Поиск
Тайна: Потерянный смысл славянских праздников

Время воды

Готовимся к Коляде!

Вебинары, тайны и обряды


Подробнее


Вода в этот важный переходный период от старого к новому осмысливалась как врата на тот свет. В целом старались хоронить около рек, устанавливали возле захоронений сосудов в виде женских фигур. А на праздниках и вовсе были обязательны обряды с водой.


когда новый год у славян, славянские зимние праздники, васильев вечер


Магическая Стихия Воды

Стихия Вода вездесуща — Земля стоит на трёх китах в окиян-море, четыре стороны света расположены на четырёх морях. Божья вода да по божьей земле бежит, Огню да Воде Бог волю дал. Так в поэтической форме сохранились воззрения нашего народа на Стихию Воды.

На воду трижды наговаривают заговор, после чего ею можно воспользоваться сообразно своим чаяниям: трижды умыть человека для красы или от болезни, окроплять дом, вещи, человека, давать пить, или вылить за порог.

Можно перед заговором воды кинуть в неё соль, и, после растворения, читать над водой заговор.

Практически все положительные характеристики воды (чистая, живая, «цветочная», постоявшая под звездами, «крещеная» и др.) добавляют ей магической мощи, делают ее не просто чистой, а чистой ритуально.

И такая вода используется для лечения и очищения. Часто для лечения или снятия сглаза вода берется из особых мест ― например, из водоема возле водяной мельницы; черпают ее против течения. После прочтения заговора над такой водой нужно помыть больного и вылить ее обратно, откуда она была взята.

Вода способна снять магическое воздействие, однако после этого она уже становится нечистой, и от нее, как и от «мертвой» воды, необходимо избавиться, вылив ее в такое место, куда нога человека не ступает. Один из способов ― вылить воду туда, откуда она была взята: вода отнесет болезнь, магическое воздействие, нечистоту.




зимние подарки

Благопожелание и поливание

Одним из распространенных ритуальных действий, совершаемых с водой, является поливание. Оно тесно связано с благопожеланием «гладко, как по воде», то есть без препон, гладко, легко. В этом случае вода выступает символом других ценностей: здоровья, удачи, счастья.

Поливают водой путь вслед уезжающим далеко, отправляющимся на экзамен, собеседование или любое другое важное мероприятие («испытание»). Этот ритуал призван обеспечить успех начинания, безопасность в «чужом» пространстве. Поэтому поливание водой, сопровождаемое благопожеланием, происходит чаще всего на пороге дома (в том числе многоэтажного ― на выходе из подъезда).

Водой поливают путь перед человеком (и тогда он должен наступить правой ногой в воду) или ему вслед. В обоих случаях это означает пожелание удачи и благополучия в дороге и в деле, для свершения которого человек отправляется в путь.




Роль воды на солнечных праздниках

Конечно, Стихия Воды также обожествлялась нашими Предками. Вот как об этом пишет Ольга Боянова в книге «Магия славянских Рез Рода»:

Тебе уже должно быть знамо про Стихии, что Явь составляют. Когда Род — Творец всего Сущего задумал Явь сотворить, то сделал тогда четыре вещественных начала Мiра Яви. Огонь, Землю, Воду и Воздух. Так была создана Природа. Но только тогда всё стало живым, когда Боги наполнили своим присутствием вещественные начала.

Три стихии наполнились сразу: Мать — сыра Земля, Стрибог — Бог Ветра, Семаргл — Бог Огня, заняли свои места. А вот с Водой так просто не получилось. Разлилась вода по всем низинам, образовался окиян‑море, реки наземные и подводные, озёра да облака на небе.

И тогда разрешил Род многим Духам быть в воде. Водяные, русалки да царь морской, много их теперь знаем. Здесь, на Севере, мы зовём Богиню Агидель, девушку‑реку, что однажды спасла Землю от жара небесного.


Так Стихии соединили явную Природу, которую ты ощутить можешь, и Богов Родных, которых позвать на помощь можешь.

Традиционно вода считалась женской Стихией, в заговорах её звали по имени (Елена, Ульяна, Татьяна). Называли так: милая, чистая, быстрая, матушка-вода, Богова сестрица, водичка-орданичка, найстаршая царичка.

Подробнее Тайна: Святая вода. Где, когда и почему?




когда новый год у славян, славянские зимние праздники, васильев вечер


Древняя магия очищения

Считалось, что во время зимнего и летнего солнцеворотов жизненная сила воды повышалась, и она могла наделить человека красотой, привлекательностью и здоровьем.

Этими представлениями объяснялась традиция совершения в эти праздники большого количества обрядов по увеличению славутности девиц и жонок.

Под славутностью понимались привлекательность, обаяние, способность девушки возбуждать в представителях противоположного пола половое влечение.

В зимний праздник Солнцеворота девушки, полностью раздевшись и встав ногами на сковороду, обливались у колодца или, если совсем холодно, обливались колодезной водой на чердаке. Такие обливания проводились парами: одна девушка обливалась, вторая накидывала на неё одежду.

Был обычай утром на Коляду набирать ковшом из колодца воду. Умывшись ею, остаток воды несла к дому и плескала на наружный большой угол, стараясь попасть на девятый венец. Считалось, что, если ей удалось это сделать, то в этом году она выйдет замуж.

Ещё в кологодные праздники (зимний и летний) девушки забирались на колокольню, обмывали колокола и этой водой умывались.

Особенностью магических умываний в летнее время было опускание в воду цветов – повыше и покрупнее. Со словами: «Какие цветы красивые, такая и я красивая», умывались.

На праздниках перехода было приято обливание водой сверху-вниз, что символизировало очищение и уход всего ненужного в Иной Мiр.

Праздничную воды добывали, подобно огню в особых условиях и особом месте: черпали против течения в проточной воде, перед восходом солнца, накануне праздника, делали это молча и также молча надо было донести воду до дома.

На летний Солнечный Излом — обязательно купались, погода позволяла. На все солнечные праздники гадали, пуская по реке различные предметы и «кормили» воду, просили благословения.

Солнечное зажжённое колесо спускали на воду, соединяя тем самым магию двух Стихий.

Тем самым совершалась древняя магия — переход от смерти к новой жизни, умирания всего сущего в одной ипостаси и символического его возрождения в другой.

Особенно это важно было подчеркнуть в зимний Солнечный излом: год начинается с его тёмной половины, удерживая свою светлую половину в беременном чреве, подобно тому, как семена находятся в мнимой смерти под землёй, хотя силы роста уже работают в незримости Иного Мiра. Момент смерти — проход в скрывающую тьму — сам по себе первый шаг к обновлению жизни».


***

В нашем народе только одна сила считалась источником простого житейского благополучия — Иной Мiр, из которого приходят Духи Предков и Боги. Потому, любой праздник — это время обращения к своим Предкам. Обсудим это в следующей статье.
На благо!