Поиск
Тайна: Магия управления погодой. Есть ли такая?

То дождь, то град, и никак не уснуть!

Бывает и такое, что внезапный град выпадает, разрушая то, что было сделано, посеяно, выращено с таким трудом. Свищет ветер, разметая собранные стога, пугая животных. Могли ли народная магия не выработать приёмов против града и урагана?

Посмотрим на это внимательнее.



магия воды


Конечно, за те тысячелетия, в течении которых наш народ занимался землепашеством и животноводством, люди опробовали и узнали много магических способов влиять на грозу и град. Град, как и гроза с громом и молниями, проливным дождем, несет опасность для людей и хозяйства, особенно земледельческого. Главный мотив противодействия природным явлениям — обеспечение безопасности человека, его дома, огорода и посевов.

Например, при выпадении града бросали на улицу нож, топор, ветки вербы с божницы, крашеное яйцо, хлебную лопату, помело, скатерть для хлеба, вывернутую наизнанку одежду.

При наступлении грозы на улицу бросали литовку (большую косу), при граде — нож, топор:

— Не прогневайся, святый Илья Пророк, тихонькую росу. Крестишь окна, двери, всё.


Напоминаю, что в эпоху двоеверия под именем Ильи Пророка помнили о славянском Боге Грозы Перуне.

При грозе, урагане, граде применяют освященные предметы – крашеное яйцо, скорлупу от крашеных яиц, ветки вербы. Все они в народном представлении обладают магической обережной силой.

Можно предположить, что яйцо, окрашенное с помощью луковой шелухи в бордовый цвет, имело образ огненной стихии и тем самым противопоставлялось грозе и граду как явлениям, связанным с водой. Но крашеное яйцо считалось спасительным средством и во время пожара, а в отдельных местностях существовал обычай выбрасывать его во время первого грома.

О магии вербы можно почитать в тайне «Магия деревьев».

О магии яйца — в одноимённой тайне «Магия яйца»

Многие предметы символизируют огненную стихию: кочерга, сковорода, печное помело, хлебная лопата, скатерть для хлеба, ухват, кочерга. Так они все согласуются ещё и с выпеканием хлеба-оберега, то получается могущественное средство защиты и воздействия на непогоду.

Металлические, освященные и связанные с печью предметы в случае грозы или града выбрасывали из дома через окно или дверь, с крыльца дома во двор, на огород, улицу, крышу, за воротами - вверх, то есть по направлению к небу, перебрасывали через дорогу. Могли выбрасывать несколько предметов вместе, например, яйцо и помело.

О традиции бросать на улицу вывернутую наизнанку шубу во время града:

— Когда очень крупный град, тоже шубу перевернешь и выбросить надо на улицу, тоже я это слышала.


Этот способ, по-видимому, связан с укрыванием шубой банной каменки, только действие переносится из бани на улицу.




Указание на плешь

Для прекращения затяжного дождя или града составляли список из сорока плешивых людей.

Был и такой любопытный способ. Записывали на бумаге имена сорока известных людей, имеющих плешь, и оставляли его в лесу на елке:

— Если дождь идет, то собирали плешивых. У некоторых мужиков плеш есть. Соберут сорок таких и вешают куда-то на дерево список, затем перестает дождь идти.


В другом случае такой список могли составлять не только при длительном дожде, но и при засухе, и предполагается, что его зачитывали во время моления на поле или у реки:

— Водяному прошение пишут. Сейчас не знаю, а раньше писали. Моя мать сама писала. "Сорок плешатых" называется. Когда летом дожди идут-идут, сено гниет, нужно прошение писать, что мол от дождя уже даже облысели люди - сорок плешатых в деревне. И людей указать в списке сорок человек, кто с лысиной. А когда дождя долго нет, Илье-пророку молятся.


Обычай перечислять имена плешивых широко известен на Европейском Севере России.

Ему следовали поморы в обряде мольбы [Забылин, 1996, с. 330] утихомирить ветер на озере [Кузьмин, 2006, с. 213], русские Вологодской губернии с целью ослабления морозов в конце зимы и начале весны [Шабалина, 2006, с. 23-25], украинцы и белорусы [Володина, 2001, с. 12] чтобы вызвать дождь и ветер [Там же], а также коми - в рамках ритуала, приуроченного ко дню сорока мучеников. Число перечисляемых плешивых в обычаях разнится: 9 или 40 человек.

Чаще всего имена просто называли, иногда сопровождая их специальными приговорами.

В отдельных случаях при перечислении делали отметки на лучине углем или ножом [Забылин, 1996, с. 330], а также «чиракали острым на куске бересты или на щепке», имитируя запись [Кузьмин, 2006, с. 213]. Поморы Кемского уезда старались вспомнить плешивых из одной волости или даже деревни [Забылин, 1996, с. 330], а русские Водлозерья иногда называли плешивых из числа умерших людей [Кузьмин, 2006, с. 213].

Почему плешивых? Перечисление плешивых является способом указания мифологическим силам на негативные последствия долгих дождей. В народной традиции слово «плешь» имеет несколько значений, в том числе «голое, лишенное растительности место» или «незасеянный участок, место, "где не взошли семена из-за погодных условий"».

