Поиск

Тайна: Мiр наших предков. Мы не проходили этого в школе!

Работа с родом
Первый курс

Узнать подробнее


Коли вы хотите поддерживать связь со своими Предками и родом, то лучше это делать в признанные праздники. Эти дни в народной культуре замечали как «межевые», то есть те, которые отделяли одно состояние Природы от другого, и делали границы между Мiрами тонкими.

Соберём эти даты по Кологоду.



В первую очередь, это так называемые Солнечные Изломы – астрономические события солнцестояния и равноденствия, которые не привязаны к календарю – они просто есть.

Также есть и другие даты, в которых сочетается магия определённых дней — в них привязка к движению Солнца, Луны и человеческих общих устремлений.



Даты Радуницы (Радуницы, Родоницы) 2023 года

«Родители», то есть «ушедшие в род» — так называют в народе усопших старшего поколения, которые ушли благим образом, на памяти живущих. «Родительский день», «родительская неделя» — подразумевают, прежде всего, время весной и осенью.

Родоницы две в году: Весенняя и Осенняя.
Осенняя длится с субботы-встречи Дедов до следующей субботы-проводов Дедов. Весенняя Родоница короче, потому что следует за Красной Горкой и Ярилиным днём, и продолжается с понедельника по субботу включительно.

Весенние Деды с 24 апреля по 29 апреля (вкл) 2023 года
Осенние Деды с 21 октября по 28 октября (вкл) 2023 года




Дни обращения к Предкам и родичам

Противоречивость дат

Когда встречаете в интернете разные даты Радоницы, всегда обращайте внимание на два момента: христианская или языческая традиция перед вами и из каких мест она родом. Даты христианского праздника привязаны к Пасхе. Этот праздник чужд языческой традиции! Потому наша Радоница не может быть с ним связана.

Дни, когда празднуют Радоницу, могут меняться и в разных регионах России. Встарь не было единого календаря праздников. Потому традиции поминовения предков могут разниться в южных и северных регионах.



Другие дни обращения к Предкам

Поминальный ужин и обряды почитания Предков устраивают и в другие дни. Это все праздники Солнечных Изломов: Коляда, Ярило (Масленица), Купало, Авсень. Как правило, в эти дни выставляют угощения для благих покойников, делятся с ними своей пищей.

Прежде старались не забывать своих родственников – любых, хоть живых, хоть мертвых. Считалось так: от того, насколько у человека крепка связь со своим родом (родственниками) и с Предками-Прародителями, зависит нынешнее и будущее благополучие.

Напомню, что почитаемые Предки для мужчины и незамужней женщины, для детей — это два рода, по мужской и материнской линии, как говорили, по крови и молоку. Для замужней женщины, вошедшей в род мужа, почитаемые Предки – это четыре рода (два своих и два мужниных). Именно поэтому женщин и почитали как хранительниц рода, уже объединенного.

А что же с другими умершими, например, вашими братьями, сестрами и даже детьми, немного пожившими, или даже нерождёнными? Входят ли они в понятие Предков? Именно для Вас – нет, не входят. Если на них закончилась ветвь рода, то они считаются бывшими в роду, но не Предками.




книги сказок

Когда лучше вспомнить родичей, но не Предков?

Речь идет не об отдельных ушедших – мы вспоминаем их до года после смерти, по особым дням, которые отсчитываем с даты смерти.

Речь именно о всех родичах, тех, кого помним, вспоминаем, ощущаем частью рода.

Для этого выделялись особые дни — в лице Рода и рожаниц чествовали род свой. Род, именуемый Богом-творцом, почитался как обоготворённый Предок, а Рожаницы — Богини-родоначальницы-праматери.

У славян были родовые праздники, когда род собирался вместе на съезжие праздники, гостевали друг у друга или просто собирались на общую трапезу, если жили рядом.

Весенняя неделя рода: 20-25 мая 2023 года
Осенний день рода: 8 сентября 2023 (но могло тоже продолжаться неделю)

Это и сбор всех родных под одной крышей, за одним столом и обмен новостями, и воспоминания об ушедших.

Родопочитание, несомненно, всегда присутствовало на Руси. В одном из текстов «Вопрошания Кирика» (в 40—50-е годы XII века ) находим указание на некий обычай, который явно связан с культом рода.

«Аже се роду и рожанице крают хлебы и сиры и мед», – спрашивает Кирик у епископа, и получает ответ:

«Бороняше велми» (строго возбраняй)


То есть явное указание на обрядовую трапезу в честь рода и рожаниц, также приношения в жертву сыра и меда.

