Поиск
Тайна: Хозяин Огня — славим на Коляду!

Обрядовый костёр — для роста благополучия!



Прежде всего огонь, пламя, и сами по себе устремляющиеся вверх, соотносились с идеями роста и умножения. В России, например, по высоте пламени гадали, чей лен будет выше, а урожай лучше.

В разных славянских традициях за весенне-летними костра­ми закрепились магические действия, направленные прежде всего на обеспечение роста льна и конопли, а за осенними и зимними — действия, направленные на благополучное проживание тяжёлой и тёмной зимы.

Приведу несколько примеров.




защитный обряд на коляду практикум

Влияние на будущий урожай

Полешуки во время купальских костров подбрасывали вверх пучки кудели и кричали: «От такимуй лён буде».

Словенцы в Гореньско подбрасывали на масленицу зажженные пуч­ки кудели и наблюдали: чем дальше они пролетят в воздухе, тем выше будет лен.

Такие же цели преследовали и прыжки через костер: хорваты Славонии, чехи и словаки прыгали через костры, чтобы лен и конопля уродились выше, а словаки при этом еще и кричали:

«Nase konope su najvecsi» [Наша конопля са­мая высокая].


Полешуки пускали зажженную кудель на воду, «чтобы лен рос, как вода течет», подбрасывали вверх зажженные веники с криком:

«А у меня лучше лён».


На западе Полесья вокруг костра на шестах устанавливали неболь­шие проволочные корзины, в которые складывали клубки пряжи, впервые выпряденные девочками, чтобы работа у них в будущем спорилась.

На Украине на Купалу жгли костры и подростки перепрыгивали через них, «щоб шдрости».

В разных славянских традициях было принято тем или иным спо­собом «приобщать» культурные растения к животворящей силе ог­ня.

Так, поляки Поморья полагали, что, если на их поле не зажгут купальский костер, там не будет урожая.

Чаще же с этой целью в кострах сжигали те или иные культурные растения или их части.

Хорваты накануне Солнечных праздников собирали в саду сухие ветки плодовых деревьев и сжигали их, чтобы сад лучше плодоносил .

Жители Синьской Краины жари­ли в купальском костре первые еще зеленые колосья пшеницы и ели их в надежде на удачный урожай. При этом они говорили:

«Evo, zapalili smo svitnjak novoga kruha» [Вот, мы зажгли костер нового хлеба].


Белорусы ради урожая льна про­сто сжигали кудель в обрядовом костре или обвязывали ею жердь, помещаемую в середину костра.

В Вологодском крае в масле­ничный костер бросали кострицу, а затем били ее, горящую, палка­ми в воздухе и кричали:

«Бабка, бабка, дай рубашку, бабка, бабка, дай штаны».


Известно, что и сжигание соломы в масленичных кострах зачастую осмыслялось как способ благоприятно повлиять на будущий урожай хлеба.

Поэтому сжигание культурных растений или их ос­татков зачастую видится как форма при­ношения даров, обеспечивающая будущее вознаграждение жертвователя урожаем.

С темой будущего урожая связаны и некоторые действия, совер­шаемые с факелами и стрелами.

Болгары пускали от костра огненные стрелы ради урожая пшеницы, хлопка и других. Поляки Силезии «сжигали жур» в кострах: при этом парни бегали по полю с зажженными факелами или старыми метлами, ударяли ими об землю и кричали:

«Zur pola, buchty chwola, со krok, to snop» [Жур сжигаю, хлеб хвалю, что ни шаг, то сноп].


Словенцы Нижней Краины, подходя к купальскому костру, ворошили угли в костре и говорили:

«Bug dej kulk iskric, tulk mernikov psenicel» [Дай, Бог, столько мер пшеницы, сколько искр].


Или же старались, чтобы от костра было как можно больше дыма: чем больше дыма, тем обильнее жатва.




защитный обряд на коляду практикум

Обряд благопожелания с костром

Вот прекрасный обряд: каждый хо­зяин, приблизившись с семьей к масленичному костру, ворошил в нем палкой угли и произносил в адрес собравшихся односельчан пространное благопожелание, касающееся разных сторон жизни, в умножении и процветании которых заинтересованы односельчане:

«Сколько искр, столько бы у нас было в загоне коров, овец, коз, коней, волов и другого скота! Дай, Боже! Сколько искр, столько в доме детей! Дай, Боже! Сколько искр, столько в ам­баре зерна: пшеницы, ячменя, овса, кукурузы и другого! Дай, Боже! Сколько искр, столько друзей, кумовьев, родни и других друзей! Чего мы не знаем, того Бог бы дал и у нас бы, брат, прибывало! Дай, Боже!»


После этого он брал из огня одну головню, высоко поднимал ее и говорил:

«Пусть такая вырастет конопля!»




Магия благополучия

Новый алтарь и сильные огненные обряды на благополучие!
Обретайте себе во благо!



Подробнее


Благополучие и прирост домашнего скота

Действия, совершаемые у костров, иногда прямо адресовались скоту и домашней птице. Так, жители западной Сербии, обходя с фа­келами загоны со скотом, говорили:

«Лила гори, крава води, жито роди» [Факел горит, корова плодится, жито родится].


Капанцы бросали в костры скорлупу, чтобы было больше цы­плят и яиц.

На Минщине сжигали старый украденный улей и разводили вокруг него костер с высоким пламенем, что воспринималось как залог обильного роения пчел и их высокой медоносности.


***

Возьмёте что-нибудь для себя? В следующей статье посмотрим другие магические приёмы с помощью яркого огня обрядового костра.

На благо!