Так как «голое» место возникает вследствие плохой погоды, в том числе засухи или чрезмерно обильных осадков, составление списка плешивых людей может являться знаком неприемлемой для земледелия погоды.

Почему сорок? У некоторых может возникнуть предположение о связи с христианскими «сорока мучениками», но это только поверхностное восприятие. Число «сорок» у нашего народа связано с путешествием Души в Навь, и, соответственно, со способом донести своё чаяние до Иного Мiра.

Если говорить об истоках обычая, то нужно отметить следующие факты. «Лысая голова» упоминается в казахских призывах к духу ветра, а «плешивым-слепым» называется таджиками один из ветров.

В нашей традиции «сорок плешивых» также перечисляются с целью воздействия на ветер. От силы и направления ветра в природе зависит изменение погоды вообще.

Таким образом, выстраивается следующая цепочка поверий: ветер представляется мномiрным существом с лысиной — и ветер изменяет погоду. Поэтому предположительно «список плешивых» первоначально был способом воздействия именно на ветер.

Этот ритуал имел свои варианты. К ним можно отнести составление письменного списка подлинных имён или простая имитация.

Со списком поступали по-разному: читали на ветер или относили в лес, под дерево. Хозяина лесных угодий, Лешего, нередко соотносят с деревьями, ветром и вихрем («Идёт, голова выше деревьев, ветер свищет…»). Дерево здесь выступает частью природного мiра, через который человек обращается к природным Стихиям.

Список становился сильным магическим предметом, потому что требовал приложения немалых сил. Вы, к примеру, сможете вспомнить имена сорока плешивых человек?

Полный список, таким образом, представляет собой цельный текст, сравнимый с чудодейственным заговором. Так что это — сильное послание Божественной Силе Ветров. Напоминаю, что в славянской северной традиции Стихия редко именовалась «Воздухом», а чаще — «Ветром». Потому и зовём мы на алтаре Деда Ветров Бога Стрибога.

Некоторый предметы, которые использовали против дождя, применялись и по отношению к ветру. Те же крашеные яйца, металлические предметы и печная утварь, по народным представлениям, изменяют направление ветра, который и уводит несчастье.

Это же использовали против крайнего проявления ветряной погоды — урагана, который сам по себе представляет опасность.

А если надо, наоборот, позвать ветер? Собственно магическим способом вызывания ветра является только тихий протяжный свист, подражающий свисту ветра.

Обычно к нему обращаются в безветренный период в хозяйственных целях: во время сушки сена, чтобы трава быстрее и лучше высохла, а работникам было менее жарко; во время очистки зерна после молотьбы:

— Вот он обдувает зерно и свистит, чобы ветер появился.


Вихрь, в отличие от ветра имел большую угрозу. С вихрем связаны представления о том, что он может унести человека, навредить ему. Считалось, что вихрем появляется нечистая сила, ведьмы и колдуны. Защитой от вихря считается нож, который бросают в вихревой поток. Этот широко известный способ обычно описывается в мифологических текстах.

В реальных же ситуациях люди обычно совершают наложение прямого мужского защитного креста в сторону, произносят приговоры:

Вот вихрь идет: «Ты иди по своей дороге, я по своей дороге иду», три раза перекрестить надо.

— Повторяешь вихрю: «Нож, топор, борона. Нож, топор, борона». Уйдет куда-нибудь.




магия стихий, стихии и тело, стихии и душа, магия севера, ольга боянова

Когда управляли погодой?

Зачем нужно было управлять погодой? Чтобы сберечь урожай, помочь работам на земле, рыбной ловле, защитить жилище и домашних животных. Потому такая магия была в ходу только в летнее полугодие, большинство из них ориентировано на осадки (дождь, град), некоторая часть — на другие явления (гроза с громом и молниями, ураган, ветер, вихрь).

Но, несмотря на суровую зиму, не было никаких способов воздействия на осадки и температуру в это время года. Думаю, потому что в это время все сидели по домам и были, в общем-то, готовы к холодам и зимним вьюгам.

Кроме этого существует поверье о том, что морозная зима обеспечивает теплое лето, и всё это связано между собой. Теплое лето более желательно, поэтому зимоймагическое воздействие на суровые погодные явления не использовалось.

Магия для вызова дождя творилась весной и заканчивалась на Купало. Противоположная магия сухой погоды приходилась на время сенокоса, то есть с конца июня до начала августа, и на время полевой страды, на август. К обережной магии от грозы и града, защищавшим преимущественно еще слабые посевы, обращались в основном в июне и июле. Зазывание ветра отмечается при сенокосных работах (июль) и обработке зерна (конец августа - сентябрь).

Вот так всё мудро было устроено у наших предков. Они не «баловались магией» ради интереса, усилия были нацелены на конкретный результат, приносящий пользу, защиту и будущее благополучие.

***

Чтобы закрепить своё знание, ответьте на вопросы небольшого теста. Напишите в обсуждении свои впечатления об этой тайне. Буду благодарна, если поделитесь собственными приёмами договориться с погодой.

На благо!