Поиск
Тайна: Магические предметы народной магии

Магические предметы повитухи

Современные способы родовспоможения, безусловно, помогают появлению на свет младенцев, и это важно сейчас, когда изменились стандарты внешности (здоровая полнота уже не в моде), и образ жизни не способствует, и рожать стали поздно.

Я же хочу напомнить о роли деревенской повитухи не только как о той, которая «помогает тужиться», но и о магической составляющей происходящего.

Сначала расскажу о магии повитух — по верованиям, повитуха ходила за душой новорожденного на тот свет, после — перечислю магические предметы, которыми они пользовались.



магические предметы, предметы магия, повитуха, что делала повитуха


Высокое положение повитухи в обществе

Главное действующее лицо в родильном обряде – повивальная бабка. Повитуху называли родилкой, родимницей — по связи с процессом родов, и бабкой, бабушкой — по возрасту повитухи. Самое древнее обозначение — от глагола «повивать» (принимать роды): повивалка, повицуха, бабка-повитуха. Расскажу о повитухах, да привожу то, что говорили о них у нас на севере.

— У нас бабушка была, она понимала, фсё ходила по родам. Ребёнка обмоют, ночью родиш, а днём затопиш баню, и тебя вымоют, и ребёнка. Фсё бабушки мыли.

Повитуха занимала высокое положение в обществе — ведь от её умения зависела судьба роженицы и новорождённого. По общему убеждению, повитуха была связана с потусторонним Мiром и была посредником, который удерживал Душу в Miре людей.

Повитухой обязательно являлась немолодая женщина, не живущая половой жизнью, имеющая своих детей, безупречного, с точки зрения общества, поведения.

— Бабушки-повитухи были, знали которые. Их одаривали, оплачивали, за святых щитали. Если гулящая или вино пьют, не позовут. Одаривали хорошыми подарками, платок или сицца на кофту.

— У нас ф прошлом годе старушка была, она больше ста лет прожыла, дак скольких родила. Речь, конечно, идёт о родовспоможении и подчёркивается главенствующая роль повитухи в появлении ребёнка на свет.




Что делала повитуха

После рождения ребёнка повитуха дожидалась выхода плаценты (последа). Повитуха должна была закопать послед в том месте, где никто не ходит, для обеспечения продуцирующей возможности женщины:

— Послет где-нить ба закапывали. Послет закапывали обязательно в навозную кучю. Он щитался грязным, йево не мыли. У свово дома, у угла хлева старались, хранилось оно. Штобы не болели ни ребёнок, ни жэнщина.

Одной из самых главных задач повитухи считалось отделение пуповины. Ее могли перерезать: резать, обрезать, отрезать, перестригать; перегрызть, если ничего не было под рукой (например, распространенная ситуация родов на пожне), а затем перевязать: завязывать, перевязывать.

— Где пуп резан, там и Родина. Отсригут эту пупвину, и надь было шобы завязатьто и чё-то заговаривать, штобы меньше плакал.

Пуповину обычно перевязывали материнскими волосами; отрезали же, в зависимости от пола младенца, на прялке, веретене, топоре. Таким образом, сразу после рождения ребёнка повивальная бабка приступала к выполнению разного рода магических действий, призванных обезопасить новорождённого и придать ему необходимые качества.




Магические ритуалы в бане

Затем роженицу и младенца мыли в бане, чтобы отогнать болезни и наделить ребенка здоровьем, умом, определёнными умениями с помощью магических действий:

— Как рожэница начьнёт рожать, скорее баню затопляют, ребёнка намоют и рожэницу намоют. Родица, дак сразу байну затопят, в бане моют.Через день фсё топили баню, ребёнка мыли. Маленьких детей каждый день купали в деревянном корыте и клали серебрушку, штобы вода была чистая.

В бане повитуха «правит» младенца: расправляет руки и ноги, сжимает голову, вытягивает нос, чтобы ребёнок не был курносым, голову размывала, «чтобы круглая была».

Многие обряды в бане нацелены на здоровье ребёнка: его моют заговорённой водой, причём моют от ног к голове, продуцируя этим его быстрый рост.

