на столько частей, на сколько домов делятся. Это знак, что делятся однажды навсегда и что уже более не намерены сходиться в одно место, как отрезанный ломоть не пристает более к хлебу.




Благословение хлебом

Отец берет булку хлеба, разрезает на 2 части, на часть хлеба посыпает кучу соли и благословляет сына: «Я тебя благословляю, сын, своею родительской долей, счастьем и добрым здоровьем».


***

В следующей статье: почитаем вместе сказку о том, как Бог Ярило подарил людям хлеб!
На благо!