Поиск
Тайна: Хозяин Огня — славим на Коляду!

Божество Севера — согревающий Огонь!



Культ очага и Огня — волшебный предмет северной цивилизации. Огонь — это основа бытия, стихия, которая помогает процессу мiроздания и зарождения жизни. Очаг сплачивает семью, род, селение, народ. Огонь бережет дом и очищает дом и жителей его от всего дурного, от зла и злых духов.

Но переменчив Батюшка Семаргл! С одной стороны, он живой, дарующий тепло и жизнь, с другой — он вечно голоден, является всепожирающим сверхъестественным существом.

Некоторые северные мифы показывают Хозяина Огня добрым, но строгим, отдалённо похожим на чёрного человека, либо в образе старика с седой бородой. Хозяин огня накажет язвами человека, если тот будет плевать или мочиться в костёр. Нередко внешним обликом хозяина огня был «огненный человек» с постоянно меняющимся образом-пламенем.

Посмотрим на это внимательно!




Как почитают Огонь?

Северяне угощают Хозяина Огня пищей, растительным маслом, которое трижды брызгают указательным пальцем левой руки в разные стороны. Или масло набирают в рот и брызжут в огонь.

Хозяина Огня в любом образе почитали, угощали не только перед промыслом, но и вообще для получения удачи и хорошей жизни, счастья для детей и внуков, для того, чтобы заручиться поддержкой высших сил перед началом любого доброго дела.

Для получения удачи в таёжной охоте обтёсывали комель дерева по всему стволу и привешивали пучки древесных стружек. Из колышков и кусков коры делали навес, под который ставили деревянную фигурку Хозяина Огня, угощали хлебом спичками.

Общим ритуалом была церемония обращения к Хозяину Огня за разрешением перед тем, как залить костер водой. Оленеводы при перекочёвке на новое место, перед установкой лагеря угощали первый костёр для того, чтобы подружиться с Хозяином Огня этой местности.




Защита и очищение

Вредоносные таёжные духи-навьи могли принимать любой облик, кроме Солнца и Огня.

Когда ребёнка впервые вносили в общее помещение из родильного помещения (обычно рожали в бане), то его обязательно «очищали» над огнём очага.

Во время празднования Коляды у нас на севере разводили костёр на льду реки и возле проруби. Вокруг костра, взявшись за руки, водили хоровод, мазали друг друга сажей и смеялись. Хоровод перемежали подпрыгиванием на льду. Иногда люди прыгали так сильно, что из проруби выплёскивалась рыба.




Магические обряды

Во многих обрядах ритуалы могут потерять смысл, поскольку они либо посвящено огню, либо огонь выступает в нем основной магической силой.

Огонь зажигается для обрядового очищения места, предметов и участников действа, для охранения их от вредоносных сил, для уничтожения или изменения статуса некоторых обрядовых объектов, установления связи со сверхъестественными силами или ее прекращения, для загадывания будущего.

В некоторых обрядах используют уголь, золу, пепел, считая, что и они обладают подобными качествами.

В народе выработались особые магические приемы, обращённые к Хозяину Огня. Новый дом считался пригодным для жилья лишь после того, как в нем была сложена и подготовлена печь. Самое первое ритуальное действие после вселения в новое жилище -растапливание печи с приуроченными заклинаниями.




защитный обряд на коляду практикум

Печь — хранилище Огня

При сооружении печи или при переезде на новое место вместе с камнями очага старой печи перевозили и золу из него. Вновь построенная баня также воспринималась готовой к использованию только после укладки в ней каменки; первая ее топка сопровождалась заклинаниями.

Печь участвует в поминальных обрядах: к устью печи ставят предназначенную усопшим чашу, в которую участники трапезы крошат поминальную еду и сливают напитки. К такой чаше прикрепляли восковые свечи соответственно числу умерших. По тому, как горят свечи, определяли самочувствие усопших: ровное, бесшумное горение свидетельствовало, что у них все в порядке; если свечи коптят, значит, умершие чем-то недовольны.

При слабом здоровье новорожденных или перемене имени больному ребенку (считалось, что так можно поправить его здоровье) обращались за помощью к Предкам.

Для этого перед роженицей зажигали спичку в печи и с ней в руке через печную трубу призывали всех умерших родственников или вызывали душу ребенка.

Возвращаясь домой, издалека или даже от соседей, в первую очередь, касаются рукой печи; те же действия проделывают прибывшие в гости родственники. Наряду с почитанием домашнего очага, этот обычай одновременно связан с очистительными и защитными свойствами огня, и, соответственно, печи-очага.

К устью печи подносят и трижды поднимают новорожденных детей (или приплод скота). В прошлом рожали в бане и с появлением на свет ребенка тут же поднимали его перед каменкой бани. Для предохранения новорожденного от злых сил темечко ему мазали печной сажей.

Особый статус очага требовал особого отношения к нему. Так, было не принято оставлять печь пустой. Этому правилу следуют и в настоящее время. Обычно в нее кладут хотя бы пару поленьев: считается, что иначе в очаг вселятся злые духи.