Хлебные печи и зерно были одним из символов Рода и рожаниц. Не случайно, во многих поучениях против язычества христианские проповедники обвиняют своих соотечественников в том, что они «Иже ставять трапезоу Роду и рожаницам, короваи им молятъ»

Этот сельский пир разворачивался по всем правилам земледелия и со всеми приемами гостеприимства по преданию и заветам глубокой древности и по возможности широко и разгульно.

Известно также, что в княжеских родах к этим праздникам приурочивали имянаречение. Есть свидетельства, которые говорили, что именно в эти праздники отмечали дни рождения детей, родившихся с прошлого дня рода и рожаниц. Культ «рожаниц» был связан с представлением о продолжении рода и судьбе новорожденного, которому они определяли судьбу.

Яростные обличения христиан этого праздника начинались еще в стародавние времена. В «Слове святого Григория» (начало 14 века) бытовавшие в Древней Руси «трапезы нареченыя роду и рожаницам» ставятся в один ряд с другими обрядовыми языческими действами – «и Дыева служенья, и кладенья треб оканнаго учителя» и т. п. «Рожаничные трапезы» рассматривались как жертва «часу ражанному», поклонение роду. Отсюда и столь яростные обличения.

Живучесть Рода и Рожаниц объясняется тем, что они принадлежали к семейному культу.

Однако христианская церковь сопротивлялась язычеству. Так, например, в «Слове Исайи пророка...», которое относится к церковной литературе середины XII в., прослеживаются призывы к сопротивлению языческим традициям, распространенным в обществе:

«Вас же, покинувших меня, что забыли мою святую гору, готовящих банкеты в честь Рода и двух Рожаниц, наполняя чаши свои на потребу бесам, вас я предам мечу и все вы упадете проколотыми... Когда верные мне люди начнут пировать - вас будет мучить голод, но сыты вы будете тем, что приготовили Рожаницам. Обрадуются в веселье сердца, вы же, подчинившись бесам, молясь идолам и проводя пиры в честь Рода - Рожаницам, вы воскликните в сердечных муках, будете рыдать в судорогах сердец своих».


В эпоху двоеверия люди пытались совместить христианство и поклонение роду и рожаницам, что также вызывало негодование, и попытки наложить епитимью;

«Аще кто крестит вторую трапезу роду и рожаницам трепарем святыя Богородица, и то яст и пиет, да будет проклят».


Ещё в 19-начало 20 века рожаничные трапезы проходили так.

Угощение на такой родственный сход готовили все семьи, входящие в род. На первой сходке назначался срок, размер и способ сбора продуктов с каждой семьи. Но, в любом случае, каждая семья приносила по булке хлеба и восковой свече.

Войдя в дом и обратившись к красному куту (божнице), хлеб выкладывали на стол, а свечи ставили в подсвечник. Хозяйка выносила ведро пива, ставила на лавке под божницей и угощала.

Наступало время общего обращения к Предкам и роду, который вел старший в роду.

После «рукались» — целовались друг с другом.
Затем садились за стол в определенном порядке: старшие на куте (в данном случае — красный передний угол), а молодые — в конце стола.
Подавали пиво, пирог, капусту, подливку с говядиной, лапшу, холодец и кашу.

Участники складчины пели, плясали; вечером ходили по деревне ряжеными. На следующий день собирались снова у той же хозяйки — это называлось троиченок. Снова пели песни, скакали сначала в хате, потом — на улице.




Дни обращения к Предкам и родичам

Уговор на красный кут для сохранения рода живущих

Родители — это предки, а в уговоре называют только ещё живущих.

— Родители наши, милуйте сродников моих по плоти, отца и матери, братию, сестры, и вся ближния рода моего, и други, и даруйте им премирная благая. Отца и матери моя, братию, сестры, жену, чада и вся ближняя рода моего во здравии и долгоденствии соблюдите. Избавите их от всякой скорби и нужды, даруйте им изобилие плодов земных и во всех благих начинаниях помощник им будьте. К ним же и мене во время свое благополучна возвратите, да радующемся милостям вашим.
Да будет так!



Короткий уговор на красный кут для сохранения рода

— Родители наши, милуйте отца и матери моих (имена) и всех сродников, во здравии и долгоденствии соблюдите. Да будет так!



Уговор на красный кут для сохранения сродственников, здравствующих и почивших

— Родители наши, благодетельствуйте о моем житии и о всех моих родных и знаемых как детей пока не рождённых, как здравствующих, так и почивших, кои были, есть и будут в нашем роду. Да будет так!


***

Зачем помнить свой род? В нашем народе знали простую причину для этого — знаешь родовую линию, чтишь родовых Духов, значит, установлена связь и покровительство Высших Сил. Всё просто, так было, так есть, так будет!

На благо!