Поиск
Тайна: Хозяин Огня — славим на Коляду!

Костёрные ритуалы



Для ритуального разжигания календарных костров очень важны: место костра, календарное и суточное время, состав участников, материал и предметы, сжигаемые в костре, форма костров. Хочу показать разнообразие — чтобы вы, друзья, могли узнать выбрать что-то для себя и принести магию календарного обряда в свою жизнь.

Посмотрим на это повнимательнее.




защитный обряд на коляду практикум

Форма огненного действа

Можно заменить большой костёр «букетом» — пучком колючих или жгучих трав, крапивы, осоки, репейника, цветов. Воткните их в груду земли или песка (говорили так: «купайлу становлютъ, кучу кладутъ»). Вокруг «букета» можно водить хороводы. После праздника «букет» разоряют тем или иным способом, а остатки уничтожают (говорили так: «купайлу ломають»).

Или устроить праздник с факелами — сделать палки и прутья, насадить на них, как встарь, пучки соломы или старые веники, использовать старые метлы на длинных ручках. Раньше их обливали смолой, прикрепляли деревянные или глиняные сосуды со смолой. Что ещё делали? Трубы из коры набивали соломой, или даже корзину, набитую соломой, надевали на палку, прут или рогатину, после чего солому поджигали, а все это поднимали вверх. У нас на Севере на Ярило дети бегали с зажженными лаптями, привязанными к палкам. Также был обычай зажигать от костра деревянные стрелы.

Основу традиционного костра составляли груда горючего материала, жердь (часто с укреплёнными на ней предметами), срубленное или растущее дерево, пучок веток или зелени, факелы, горящие стрелы и шайбы. Помимо таких наземных костров катали по земле горящие колёса, бочки, брёвна. Было также принято пускать костры по воде.

Костер раскладывали таким образом, чтобы он был как можно выше (груды достигали иногда 6—7 м), и придавали ему конусообразную форму, для чего вкапывали в землю несколько жердей, соединенных верхушками, между которыми зажигали огонь. Реже костру придавали форму огороженного четырехугольника.

Как правило, в общесельских кострах груда горючего материала была лишь частью кострища, устроенного более сложным образом (жердь в костре, деревце и костер, костер и факел, костер и стрелы).

Основным компонентом общесельского костра чаще всего была устанавливаемая жердь — длинная палка, кол, лом, столб, крестовина, стожер, бревно, прут, рогатина и др. (иногда до 10—15 м высотой). Сверху на жердь прикрепляют колесо, дегтярную бочку, бочку на колесе, колесо с привешенными к нему снизу сосудиками со смолой куль соломы, корзину, набитую соломой, пучок крапивы или зелени, лошадиный или волчий череп, чучело на колесе, ветки можжевельника. Ствол жерди обмотан соломой, стружками, куделью (по всей высоте или как бы ярусами). По бокам ствола расположены перекладины или свечевидные «отростки»; на них закрепляют пучки соломы и трав, венки, цветы, корзины, лапти, а на концах — зажженные свечки; иногда вместо жерди сооружали высокие козлы.

В большинстве случаев жердь втыкали в середину кострища, реже поджигали сверху, а иногда ставили в стороне и сжигали в костре по завершении праздника.

На юге вместо жерди в костер иногда ставили деревце — ствол, верхушку или крупную ветку ели, бука, сосны, березы, ольхи, вербы.

Её срубали заранее и часто украшали: вешали на него колесо, венки, травы, фрукты и цветы, ленты и знамя. Часто деревце не сразу помещали в кострище, а сначала носили по селу, водили вокруг него хороводы и лишь позже вкапывали около костра или в середину его.




Место

Общесельские костры (кроме особо оговоренных случаев) разжигали в особых отведенных для этого местах, всегда одних и тех же. Со временем эти места приобретали славу священных и чудодейственных.

Во всех славянских традициях предпочтение отдавалось возвышенно­стям за селом — холмам, пригоркам, в горной местности — доступ­ным вершинам. Иногда горки так и называли «гора Купальня», часто — «Красной горкой». Там же и проходили общесельские гулянья.

Кроме того, ко­стры жгли по берегам рек и озер, на перекрестках, выгонах и иных открытых местах за селом, часто вблизи леса, пастбища, поля или виноградника; иногда — на главной площади, посредине села, у какого-нибудь старого дерева, там, где обычно собиралась молодежь.

Иногда одновременно с большим костром разводили ещё несколько в стороне. Также, особенно на Солнечные праздники солнцестояния и равноденствия костры ставили вокруг села, как бы окружая его огненным кольцом, в малых обрядах — просто по четырём углам селения.

Одновременно с большим костром каждый хозяин мог в тот же вечер сжигать что-то у себя во дворе. Представляете, какое «огненное шоу» творилось в это время!

Русальные костры разводили около кладбищ, полей и дорог, ярильные — вблизи пастбищ и загонов со скотом.




Время

Общесельские костры чаще всего жгли вечером, если это не были особые, утренние костры. Масленичные костры жгли в последний день праздника, а вот купальские, русальные, ярилины и на коляду — в канун праздника. То есть сам праздник получался в ночь перед наступлением события. Заход солнца служил сигналом для разжигания костра, а темнота была тем хороша, что было видно — чей костёр горит выше и ярче. Веселились до глубокой ночи, или даже до рассвета.




защитный обряд на коляду практикум

Сбор материала. Участники

Материал для костра собирали задолго до праздника, часто это поручалось молодым людям или детям. На Русском Севере были специальные обходы детей по дворам, которые собирали материал для костра.

Дрова собирали обычно с каждого дома, даже устанавливали размер «взноса». Во все праздники допускались бесчинства (например, кража дров для костра) и к ним относились очень терпимо — в поведении обоих сторон видно особое отношение к переходному времени, когда надо «научиться жить по—другому».

Ритуальное сжигание в костре было чрезвычайно распространено. Девушки кидали репейник или пучок крапивы, женщины должны были принести охапку сухой репной ботвы.

Любопытно, что каждая женщина села должна была присутствовать у общинного костра, иначе на неё могла лечь «злонамеренной ведьмы» (которые в это же время собирались на свой ведьмовской шабаш).

Материал такой собирали: дрова и хворост (предпочитали хвойные породы), собранные или спиленные в лесу для этого случая, старые фруктовые деревья, и их сухие ветки, бересту, кору, стружки, щепки, солому, сухие лозы, сухую ботву огородных растений, недоеденный корм, старую траву, которой на зиму утепляли дом, подгнившее и негодное в корм скоту сено, остатки праздничной пищи, старые и вышедшие из употребления предметы, старые лапти, веники, мётлы, соломенные постели, корзины, рыболовные кошели, санные плетухи, деревянные полозья, сломанные сани и телеги, старые заборы и перелазы, ульи, бороны, старые стрехи с крыш, дегтярные и смоляные бочки, венки, крапиву, травы, вереск, цветы, зелень, которая хранилась на матице, старые ветки, освящённые в Вербное воскресенье, оставшиеся с осени сухие листья, праздничный реквизит (например, доски для катания с гор), рваная одежда.

Как вы понимаете, перечисляю это, чтобы было понятно, какой масштаб очищения происходил во время зажигания костров. Насколько значимым событием был такой костер, как он знаменовал собой окончание старого и освобождение жизни для нового.


***

Впечатляющее действо, если дать волю воображению! Но обрядовые костры зажигались не только для того, чтобы сжечь мусор и старьё. В этом действе была огромная общинная магия! Какая именно — посмотрим в следующей статье.

На благо!