— Бабушка на полочьку сядет и поглажывает по ручькам, ношкам: ручьки-грабушки, ножэньки-ходульки, и гладит кверху, не к низу, а от низа к верху.

Как только младенец появляется на свет, его кладут в полотуху (деревянную кадку для замешивания теста), и/или кладут на печь. В основе этого действия — убеждение, что «ребёнок как тесто, из него всё вылепить можно».




Принятие младенца в Явный Мiр

Сразу после рождения ребёнка стремились «очеловечить», принять в круг своих. Поэтому младенца представляют домовому и баннику, т.е. вводят в «своё», человеческое пространство:

— Бабушка-повитуха сама ребят мыла в бане. Пуповинку заращивала, пуповинку перевязывала. Бабы приговаривают чего-то: Баенник, пусти нас, и младенца. Пусти нас помыцца – попарицца, прими младенца, помой. А в баенку-то заходят: баенник-баенник, пусти нас ф парну баенку помыть нас и младенца, мальчика или девочьку уш не знаю. А ребёнка-то принесут ис хлева: дедушко-доможырушко, бабушка-Соломонаюшка, прими сердечьного дитятка, полюби-сохрани, фперёт пусти. Говорят заносят когда младенца.

Бабушка-Соломонаюшка, или Саломия (сохранившееся почитание Богини Макошь), по народным представлениям, совершает все те действия, которые выполняет повитуха, поэтому именно к ней и обращены многие заговоры повивальных бабок.

Повитуха могла провести защитный обряд над младенцем:

— Раньше бабушка святила. Бабушка на меня в бане защитный крест наложила, опкатила водой и заговор прочитала.

Повивальная бабка могла гадать, сколько проживёт младенец. Для этого она тянула нитку через всю деревню к дому новорождённого. Если нить оказывалась целой, это сулило долгую жизнь, если же нитка рвалась, говорили, что ребёнок «оторвался от века».




Помощь матери и ребёнку — магические обряды

Помощь повитухи не заканчивалась с принятием родов; повивальная бабка навещала роженицу и младенца, давала советы, лечила от детских болезней. Большинство болезней лечили в бане.



От плача:

—Беспокойный был, такой он ревун был. Он худо груть брал, фсё ревел-ревел. Ф чяшку воду нальют, у стола углы обмоют в этой водичьке, а потом малыша поить.



От бессонницы:

— Знахарок звали, в бане мыли, ворожили чево-то. На полке мыли, так нажарят, што он бедный бес фсяких приговороф заснёт.

— Бессонный – плохо спит ребёнок. Стремяцца, штоп засыпали. Моют, штоп заснул. Холодной водой дак намоют. Утреня заря Марья, вечёрня заря Дарья, ночна заря Мария, придите и принесите, придите с чистого поля, с шырокого раздолья, придите и принесите кротости и смирности и Божыей милости, сну и спокою и третьего угомону, штобы сердечьну дитю спать со спокоем, ставать со здоровьем. До трёх рас нать говорить. Да будет так!



От исполоха, испуга:

— Вижу исполох большой у ребёнка или у человека дак в баню к нему схожу (Слова на испук (кого-то испугался): Как серый камешэк (берут на ростани дорок камешэк, помоют, в воду чистую опустят. Воды взяли – ни с кем не розговаривают, штобы слова-ти пристали) не боицца ни стуку, ни грому, ни переполоху, ни тлящего морозу, так и ты, (имя), не бойся ни стуку, ни грому, ни переполоху, ни тлящего морозу. Да будет так! (3 раза). И само три раза прочитать.



От щетинки:

—Щетинка - это шэрсть такая грубая, вот зьдесь или зьдесь (на груди или на спине), она беспокоит. Вот вытираш (я тожэ ходила в бани мыть малых ребят, дак вот чюствуеш, там как проволочька такая колет, волос такой грубый. А как он выйдет – дак лехче будёт. (А как его вытащить?) В бане намоеш, и на сыро тело. Щетинка, когда-от родицца ребёнок и сильно беспокоицца. Делают тесто на грудном молоке и этим тестом проводят по спинке, и она шэроховатая. И надо заворачивать ф шолк, чяз-два лежыт ребёнок, и остаёцца на нём. Щетинку выводили, был атлас, к ней прилипает кажно место, и к спинке прикладывают, и потом отнимают, и колючьки фсе в этот материал прилипают. И потом выводили ешшо, хлеп горячий испекут, розрезают, мякиш возьмут, колобок наминают и катают по спинке, так вылечивали.