Такое правило, скорее всего, возникало из необходимости в прошлом постоянно поддерживать огонь в очаге. Со временем такая необходимость исчезла, и теперь, как отголосок тех воззрений, оставленные в печи поленья символизируют поддерживаемый огонь или - связь между тем потухшим огнем и вновь зажигаемым. Именно эти поленья использовались для розжига нового пламени.

Огонь совершенен, поэтому не принято его ни хвалить, ни хулить, ни характеризовать как плохой или хороший. Обращаться с ним, как выше отмечено, следует почтительно: нельзя небрежно кидать дрова в огонь, их нужно класть аккуратно; запрещалось бросать в огонь мусор, отходы и нечистоты.

Обогревшись теплом чужого огня, принято было поблагодарить его хозяев.

Находясь возле костра, нельзя прикуривать от спички, а только от огня костра, причем использованный уголек или горящий сук следует класть обратно в костер.

Так же следовало поступать и при наличии живого огня в печи. Распространено было еще одно правило: если в печи горит огонь и в этот момент заходит посторонний человек, то ему не следует уходить до тех пор, пока не догорит огонь в печи. По всей вероятности, подобные нормы диктовало опасение, что дух огня покинет очаг и уйдет с чужим человеком. Все сказанное подтверждает почтительное отношение к огню, очагу и стремление оберечь их от нежелательного влияния.




Огонь бани

Заметное место в обрядовой жизни северян занимает баня. Прежде всего – не физическое, а символическое очищение. Баню топили перед каждым обрядом. До растопки при разжигании огня произносился заговор, содержавшая цель и намерения участников предстоящего ритуального действия.

До его свершения все без исключения должны были помыться в бане, чтобы чистыми предстать перед Богами и Духами. Баню могли затопить и по завершении ритуала, например, после обряда погребения.

Навстречу возвращавшимся с кладбища сначала в очистительных целях кидали пепел, или же они сами протирали руки золой. Следующим этапом было мытье в бане, и лишь после этого они могли войти в дом и приступить к поминальной трапезе.

Теплая баня и ее каменка играли весьма заметную роль и при проведении других обрядов.




защитный обряд на коляду практикум

Огонь на Коляду

Особую роль играет огонь в календарной обрядности. Значимость его проявляется уже в том, что традиционно у северян перед Колядой, во всех домах гасится огонь, и Коляда начинается с получения нового огня (я уже писала про новый огонь).

Новый огонь приносят в каждый дом и затапливают печь. Тем же огнем разжигают солому во дворе и, очищаясь от болезней и нечисти, прыгают через. Дымом от нового огня с очистительной и охранной целью окуривают помещения и новорожденных животных.




Вот наши обычаи с магией преобразования

Класть угольки от сглаза на ритуальную пищу во время обрядового поедания каши, или обводить углем стол перед его накрытием при совершении ритуала, или сжигать осенью сухую с целью очищения места перед приношением.

Очень заметно, что в северных народных представлениях Огонь выступает также посредником между людьми и Богами. При проведении всех обрядов с приношениями даров разжигают костер и в обрядовый огонь бросают часть адресованной Богам жертвенной пищи.

Во время обрядов очаг или кострище считается серёдкой ритуального пространства. По состоянию обрядового огня принято было гадать о будущем, и в течение всего обряда огонь следовало поддерживать; завершая же обряд, Знатки сгребали пепел к середине кострища, обходя его три раза против солнца; этим самым развернутое ритуальное пространство снова оказывалось сведенным к единой изначальной точке.

В случае эпидемий скота совершался обряд «искоренения болезней» посредством огня: вдоль полевых ворот раскидывали солому, поджигали ее и через огонь и дым прогоняли скот. Затем там же выкапывали яму, клали туда солому и тут же все это сжигали и закапывали.




Уважение и страх Огня

Огонь не всегда обладает только добрым нравом. Он может представлять опасность и угрозу. Были и просьбы к Богам и Духам с просьбой о защите от бедствий, исходящих от Огня.

Чтобы уберечься от пожара, на чердак к печной трубе клали насиженное яйцо без зародыша. Во время пожара очерчивали подобным яйцом магический круг, чтобы ограничить, замкнуть огонь.

Пожар от молнии тушили, выплескивая молоко от черной коровы в очаг пожара. Для предотвращения удара молнии во время грозы клали смазанный маслом топор на землю посреди двора.

Считалось, что некоторые люди обладают магическим языком огня, к их помощи обращались при несчастных случаях, причиной которых стал огонь.

Конечно, сейчас мы живём другой жизнью. Печь и даже баня для многих — отголоски детских воспоминаний или вовсе только чужих рассказов. Мы не разводим высоченные костры на праздники и не сжигаем старую солому. Не разговариваем с Огнём и забываем, что есть в природе мощный Хозяин Огня.

Напоследок вспомнила одно северное выражение: «цена огня», что означает «очень дорогой, недоступный». Хотя часто ли в обыденной жизни нам приходится задумываться над тем, насколько ценен огонь?


***

Ответьте на вопросы теста, чтобы обратить на некоторые важные части этой тайны и поделитесь в обсуждении своими впечатлениями.

На благо!