От прикоса:

— Прикос от дефки, прикос от жонки, прикос от мужыка, уроки прикос, ветряной прострелы, откуда пришли, там и подитя. И кого оприкосили - имя. Никогда не ходите к старому хозяину на пяту, на корень. Бутте, мои слова, лепки да крепки. Три раза пофторите над банкой с колонки морожэной (ледяной) воды ножом (перекрестить) и поят, окрестить и три раза да будет так. Помоют личико, ручки, можно в бане окатить тёплой водичькой. Штобы ребёнка не оприкосили, когда его смотрят (чужие люди), себе в рот – спичьку или платок.

Повитуха могла не лечить от прикоса, а предотвратить его, повязав на руку младенца заговорённую нитку:

— У нас ребёнка никуда не показывали. 8 месяцеф – до года не показывают, на руке – правой – шэрстяная ниточка да деревянный катышок шарик. Потом, в гот, та бабушка и отвяжэт её (которая завязала).



Если ребёнок долго не начинал ходить

Если ребёнок долго не начинал ходить (таких детей называют седунами), опять же обращались к повивальным бабкам:

— Бабок нанимают, хто может росплотицца, а те им (детям) ноги росьтирают да моют. Ребёнок не может ходить, потому что его держат путы. Если их разрезать, ребёнок научится ходить: Пута назывались, надо срезать пута, штобы ходить быстрей научился.

Повитухи лечили не только младенца, но и роженицу:

— Бабушки роды принимали. В баню ходили, да терли, у рожэницы матку поднимали: росьтирали жывот. Матки у многих от тяжэсти выходили.

Как мы видим, роль повитухи в родильном обряде действительно очень велика: в её обязанности входило ведение беременности, сами роды, лечение матери и ребёнка, их магическая защита, введение в общество. С появлением родильных домов обряд подвергся сильному изменению, и роль повитухи оказалась "урезанной": она свелась к лечению младенца и матери, а магические действия с последом, мытье новорождённого в бане да и сама помощь при родах оказались забытыми.




Посмотрим на магические предметы повитухи

ЛАРЕЦ С КЛЮЧОМ

Открывался во время родов: «Приходила бабушка Соломонидушка, брала золотые ключи, открывала мясные ларцы».



ЯЙЦО

Беременная, у которой были выкидыши, носила его с собой 40 суток. Повитуха катала яйцо по животу роженицы:

«Как кура яичко рожает легко, так и я рожу легко».



КВАШНЯ

Во время трудных родов повитуха замешивала тесто:

«Я тебя, квашоночка, творю с утра до вечера, так бы и такой-то (имярек) мучиться один часок минутный».



ТУЕС ДЛЯ ВОДЫ

Водой, принесенной с реки, повитуха умывала роженицу и давала выпить под ее заговор:

«Водица моя, царица, бежишь через горы и повороты, ничего тебя не держит: ни горы, ни крутые повороты, так бы у роженицы <...>проходы были, кости расходились».



КОЧЕРГА

Роженицу заставляли перешагивать через нее при трудных родах.



КРАСНЫЙ ПОЯС

Роженица переступала через него для ускорения родов.



СКОВОРОДА

Повитуха ходила вокруг роженицы, подбрасывая блин на сковороде:

«Так быстро и легко блин сходит, так быстро и легко блин вышел».



ГОРШОК

После родов сорок дней пустой горшок оберег стоит под кроватью роженицы.



БЕРЁЗОВЫЙ ВЕНИК

Когда знахарка правила роженицу в бане, она произносила заговор:

«Как этой березе коренем не стоять, веток не распускать, корней не пускать, так моему золотнику [матке] на место встать».





БЛЮДО

В нем проводился обряд «размывания рук» на 20–22 день после родин.



ВЕЩИ ДЛЯ ОБРЕЗАНИЯ ПУПОВИНЫ

топор и прялка.



Чашка

Небольшая чистая, непользованная ЧАШКА. В нее наливали воду и клали серебряную монетку с приговором:

«На золото, на серебро ничего не пристает, так и к этому младеню ничего не приставай».

Ну, а когда знахарка приходила в дом с новорожденным, то использовала семейные вещи.



ОТЦОВСКАЯ РУБАХА

Ей приписывали приворотные («чтобы отец любил») и обережные роли: новорожденного следовало трижды сунуть в печь и завернуть в грязную потную рубашку:

«Печь не боится ни жару, ни пару, так же мой ребенок не боится ни шуму, ни гаму».



ПЛАТОК МАТЕРИ

Через него знахарка загрызала грыжу у новорожденного:

«Грызу, я загрызаю все двенадцать грыж, грыжу пуповую, грыжу шулятную…»



КОЛЫБЕЛЬ, НАКРЫТАЯ МАТЕРИНСКОЙ ЮБКОЙ

Был целый ряд запретов, связанных с колыбелью, например нельзя качать пустую колыбель, иначе у ребенка будет бессонница или он умрет.



ОБЕРЕГИ К КОЛЫБЕЛИ

Подвешивали костяной молот, флакончик, наполненный ртутью, с приговором:

«К ртути ничего не пристает, так и к этому младене ничего не пристанет».

В качестве оберегов под матрас клали шапку отца (для мальчика) или платок матери (для девочки), сложенные крест-накрест нож и ножницы, ладанку с зернами, ртутью.

От бессонницы над колыбелью подвешивали кусок кожи или валенка с шилом, веретено, кудель, лучину, а также модель сохи, девочке — прялочку, гребень, веретено, мальчику — лучок со стрелкой. Повитуха (или мать) при этом приговаривала:

«Вот тебе прялка, кудешко и веретешко, пряди, а дитем не играй»; «Вот тебе стрелка и лучок, играй стрелкой и лучком, а не нашим дитем».



БЕРЕЗОВЫЙ ВЕНИК

«Как голик спокойно лежит, так и ребенок спокойно спи».



КАМЕШЕК (любой)

Клали в воду для мытья ребенка:

«Коль камешок крепок и здоров, ни о чем не болеет, так и у меня ребенок расти крепок.»



СЕРЕБРЯНАЯ МОНЕТА

Клали в таз для мытья ребенка:

«На золото, на серебро ничего не пристает, так и к моему ребенку ничего не приставай.»



КОЛОКОЛЬЧИК

Окунали в воду, которой поили ребенка, долго не начинавшего говорить.



КОРЫТО

Под него клали ребенка, больного чахотой (рахитом), и стучали по корыту топором:

«Чахота-сухота, пойди дальше от меня, пойди в землю от меня…»



ТОПОР ИЛИ НОЖ

Ими резали путо, т.е. разрезали невидимые путы между ног ребенка, чтобы он быстрее стал ходить:

«Твою страсть секу, твою страсть засекаю.»



ХОДУЛЬКИ

Приспособление для самостоятельного научения ребенка ходьбе.



ПОМЕЛО ИЗ ЕЛОВЫХ ВЕТОК

С его помощью знахарка лечила многие детские болезни. При лечении полуночницы — бессонницы у детей — она вначале пашет (заметает) им в печи, а затем обводит вокруг колыбели и произносит заговор:

«Чехотница, полуночница, шилохвостка, не тешься, не потешайся моим дитем, а тешься, потешайся гуменным мешком да серым камешком.»



ХЛЕБНАЯ ЛОПАТА

На ней сажали в печь ребенка, больного собачьей старостью, что называлось «перепекание». Обряд сопровождался заговорным диалогом:

«Что пекешь? — Собачью старость. — Пеки ее, чтобы век не была».

«Собачью старость» лечили и другим способом: протаскивали ребенка через связанные калачи. Словом, повитухи были настоящими Знатками, а от их умения зависели здоровьи и благополучие и матери и ребёнка.

***

В следующей статье посмотрим предметы, которые использовались для магии красоты и здоровья.
На благо!